Школа научного управления Ф. Тейлора

Автор статьи

Амина С.

9 минут на чтение
3 962 просмотров
Содержание Содержание

Сущность школы научного управления в менеджменте

Становление школы научного управления началось еще в конце XIX века, однако наибольшую популярность они получили к 1920-му году. Её основателями считаются Ф. Тейлор, Френк и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд. Сущностью школы научного управления заключается в реализации более эффективными методами процессов, связанным с ручным трудом. Поиск этих методов осуществляется посредством наблюдения, анализа и прочее.

Принципы школы научного управления

Перечень принципов представлен ниже:

  1. Организация трудовой деятельности, основанной на рациональном распределении возможности, для оптимизации работы. В частности, разделение труда, специальные приёмы, которые способствуют ускорению работы.
  2. Формирование определённой структуры организации.
  3. Формальное и фактическое распределение функций управленческого и рабочего персонала.
  4. Категоричность в следовании выработанных принципов.
  5. Своевременная и гарантированная оплата труда рабочего персонала.

Критика школы научного управления

Многие учёные-экономисты активно критиковали подобные разработки по причине:

  • Излишней механизации к экономико-производственным процессам.
  • Недостаточной мотивации рабочего персонала, заключающейся исключительно в финансовых интересах.

Отрицательные черты школы научного управления

Как и любая теория, школа научного управления идеализировалась создателями. Они продумывали принципы, которые невозможно было реализировать, поскольку отношения между людьми непредсказуемы и не могут подвергаться чёткому контролю.

  1. Чёткое разделение людей на управленцев и рабочих. При этом, отношение к рабочим посредственное, намеренное игнорирование их желаний.
  2. Рабочие люди играли маленькую роль в самой структуре: они были неинтересны управленческому персоналу.
  3. Невозможность существования конфликтных ситуаций.
  4. Мотивация рабочих заключалась только в улучшении их материального положения.

Школа научного управления Фредерика Тейлора

Ф. Тейлор – один из первых создателей школы научного управления, который внёс наибольший вклад в её развитие. Изначальное название — «управление посредством знания», в термин «научное управление» введён только в 1910 году.

Фредерик Тейлор разработал собственные принципы школы научного управления, на которых основываются разработки других учёных:

  1. Подробное рассмотрения с точки зрения науки всех сфер трудовой деятельности.
  2. Жёсткие условия для выбора и обучения рабочего персонала, в частности, менеджеров, с опорой на критерии, разработанные наукой.
  3. Обязательное взаимодействие управленческого персонала и рабочих.
  4. Разделение обязанностей между рабочими равномерно.

Фредерик Тейлор выделил обязанности управленческого персонала в рамках любого производства:

  • Формирование рабочего коллектива на основе предъявляемых им строгих требований.
  • Грамотное обучение и повышение квалификации работников до определённого уровня с целью улучшения производства и его эффективности.

Роль специализации труда, по мнению Ф. Тейлора, огромная как для управления, так и для рабочих, поскольку от грамотного планирования зависит и производственный процесс.

Создание системы дифференциальной оплаты: заработная плата получается в зависимости от количество произведённого продукта. Так, Ф. Тейлор предполагал увеличение производительности труда, поскольку важнейшая мотивация для рабочих – деньги. 

Роли подобной системы выплат Фредерик Тейлор придавал особое внимание:

  1. Зарплата – главный стимул для работников производства, поскольку зависимость ставки от количества произведённого продукта прямая.
  2. Разработки Тейлора способствуют повышению производительности труда.

Фредерик Тейлор рассматривал вопрос взаимодействия фактического результата и психики рабочего персонала. Исходя из этого, Тейлор и его последователи выявили, что необходимо развивать систему управления, создавая определённые отделы для контроля работы.

Главная цель всей работы Фредерика Тейлора – развитие системы управления, делая её сложной и многоступенчатой, основываясь при этом на научные разработки, в частности, использование конкретных методов и мероприятий. При этом очень важно делать акцент не только на механизацию производства, но и на организацию труда, управление рабочим персоналом. Важнейшим аспектом работы Тейлора является изучение «человеческого фактора».

Управление, основанное на научных принципах, рассматривало в качестве важнейшего направления работа на всех ступенях управления, в том числе и на самой низшей.

Важный аспект разработок Фредерика Тейлора – использование человека в качестве «фактора производства» и полное игнорирование его потребностей, желаний и целей.

Другие основатели школы научного управления

Несмотря на единую систему, которую создали учёные, они имели различные взгляды на многие вопросы, которые рассматривались в рамках школы научного управления.

Работа Френка и Лилии Гилберт

Учёные занимались изучением производственных процессов, в частности, изучали вопрос о том, как с минимальным количеством трудовых и производственных затрат увеличить выпуск продукции.

Кроме того, они изучали вопрос о способах управления, которая сейчас рассматривается под названием «управление кадрами». Была рассмотрена вариативность подготовки и расстановки работников. Нюанс был один – пренебрежение человеческими факторами.

Френк и Лилия Гилберт изучали вопрос о том, как стимулировать работников – это была одна из основных целей.

Работа Гаррингтона Эмерсона

Гаррингтон Эмерсон излучал вопрос увеличения производительности труда, в результате работы выдвинул принципы:

  1. Основная причина эффективности – правильно сформулированная цель.
  2. Преимущество здравого смысла над эмоциями.
  3. Формирование и существования «отдела рационализации», состоящий из квалифицированного персонала, способного оказать помощь в необходимых случаях.
  4. Создание собственного свода правил и строгое их соблюдения, формирование общей дисциплины.
  5. Справедливость, которая способствует повышению мотивации рабочего персонала.
  6. Наличие учёта.
  7. Жёсткое регулирование производства.
  8. Обязательное наличие плана производства.
  9. Установление конкретных норм, способствующих повышению производительности.
  10. Удовлетворительные условия для рабочего персонала.
  11. Обязательное присутствие инструкция для работы.
  12. Наличие конкретной системы оплаты труда, основанной на рациональности.

Основное отличие разработок Г. Эмерсона от других – стремление устранить потери вместо систематизации производства.

Фредерик Тейлор изучал организацию наиболее подробно, и в результате работы выделил систему организационных мер, которые необходимы для улучшения качества производства и увеличения прибыли:

  • Специальные карточки для инструкций.
  • Хронометраж.
  • Предусмотрение возможности переквалификации рабочего персонала.
  • Плановое бюро.
  • Изучение мнения рабочего персонала.

Работа Генри Форда

Г. Форд организовал производство, основываясь на механизации производства в автомобильной отрасли промышленности.

Принципы, выделенные Генри Фордом:

  1. Неудачи – часть работы, которая способствует последующему улучшению производства.
  2. Конкуренция – необходимость, при этом необходимо разделять личность конкурента и работу.
  3. Самое важное в работе – польза для потребителя, а не получение прибыли.
  4. Даже из дешёвого исходного материала необходимо сделать качественный продукт, используя дополнительные затраты.

Большой вклад Г. Форда состоит в том, что он предусмотрел переход от ручного труда к машинному. В результате производство стало не уникальным, а поточным. На основании этого были разработаны принципы организации труда:

  • Использование разделения труда.
  • Специализация труда.
  • Внедрение применения высокопроизводительного оборудования и инструментального оснащения.
  • Расстановка оборудования в ходе производственного процесса.
  • Транспорт механизирован.
  • Регламентированный ритм производства продукции.

Подобные принципы способствовали эффективности производства.

Работа Генри Ганта

Г. Гант занимался работами в сфере поощрения работников. Он выступал за гарантированную заработную плату, которая сочетается со сдельной, то есть выплачивается исходя из выполнения норм и количества продукции.

Он создал так называемые «ленточные графики Ганта», которые предполагали составление специальных карт для планирования производства.

Использование принципов школы научного управления

К 1960-м годам школа научного управления была не единственной школой управления, выделялись также: классическая школа управления, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа науки управления. 

В 1920-х годах школа научного управления, будучи одной их самых жёстких, активно использовалась. Это связано со сложной экономической ситуации многих стран, вызванной сначала последствиями Первой Мировой войной, а затем, мировым экономическим кризисом. Позже экономистам стало понятно, что необходимо менять подход к производству, что связано с излишней жёсткостью принципов школы научного управления.

Популяризация гуманистических требованиях в некоторых странах вызвала наиболее подробное изучение способов управления, из-за и появлялись новые школы управления. Сейчас принципы школы научного управления не используются уже больше 50 лет.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи