Транспортные расходы в торговле: что это такое, виды, формула расчета, списания и распределения в торговых организациях

Автор статьи

Амина С.

12 минут на чтение
559 просмотров
Содержание Содержание

Рассмотрим один из важных элементов затрат любой компании, активно работающей в сфере купли-продажи. Подробно разберем транспортные расходы – это вид затрат, которые в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском и налоговом учете. Далее мы узнаем, как правильно провести их по документации, какими они могут быть, чем они отличаются друг от друга, каковы их характеристики.

Важно отметить, что их точный состав пока не регламентирован законом. Есть только методические рекомендации Минфина РФ, в которых приводится примерный их перечень, которого необходимо придерживаться. Это дает специалистам некоторую свободу в принятии решений, хотя на практике любой организации лучше следовать последовательной политике и использовать одни и те же актуальные методы и приемы.

Что такое косвенные и прямые транспортные издержки в торговле

Они разделены в соответствии со статьей 318 НК РФ. Первые полностью и сразу отражаются в процессе осуществления затрат, вторые включаются в себестоимость, но могут быть подтверждены только при реализации товара/услуги.

Характер их возникновения хорошо виден в следующей таблице:Транспортные расходы в торговле: что это такое, виды, формула расчета, списания и распределения в торговых организациях

Говоря о том, как учитывать транспортные расходы в торговле, нужно помнить о следующих моментах:

  • Прямые затраты необходимо выделять на текущий месяц только в случае продажи тех товаров или услуг, в цену которых они включены.
  • Косвенные расходы отражаются в отчетном периоде целиком, независимо от даты фактической реализации объекта или выполнения каких-либо работ.

В тех случаях, когда определенные виды затрат производятся с заранее установленными ограничениями — в соответствии с целями — базу для начисления необходимо выбирать нарастающим итогом. Если говорить о добровольном страховании, нужно действовать, анализируя условия заключенных договоров и ориентируясь на даты вступления их в силу.

Налоговый учет транспортных расходов в торговле

Они должны быть отражены в соответствии с основными положениями, дополнительными условиями и нюансами договора, заключенного с поставщиком. Согласно действующему Налоговому кодексу Российской Федерации (статье 320), суммы поставки до склада покупателя могут считаться прямыми только в том случае, если они не включены в покупную цену товара. И контрагент тоже обязан отразить их именно в порядке, предусмотренном заключенными документами.

Расходы, сопровождавшие процесс реализации, относятся к косвенным: они должны быть списаны в полном объеме в период реализации продукции (согласно подпункту 3 пункта а пункта 268 статьи НК РФ). Ну, в поданной декларации они должны быть написаны как «Другое» в строке 100.

Обратите внимание, что для упрощения процедуры уплаты налогов транспортные расходы распределяются на остаток товара на ответственном хранении. Прямые затраты можно рассчитать следующим образом:

  • Сложите суммы расходов, накопленных в начале месяца, с разрешенными в течение того же месяца.
  • К деньгам от проданной продукции прибавляется текущая цена партий на складе.
  • Разделите один на два и получите средний процент.
  • Затем умножьте на 3 потенциальный доход от предметов, ожидающих продажи.

Для наглядности эту последовательность действий можно представить следующим образом:

TOСТ = ((TН+TO)/(СО+СОСТ)) * !СОСТ

При этом «выпадают» те вещи, которые уже отгружены, но еще не доставлены. Нужно ли их куда-то проводить? Это зависит от трактовки понятия «склад», но надежнее отражать их после продажи, как фактическую передачу права собственности от одного собственника к другому.

Распределение транспортных расходов в бухгалтерском учете

При хранении товары рассматриваются как запасы (т.е существующие запасы) компании. Поэтому работать с ними необходимо в соответствии с ПБУ 5/01, ориентируясь в первую очередь на пункт № 6, а в нем сказано, что допустимо включать любые затраты на сбор и транспортировку инвентаря до места его непосредственного использования в фактической себестоимости продукции. В результате последний может планомерно накапливаться под видом комплектования и приобретения на счете 15, а при поступлении новых партий переводиться на счет 41, ну или сразу формироваться там, что на практике достаточно удобно.

Продавцы часто используют одни и те же машины, чтобы доставлять выпущенные товары на склад и отгружать их покупателям. В таких случаях расходы разделить уже сложнее; их целесообразно отражать на счете 44 в целом. Альтернативой является заказ любого важного атрибута, если это имеет экономический смысл, но его также следует соблюдать в других вопросах организационной политики.

Теперь о том, как разделить транспортно-заготовительные расходы при ведении бухгалтерского учета некоммерческой организации. Процедура подробно описана в руководстве по отражению МПЗ. А его пункт 22 устанавливает следующие правила:

  • Излишки, отнесенные на объект реализации структурного подразделения, зачисляются на счет 41 и начисляются по его реальной стоимости.
  • Продукция, закупленная для дальнейшей перепродажи специальными отделами такого предприятия, отражается на счете 44 в соответствии с пунктом 223 МУ.

Многопрофильные компании, работающие сразу в нескольких сферах, часто имеют собственную службу доставки. Произведенные вами расходы проходят по документам как «Вспомогательное производство», что отражается по строке 23. А оттуда, если это услуги, списываются по фактической себестоимости счетов 20, 29, 44 и 90, исходя из любых основ, грамотно обоснованных экономически. Главное, зафиксировать этот момент в учетной политике.

Наиболее часто используется вариант в соответствии с п. 2.18 Роскомторга МУ – количество реализованной продукции за месяц на конец отчетного периода переходит в «Прочее». Остаток – это стоимость товаров, которые еще не проданы.

Какие бывают транспортные расходы: виды

Они делятся на три группы:

  • для перевозки товаров, приобретенных компанией (будь то товары, сырье для их производства или оборудование);
  • по доставке изготовленной продукции заказчикам;
  • на содержание имеющегося автопарка (арендная плата арендованных автомобилей, техническое обслуживание ваших автомобилей).

Последний тип часто делится на две подкатегории. Мы рассмотрим каждый вариант.

Транспортные расходы на перевозку приобретенного имущества

Они считаются прямыми в случаях, когда компания совершает покупку у другой компании и забирает заказ самовывозом или силами подрядчиков. Их нельзя полностью отнести на себестоимость, их необходимо распределить между проданными и нереализованными, следующим образом:

TPHП = OCTTOВ * Сред % ТР, в свою очередь

Cред % TP = (TPOCT + TPTEK) / (CTEK + OCTTOB) * 100%,

TP к списанию за отчетный период = TPOCT + TPTEK – TPHП

Все операторы типа «ТР» являются затратами, но:

  • TPHП – по непроданной продукции;
  • TPTEK – за идущий месяц;
  • TPOCT – на остаток в начале.

Доля транспортных расходов в цене товара подсчитывается без труда. Важно помнить, что при приобретении предприятием основных средств все произведенные затраты, в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01, должны быть потрачены как реальные, на приобретение основных средств. Для упрощения налогообложения допустимо отражать их так же, как и в бухгалтерском учете, то есть включать в стоимость основных средств, а затем переводить на амортизацию.

Предприятие-производитель вправе включать счета-фактуры на перевозку сырья на МПЗ и в дальнейшем представлять их в составе материалов (согласно п. 2 ст. № 254 НК РФ), т.е, такие как прямые счета. Если сумма оказанной услуги проходит в отдельном заказе, провайдер фиксирует ее в ТТН, который подается вместе с другими обязательными документами.

Стоимость доставки готовой продукции клиентам

Статья 320 НК РФ устанавливает порядок списания транспортных расходов в торговле: в качестве косвенных туда же должны быть включены и все остальные их виды, говорится в письме Минфина, опубликованном 29 ноября 2011 года.

Руководствуясь пунктом 1 статьи № 254 НК РФ, предприятие-производитель вправе включать транспортные накладные в МПЗ и публиковать их как косвенные, ссылаясь на письмо Минфина, изданное в ноябре 13 числа, 2010.

При этом компания берет на себя составление и подачу счета-фактуры по форме ТОРГ-12 и ТТН по форме 1-Т.

Расходы на содержание автопарка

Их много, и они охватывают все аспекты ухода за автомобилем, вплоть до покупки автокомпонентов. Поэтому, чтобы понять, как списать транспортные расходы в розницу или оптом, целесообразно представить их в виде таблицы, для наглядности.Транспортные расходы в торговле: что это такое, виды, формула расчета, списания и распределения в торговых организациях

Здесь следует дать некоторые пояснения:

*Если автомобиль доставляет клиентам, то стоимость горюче-смазочных материалов учитывается как материальная, а если он перевозит сотрудников, как прочие или косвенные.

**Основание для выполнения ремонта должно быть подтверждено – одним или несколькими из следующих документов:

  • акт о завершении работ;
  • смета;
  • платежки;
  • счет-фактура;
  • бумага о смене изношенных элементов;
  • накладная на выдачу комплектующих со склада.

***Затраты на парковку списываются при наличии:

  • чеков – кассового, парковочного, товарного;
  • акта о предоставлении услуги;
  • договора о снятии места для машины.

****Факт проката тоже следует подтвердить документально – с помощью:

  • контракта;
  • платежек;
  • путевых листов;
  • бумаге о приеме-передаче ТС.

Если работник использует личный автомобиль для выполнения возложенных на него задач, работодатель обязан возместить все убытки, связанные с техническим обслуживанием, и вправе частично их списать в зависимости от типа автомобиля и объема его двигателя.

Затраты на аренду транспортного средства

В таких случаях для отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете, торговле и ведении легальной деятельности утвержденная договором арендная ставка должна быть включена в статью «Прочее» с привязкой, таким образом, к производству и реализации, в соответствии с п. 1 ст. № 264 НК РФ.

Если автомобиль используется для прямой продажи или производства, то есть для основной деятельности, вполне допустимо отнести его аренду к прямым расходам. Если применяется по-разному, например, для перевозки личного состава, к непрямым. Главное – отразить выбранный вариант в учетной политике.

Арендатор несет ответственность за дополнительное техническое обслуживание: за свой счет проводит ремонт, при необходимости продлевает страховку, пополняет горюче-смазочные материалы. И в обязательном порядке собрать подтверждающие документы: платежки, договоры, коносаменты, акты приема-передачи.

Если автомобиль арендуется с экипажем, услуги водителя могут вносить вклад в фонд оплаты труда, в соответствии со статьей 255 НК РФ. Как прямое или косвенное? Это зависит от объема и характера эксплуатации автомобиля.

Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях допускается только до:

  • 600 руб./мес — для мотоциклов;
  • 1,2 тыс. – для автомобилей с двигателем до 2000 см3;
  • 1,5 тыс. – для автомобилей большого объема.

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Основными нормативными документами в данном случае являются приказ Минфина РФ от тридцать первого октября 2000 г. № 94н и ФСБ 5/2019. По ним существует два варианта учета затрат:

  • по отдельности;
  • в составе активов.

Во второй ситуации по правилам можно выбрать один из 3 способов отражения, по стоимости:

  • отдельно взятой единицы ТМЦ;
  • среднего показателя;
  • хронологически первых приобретенных МПЗ, либо же по ФИФО-методу.

Ваш выбор должен быть подтвержден.

Во втором случае возможно как полное, так и частичное отражение, т. е. с распределением.

Формула расчета транспортных расходов по остальным товарам выглядит так:

ТР = (ТРа + ТРТ) — (ТРа + ТРТ) / (СТТ + СТО) * СТО, и здесь:

ТРТ — ежемесячный расход;

TPа – объем запасов на первое число месяца;

СТТ — цена реализованной за отчетный период продукции, СТО — нереализованной.

Как делать проводки

Для грамотного отражения расходов используются счета № 41 и 44, они же списываются на 90.02.

Предположим, что в мае предприятие на УСН приобрело продукции в количестве двадцати пяти единиц на сумму 150 тысяч рублей для дальнейшей перепродажи. Для доставки этих товаров и материалов требовалось 50 000. В июне купили еще 5 таких же вещей на 30 000. И в этом же месяце продали 10 штук из первой партии и два из второй и выручили 300 000.

Как ведется учет транспортных расходов в коммерческих организациях, которые не списываются в полном объеме

Любой их класс должен быть отражен, что наглядно демонстрирует 320 ст. Налогового кодекса Российской Федерации и приказ Минфина.

Разберем подробно последовательность действий на примере. Допустим, на конец мая на складе компании нет нереализованной продукции. И уже в июне покупается оборудование на 300 000 рублей для дальнейшей перепродажи. Стоимость доставки 55 000 (из них 10 тысяч — НДС).

Транспортные расходы учитываются отдельно, на специальном счете. Показатели выручки достигли 370 000 (взято с НДС 60 000), себестоимость реализованных устройств – 180 тысяч, хранятся они в количестве 50 000.

На основании полученных данных рассчитываем, сколько необходимо потратить:

55 000 * 180 000 / (300 000 — 50 000) = 36 000.

Как распределить стоимость доставки на стоимость товаров

Их следует отражать всеми способами: по проданным позициям и по остаткам на складе, и даже по уже отгруженной, но еще не реализованной продукции, учтенной на счете 45.

Вывод

Организации, осуществляющие торговлю, вправе выбирать способ учета произведенных затрат. В качестве консолидации мы представляем наиболее подходящие варианты в следующей таблице:Транспортные расходы в торговле: что это такое, виды, формула расчета, списания и распределения в торговых организациях

Надеемся, теперь вы понимаете, как списать транспортные расходы на остальные товары.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи