В данной статье поговорим про санкционирование расходов учреждения. Разберемся, какие документы необходимо предоставить в ОФК для подтверждения возникновения денежного обязательства, и как отражаются операции с принимаемыми/отложенными денежными обязательствами в бухгалтерском учете.
Подтверждение возникновения денежного обязательства (санкционирование расходов учреждения)
Под денежными обязательствами понимаются обязанности учреждения в отношении организации, физического лица или бюджета по выплате определенной суммы денежных средств после того, как выполняются условия, оговоренные в ходе проведения гражданско-правовой сделки, которая заключалась учреждением в границах его бюджетных полномочий (или в согласии с положениями законодательного акта РФ, другого правового акта, договора, соглашения).
Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, на основании статьи 219 БК РФ принимает на себя бюджетные обязательства и обязуется оплачивать денежные обязательства путем заключения госконтрактов и других договоров с организациями, ИП и физическими лицами в рамках доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).
Казенные учреждения в целях подтверждения возникновения денежного обязательства должны предоставлять в ОФК следующие документы:
- заявки на кассовый расход (по форме 0531801, 0531851);
- документы, доказывающие факт возникновения денежного обязательства (акт оказанных услуг, акт выполненных работ, счет-фактура, товарная накладная, счет), другие документы, предусмотренные правовыми актами Министерства финансов, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, федеральным законодательством (Письмо Федерального казначейства от 30.03.2015 № 07-04-05/05-196, Письмо Минфина РФ № 02-03-09/17449).
В качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, может быть предоставлен:
- первичный документ (любой) с обязательными реквизитами (предусмотренными актуальными нормативно-правовыми актами), который подтверждал бы оказание услуги, выполнение работы, совершение поставки и т.д.;
- универсальный передаточный акт (составленный по предложенной Федеральной налоговой службой форме — см. Письмо ФНС РФ № ММВ-20-3/96@), в графе 1 раздела 2 которого сообщается о том, что данный документ является универсальным передаточным актом, а в графах 2 и 3 указывается дата и номер документа соответственно.
Решение о предоставлении в ОФК именно упомянутых выше документов было принято на основании того факта, что унифицированная форма первичного учетного документа для оформления актов хозяйственной жизни (имеющих отношение к закупке товаров, услуг и работ организациями гос. сектора) не установлена.
Читайте также статью ⇒ «Инструкция 174н с изменениями на 2024 год. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета«.
Учет принимаемых и отложенных обязательств (санкционирование расходов учреждения)
В первую очередь необходимо вспомнить о том, что существует проект внесения изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Так, в Инструкцию № 157н были введены новые счета:
Новый счет | Пояснения |
502 07 000 «Принимаемые обязательства» | Счет предназначен для учета учреждением, финансируемым из средств бюджета, сумм бюджетных обязательств рамках ЛБО, принимаемых при определении конкурентным способом исполнителей, подрядчиков, поставщиков (путем назначения конкурсов, запросов предложений, аукционов, запроса котировок). |
0 502 09 000 «Отложенные обязательства» | Предназначен для учета сумм отложенных бюджетных обязательств учреждениями, финансируемыми из средств бюджета. Предполагается, что обязательства возникли в связи с принятием на себя иных обязательств (оплату гарантийного ремонта по просьбе покупателя, оплату отпусков за фактически отработанное время, оплату текущего обслуживания по договорам поставки, оплату компенсации за неиспользованный отпуск), а также расходных обязательств, которые подлежат оспариванию через суд (взыскание судебных издержек, штрафных санкций и пеней, вытекающих из ГПД (контрактов)). |
Учреждение в границах формирования его учетной политики должно детализировать счета 0 502 07 000 и 0 502 09 000. Приведем пример, который опубликовал Минфин РФ в целях пояснения своей позиции относительно проведения детализации упоминаемых нами счетов:
0 502 07 000 | Принимаемые обязательства |
0 502 17 000 | Принимаемые обязательства на текущий финансовый год |
0 502 17 200 | Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по расходам |
0 502 17 221 | Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по услугам связи |
0 502 27 000 | Принимаемые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) |
0 502 37 000 | Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) |
0 502 09 000 | Отложенные обязательства |
0 502 99 000 | Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода) |
0 502 99 200 | Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода) по расходам |
Министерство финансов также представило общие правила отражения операций по обязательствам. Ниже приведены бухгалтерские записи для казенных учреждений:
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Отражение обязательств, которые приняты учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении исполнителей, подрядчиков, поставщиков в рамках конкурсного отбора, на день размещения извещения о проведении закупки в ЕИС | 1 501 03 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 502 07 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Принятие суммы расходных обязательств при подписании договора или контракта по итогам конкурса | 1 502 07 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 502 01 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Уточнение принятых обязательств на сумму экономии, полученной при проведении закупки | 1 502 07 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 501 03 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Принятие учреждением обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов
(сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов, и принятие обязательств по затратам за счет сформированного резерва в соответствующем финансовом году отражаются методом «красное сторно») |
1 501 93 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 502 99 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Предлагаем также ознакомиться с бухгалтерскими записями по операциям с обязательствами, которые были представлены Министерством финансов с указанием документов-оснований. По словам Минфина РФ, записи необходимо производить с указанием не только документа-основания, но и момента отражения в учете, первичного учетного документа, примечаний.
1. Отдельные операции с обязательствами:
Вид обязательства | Документ-основание, первичный учетный документ | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Договоры, заключаемые без проведения конкурсных процедур | |||
Заключение договора на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров без проведения конкурса, в т.ч. с единственным поставщиком | Договор/справка по форме 0504833 | 1 501 13 000
Текущий год |
1 502 11 000 |
1 501 03 000
Плановый период |
1 502 01 000 | ||
Контракты, заключенные путем проведения конкурсных процедур | |||
Размещение извещения о проведении закупок в ЕИС в сумме начальной (максимальной) цены контракта, лота, объявленной в документации к конкурсу | Извещение/справка по форме 0504833 | 1 501 13 000 | 1 502 17 000 |
1 501 03 000 | 1 502 07 000 | ||
Принятие обязательства в сумме, предусмотренной по контракту, заключенному по итогам проведения закупки конкурентным методом | Контракт/справка по форме 0504833 | 1 502 17 000 | 1 502 11 000 |
1 502 07 000 | 1 502 01 000 | ||
Уточнение суммы принимаемых обязательств на сумму экономии, полученной при проведении закупки | Контракт/справка по форме 0504833 | 1 502 17 000 | 1 501 13 000 |
1 502 07 000 | 1 501 03 000 | ||
Уменьшение обязательства, если поставщик отказался от заключения договора, или если не имеется заявок на всю сумму ранее отраженного обязательства методом «красное сторно» | Протокол конкурсной комиссии/справка по форме 0504833 | 1 501 13 000 | 1 502 17 000 |
1 501 03 000 | 1 502 07 000 |
2. Операции с отложенными обязательствами:
Вид обязательства | Документ-основание, первичный учетный документ | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Принятие обязательства на сумму созданного резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время | Расчет, справка по форме 0504833 | 1 501 93 211 | 1 502 99 211 |
1 501 93 213 | 1 502 99 213 | ||
Принятие обязательств по оплате компенсации за неиспользованный отпуск за счет ранее созданного резерва (с учетом начислений по обязательным взносам в гос. внебюджетные фонды): | |||
— Принятие обязательства текущего финансового года по оплате компенсации за неиспользованный отпуск | Расчетно-платежная ведомость | 1 501 13 211 | 1 502 11 211 |
1 501 13 213 | 1 502 11 213 | ||
— Уменьшение отложенного обязательства по оплате отпуска за фактически отработанное время | Справка по форме 0504833 | 1 501 93 211 | 1 502 99 211 |
1 501 93 213 | 1 502 99 213 |
Законодательные акты по теме
ст. 6 БК РФ, п. 308 Инструкции по применению Единого плата бухгалтерского учета для органов гос. власти, местного самоуправления, управления гос. внебюджетными фондами, гос. академий наук, учреждений № 157н | Определение денежного обязательства |
Письмо Минфина РФ от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 | Порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств |
Типичные ошибки
Ошибка: Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, не знает о том, как детализировать счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».
Комментарий: Согласно разъяснениям Министерства финансов, детализация указанных счетов проводится в рамках формирования учетной политики учреждения.
Ответы на распространенные вопросы про санкционирование расходов учреждения
Вопрос №1: В 2015 году ЛБО на 2016 и 2017 годы до главных распорядителей бюджетных средств федерального бюджета не были доведены. То есть учреждениям, финансируемым из средств федерального бюджета, они не достались. А бюджетные обязательства должны быть приняты в рамках доведенных ЛБО. Как быть в подобных случаях?
Ответ: Когда ЛБО не доводились до получателей средств бюджета, Минфин РФ рекомендовал не расторгать ранее заключенные договоры по собственной инициативе, если они подлежали оплате в 2016-2017 годах. Заказчики должны были согласовать новые условия контрактов, исполнение которых намечено на 2015 год (в этом году ЛБО были доведены в размере 90% объема бюджетных ассигнований), включая цены и сроки исполнения контракта, количества товара, обеда работ и услуг.
Вопрос №2: В Инструкции № 157н нет проводок с применением новых счетов 0 502 07 000 и 0 502 09 000. Изменения же Инструкции № 162н находятся на стадии проекта. Как тогда стало известно о том, как отражать в учете принимаемые и отложенные обязательства?
Ответ: В связи с тем, что проводок в Инструкции по новым счетам еще нет, а Инструкция 162н находится в стадии проекта, Министерство финансов опубликовало Письмо от 07.04.2015 № 02-07-07/19450, в котором изложило порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств, а также привело примеры отражения операций в бухгалтерском учете.