С молока снимают наценки

Автор статьи

Анастасия Перова

1 минуту на чтение
622 просмотров

Добровольное ограничение ритейлерами 5-процентной нормы прибыли на овощи, молоко, хлеб и сахар не устраивает власти. В Минсельхозе считают, что сети распространили эту практику только на продукцию под собственной торговой маркой, на долю которой приходится лишь 20% продаж. Чиновники в настоящее время рассматривают вопрос об ограничении маржи ряда основных продуктов под популярными сторонними брендами, включая Danone, PepsiCo, Fazer. На них приходится более 70% продаж сети. Продовольственные компании опасаются, что эта инициатива окажет на них большее давление со стороны ритейлеров, и прогнозируют сокращение ассортимента в магазинах.

На фоне роста цен Минсельхоз предлагает ритейлерам добровольно ограничивать наценки на брендовые продукты питания, которые в совокупности составляют более 70% продаж розничной сети. Речь идет о молоке, кефире, масле, твороге и хлебе с коротким сроком хранения. С таким предложением на совещании 10 февраля выступила заместитель директора Минсельхоза Оксана Лут, рассказали Ъ несколько участников совещания.

В Минсельхозе и Минпромторге на запрос Ъ не ответили. Федеральная антимонопольная служба заявила, что они продолжают работать с профсоюзами и отраслевыми сетями над методологией добровольного ограничения маржи на самые популярные товары в каждой товарной категории. Они надеются, что это позволит избежать ситуации исчезновения товарных полок с минимальной наценкой.

Очевидно, ритейлеры готовились к столь серьезному вмешательству государства в цены. Ранее в этом году, после заявлений Минсельхоза о риске роста цен на основные продукты питания на 10%, сети уведомили регуляторов о том, что они добровольно ограничат норму прибыли до 5% на определенные виды продуктов питания: хлеб, молочные продукты, сахар, лук, свекла, морковь, картофель (см. «Ъ» от 4 февраля). Ритейлеры взяли на себя обязательство выбирать бренды, под которыми производятся товары, на которые распространяется добровольный потолок надбавок.

Но, как сообщила Оксана Луть на совещании 10 февраля, крупные сети, в том числе X5 Group, «Магнит», «Дикси», «Лента» и «Ашан», договорились об ограничении наценки в основном на молочную продукцию и хлеб под собственными торговыми марками (СТМ). Источники «Коммерсанту”.

По их словам, Минсельхоз считает, что у ритейлеров есть минимальная наценка для СТМ.

Собеседники Ъ цитируют позицию госпожи Лут, которая заявила, что в случае с сахаром и овощами добровольное ограничение наценки оправдано за счет минимального объема брендовой продукции. При этом сокращение рентабельности молочной продукции и только собственных марок хлеба не приведет к реальному снижению цен, считает замминистра.

В X5 Group признают, что частные торговые марки часто производятся небольшими компаниями, что позволяет им удерживать низкие отпускные цены за счет минимальной наценки. В магазинах «Пятерочка» доля таких товаров в 2021 году увеличилась с 17,4% до 20,8%, в «Перекрестке» — с 12,4% до 15,2%. Цена брендовой продукции на полке магазина растет вслед за оптовыми затратами производителей, отмечает X5. «Дикси», «Магнит», «Лента» и «Ашан» на вопросы «Ъ» не ответили”.

Источник Ъ среди крупных ритейлеров считает, что регулирование цен на товары под брендами, занимающими более 70% продаж, приведет к значительным убыткам и риску дефицита.

Крупные переработчики молока PepsiCo и Danone, хлебопекарни Fazer Россия и Коломенское не дали комментариев. Источник Ъ в одной из продовольственных компаний говорит, что де-факто регулирование наценки на всю категорию снизит внимание ритейлеров, которые не будут заинтересованы в расширении ассортимента.

Перевозчикам могут порекомендовать не повышать тарифы на доставку продукции

Глава «Стреда Консалтинг» Алексей Груздев поясняет, что цены на молочную продукцию растут оптом и в розницу из-за роста себестоимости, а предложение Минсельхоза приведет к дисбалансу на рынке: «Ритейлеры попытаются переложить их затраты для производителей». В этом уверен глава Союза пекарей России Алексей Лялин, добавляя, что поднимать цены пекари могут только из-за удорожания производства. Гендиректор «Русбренда» (объединяет PepsiCo, Nestlé, Unilever, Procter & Gamble) Алексей Поповичев считает, что эффективнее оказывать адресную поддержку малообеспеченным гражданам, а не распространять эту практику на всех покупателей.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи