Руководитель отдела кадров: требования и должностные обязанности

Автор статьи

Амина С.

6 минут на чтение
878 просмотров
Содержание Содержание

«Кадры решают все» — сказано давно, но до сих пор верно. А в кадровых вопросах все решает грамотный начальник отдела кадров. Каковы его должностные обязанности? Каковы квалификационные требования? Где находится зона ответственности? На все вопросы ответим в статье.

Обязанности менеджера по персоналу

Руководитель отдела кадров (ОК) — должность, на которую назначает директор компании. У этого специалиста широкий круг обязанностей. Основной целью деятельности является организация и контроль работы с персоналом на всех этапах: от разработки управленческой политики до подбора и анализа эффективности работы подчиненных.

В крупных компаниях есть разделение на директора по персоналу и начальника ОК. Первый занимается стратегическими задачами управления, второй — делопроизводством. Но чаще все эти обязанности ложатся на одного человека.

Однозначного ответа на вопрос, что входит в обязанности начальника отдела кадров, нет. Многое зависит от специфики компании, численности и структуры персонала и особенностей управления каждой конкретной компании. То есть в нюансах обязанности в разных компаниях могут различаться. Однако можно выделить и общие функции руководителя отдела кадров. Таковыми являются:

  1. Участие в аттестационных и квалификационных комиссиях. Контроль выполнения другими руководителями решений, касающихся кадровых вопросов.
  2. Повышение личного профессионального уровня, а также организация мероприятия по повышению профессионального уровня других сотрудников.
  3. Анализ кадровой ситуации: кадровый учет, изучение распределения нагрузки, оценка эффективности труда.
  4. Участие в разработке кадровой политики компании.
  5. Организация и контроль документооборота и отчетности.
  6. Надзор за соблюдением трудового законодательства в части работы с персоналом.
  7. Работа с сотрудниками по найму, увольнение, переводы и т.д.
  8. Управление обучением персонала, необходимым для достижения экономических и производственных целей компании.
  9. Управление персоналом отдела.

Образец должностной инструкции менеджера по персоналу 2024

Скачать образец должностной инструкции руководителя отдела кадров

Действующее трудовое законодательство не требует от работодателей составления должностных инструкций и не содержит обязательных норм составления данного документа. Однако на практике его наличие решает многие управленческие задачи: от распределения нагрузки до разрешения трудовых споров.

Поскольку инструкция регулирует деятельность работника, она может быть оформлена приложением к трудовому договору, а может быть составлена отдельным документом. В обоих случаях акт требует подписи обеих сторон — нанимателя и подчиненного. При подаче заявления можно руководствоваться положениями ГОСТ Р 7.0.97-2016, в котором содержатся рекомендации по оформлению документов.

Как правило, должностная инструкция руководителя службы управления персоналом содержит следующие разделы:

  • Основные положения.
  • Функции и обязанности начальника отдела кадров компании.
  • Квалификационные требования.
  • Права и обязанности.

Начальник отдела кадров: Квалификация

С 2012 года введены в действие профессиональные стандарты (статья 195.1). Они определяют уровень квалификации, необходимый сотруднику для эффективного выполнения своих должностных обязанностей. С 06.10.2015 года утвержден профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом». К этой категории относятся рядовые специалисты и руководители кадровых служб (Приказ Минтруда № 691н).

Говоря о требованиях к квалификации руководителя отдела кадров, следует учитывать и профессиональный уровень. В частности, определяются требования к образованию начальника ОК – он должен предъявить диплом о высшем образовании. Также необходимо дополнительное образование на профильных курсах и 5-летний опыт работы на руководящей должности в сфере управления персоналом.

Обратите внимание: положения профессионального стандарта не являются исчерпывающими. Руководство компании может самостоятельно сформировать набор требований к кандидату на эту должность.

Например, есть смысл написать в этой части должностной инструкции, что должен знать начальник отдела кадров:

  • Трудовое законодательство и методы его применения на практике.
  • Основы управления персоналом.
  • Принципы управления.
  • Специализированное программное обеспечение.

Ответственность начальника отдела кадров

Зоны ответственности руководителя ОК неразрывно связаны с его функциями. Каждый работодатель решает сам, указать ли в инструкции все случаи, в которых начальник ОК несет ответственность, или ограничиться общими формулировками. В любом случае руководитель отдела кадров должен нести ответственность за:

  • Незнание или ненадлежащее выполнение своих должностных функций и обязанностей. 
  • Нарушения, совершенные при осуществлении трудовой деятельности.
  • Материальный ущерб работодателю.
  • Ни одна из предусмотренных обязанностей не будет нарушать действующее законодательство. В идеале для каждой статьи дайте ссылку на соответствующую статью TC.

Права и полномочия

На первых порах отдел кадров не только несет ответственность, но и имеет достаточно широкую сферу полномочий. Во избежание спорных ситуаций при эксплуатации стоит обозначить это в инструкции. Это наиболее существенные моменты:

  • Уровень и глубина контроля подчиненных.
  • Полномочия в ведении представителей других ведомств.
  • Право подписи различных документов.
  • Возможность поощрения подчиненных и распределения материальных ресурсов внутри отдела.
Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи