Сущность школы научного управления в менеджменте
Становление школы научного управления началось еще в конце XIX века, однако наибольшую популярность они получили к 1920-му году. Её основателями считаются Ф. Тейлор, Френк и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд. Сущностью школы научного управления заключается в реализации более эффективными методами процессов, связанным с ручным трудом. Поиск этих методов осуществляется посредством наблюдения, анализа и прочее.
Принципы школы научного управления
Перечень принципов представлен ниже:
- Организация трудовой деятельности, основанной на рациональном распределении возможности, для оптимизации работы. В частности, разделение труда, специальные приёмы, которые способствуют ускорению работы.
- Формирование определённой структуры организации.
- Формальное и фактическое распределение функций управленческого и рабочего персонала.
- Категоричность в следовании выработанных принципов.
- Своевременная и гарантированная оплата труда рабочего персонала.
Критика школы научного управления
Многие учёные-экономисты активно критиковали подобные разработки по причине:
- Излишней механизации к экономико-производственным процессам.
- Недостаточной мотивации рабочего персонала, заключающейся исключительно в финансовых интересах.
Отрицательные черты школы научного управления
Как и любая теория, школа научного управления идеализировалась создателями. Они продумывали принципы, которые невозможно было реализировать, поскольку отношения между людьми непредсказуемы и не могут подвергаться чёткому контролю.
- Чёткое разделение людей на управленцев и рабочих. При этом, отношение к рабочим посредственное, намеренное игнорирование их желаний.
- Рабочие люди играли маленькую роль в самой структуре: они были неинтересны управленческому персоналу.
- Невозможность существования конфликтных ситуаций.
- Мотивация рабочих заключалась только в улучшении их материального положения.
Школа научного управления Фредерика Тейлора
Ф. Тейлор – один из первых создателей школы научного управления, который внёс наибольший вклад в её развитие. Изначальное название — «управление посредством знания», в термин «научное управление» введён только в 1910 году.
Фредерик Тейлор разработал собственные принципы школы научного управления, на которых основываются разработки других учёных:
- Подробное рассмотрения с точки зрения науки всех сфер трудовой деятельности.
- Жёсткие условия для выбора и обучения рабочего персонала, в частности, менеджеров, с опорой на критерии, разработанные наукой.
- Обязательное взаимодействие управленческого персонала и рабочих.
- Разделение обязанностей между рабочими равномерно.
Фредерик Тейлор выделил обязанности управленческого персонала в рамках любого производства:
- Формирование рабочего коллектива на основе предъявляемых им строгих требований.
- Грамотное обучение и повышение квалификации работников до определённого уровня с целью улучшения производства и его эффективности.
Роль специализации труда, по мнению Ф. Тейлора, огромная как для управления, так и для рабочих, поскольку от грамотного планирования зависит и производственный процесс.
Создание системы дифференциальной оплаты: заработная плата получается в зависимости от количество произведённого продукта. Так, Ф. Тейлор предполагал увеличение производительности труда, поскольку важнейшая мотивация для рабочих – деньги.
Роли подобной системы выплат Фредерик Тейлор придавал особое внимание:
- Зарплата – главный стимул для работников производства, поскольку зависимость ставки от количества произведённого продукта прямая.
- Разработки Тейлора способствуют повышению производительности труда.
Фредерик Тейлор рассматривал вопрос взаимодействия фактического результата и психики рабочего персонала. Исходя из этого, Тейлор и его последователи выявили, что необходимо развивать систему управления, создавая определённые отделы для контроля работы.
Главная цель всей работы Фредерика Тейлора – развитие системы управления, делая её сложной и многоступенчатой, основываясь при этом на научные разработки, в частности, использование конкретных методов и мероприятий. При этом очень важно делать акцент не только на механизацию производства, но и на организацию труда, управление рабочим персоналом. Важнейшим аспектом работы Тейлора является изучение «человеческого фактора».
Управление, основанное на научных принципах, рассматривало в качестве важнейшего направления работа на всех ступенях управления, в том числе и на самой низшей.
Важный аспект разработок Фредерика Тейлора – использование человека в качестве «фактора производства» и полное игнорирование его потребностей, желаний и целей.
Другие основатели школы научного управления
Несмотря на единую систему, которую создали учёные, они имели различные взгляды на многие вопросы, которые рассматривались в рамках школы научного управления.
Работа Френка и Лилии Гилберт
Учёные занимались изучением производственных процессов, в частности, изучали вопрос о том, как с минимальным количеством трудовых и производственных затрат увеличить выпуск продукции.
Кроме того, они изучали вопрос о способах управления, которая сейчас рассматривается под названием «управление кадрами». Была рассмотрена вариативность подготовки и расстановки работников. Нюанс был один – пренебрежение человеческими факторами.
Френк и Лилия Гилберт изучали вопрос о том, как стимулировать работников – это была одна из основных целей.
Работа Гаррингтона Эмерсона
Гаррингтон Эмерсон излучал вопрос увеличения производительности труда, в результате работы выдвинул принципы:
- Основная причина эффективности – правильно сформулированная цель.
- Преимущество здравого смысла над эмоциями.
- Формирование и существования «отдела рационализации», состоящий из квалифицированного персонала, способного оказать помощь в необходимых случаях.
- Создание собственного свода правил и строгое их соблюдения, формирование общей дисциплины.
- Справедливость, которая способствует повышению мотивации рабочего персонала.
- Наличие учёта.
- Жёсткое регулирование производства.
- Обязательное наличие плана производства.
- Установление конкретных норм, способствующих повышению производительности.
- Удовлетворительные условия для рабочего персонала.
- Обязательное присутствие инструкция для работы.
- Наличие конкретной системы оплаты труда, основанной на рациональности.
Основное отличие разработок Г. Эмерсона от других – стремление устранить потери вместо систематизации производства.
Фредерик Тейлор изучал организацию наиболее подробно, и в результате работы выделил систему организационных мер, которые необходимы для улучшения качества производства и увеличения прибыли:
- Специальные карточки для инструкций.
- Хронометраж.
- Предусмотрение возможности переквалификации рабочего персонала.
- Плановое бюро.
- Изучение мнения рабочего персонала.
Работа Генри Форда
Г. Форд организовал производство, основываясь на механизации производства в автомобильной отрасли промышленности.
Принципы, выделенные Генри Фордом:
- Неудачи – часть работы, которая способствует последующему улучшению производства.
- Конкуренция – необходимость, при этом необходимо разделять личность конкурента и работу.
- Самое важное в работе – польза для потребителя, а не получение прибыли.
- Даже из дешёвого исходного материала необходимо сделать качественный продукт, используя дополнительные затраты.
Большой вклад Г. Форда состоит в том, что он предусмотрел переход от ручного труда к машинному. В результате производство стало не уникальным, а поточным. На основании этого были разработаны принципы организации труда:
- Использование разделения труда.
- Специализация труда.
- Внедрение применения высокопроизводительного оборудования и инструментального оснащения.
- Расстановка оборудования в ходе производственного процесса.
- Транспорт механизирован.
- Регламентированный ритм производства продукции.
Подобные принципы способствовали эффективности производства.
Работа Генри Ганта
Г. Гант занимался работами в сфере поощрения работников. Он выступал за гарантированную заработную плату, которая сочетается со сдельной, то есть выплачивается исходя из выполнения норм и количества продукции.
Он создал так называемые «ленточные графики Ганта», которые предполагали составление специальных карт для планирования производства.
Использование принципов школы научного управления
К 1960-м годам школа научного управления была не единственной школой управления, выделялись также: классическая школа управления, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа науки управления.
В 1920-х годах школа научного управления, будучи одной их самых жёстких, активно использовалась. Это связано со сложной экономической ситуации многих стран, вызванной сначала последствиями Первой Мировой войной, а затем, мировым экономическим кризисом. Позже экономистам стало понятно, что необходимо менять подход к производству, что связано с излишней жёсткостью принципов школы научного управления.
Популяризация гуманистических требованиях в некоторых странах вызвала наиболее подробное изучение способов управления, из-за и появлялись новые школы управления. Сейчас принципы школы научного управления не используются уже больше 50 лет.