«Кадры решают все» — сказано давно, но до сих пор верно. А в кадровых вопросах все решает грамотный начальник отдела кадров. Каковы его должностные обязанности? Каковы квалификационные требования? Где находится зона ответственности? На все вопросы ответим в статье.
Обязанности менеджера по персоналу
Руководитель отдела кадров (ОК) — должность, на которую назначает директор компании. У этого специалиста широкий круг обязанностей. Основной целью деятельности является организация и контроль работы с персоналом на всех этапах: от разработки управленческой политики до подбора и анализа эффективности работы подчиненных.
В крупных компаниях есть разделение на директора по персоналу и начальника ОК. Первый занимается стратегическими задачами управления, второй — делопроизводством. Но чаще все эти обязанности ложатся на одного человека.
Однозначного ответа на вопрос, что входит в обязанности начальника отдела кадров, нет. Многое зависит от специфики компании, численности и структуры персонала и особенностей управления каждой конкретной компании. То есть в нюансах обязанности в разных компаниях могут различаться. Однако можно выделить и общие функции руководителя отдела кадров. Таковыми являются:
- Участие в аттестационных и квалификационных комиссиях. Контроль выполнения другими руководителями решений, касающихся кадровых вопросов.
- Повышение личного профессионального уровня, а также организация мероприятия по повышению профессионального уровня других сотрудников.
- Анализ кадровой ситуации: кадровый учет, изучение распределения нагрузки, оценка эффективности труда.
- Участие в разработке кадровой политики компании.
- Организация и контроль документооборота и отчетности.
- Надзор за соблюдением трудового законодательства в части работы с персоналом.
- Работа с сотрудниками по найму, увольнение, переводы и т.д.
- Управление обучением персонала, необходимым для достижения экономических и производственных целей компании.
- Управление персоналом отдела.
Образец должностной инструкции менеджера по персоналу 2024
Скачать образец должностной инструкции руководителя отдела кадров
Действующее трудовое законодательство не требует от работодателей составления должностных инструкций и не содержит обязательных норм составления данного документа. Однако на практике его наличие решает многие управленческие задачи: от распределения нагрузки до разрешения трудовых споров.
Поскольку инструкция регулирует деятельность работника, она может быть оформлена приложением к трудовому договору, а может быть составлена отдельным документом. В обоих случаях акт требует подписи обеих сторон — нанимателя и подчиненного. При подаче заявления можно руководствоваться положениями ГОСТ Р 7.0.97-2016, в котором содержатся рекомендации по оформлению документов.
Как правило, должностная инструкция руководителя службы управления персоналом содержит следующие разделы:
- Основные положения.
- Функции и обязанности начальника отдела кадров компании.
- Квалификационные требования.
- Права и обязанности.
Начальник отдела кадров: Квалификация
С 2012 года введены в действие профессиональные стандарты (статья 195.1). Они определяют уровень квалификации, необходимый сотруднику для эффективного выполнения своих должностных обязанностей. С 06.10.2015 года утвержден профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом». К этой категории относятся рядовые специалисты и руководители кадровых служб (Приказ Минтруда № 691н).
Говоря о требованиях к квалификации руководителя отдела кадров, следует учитывать и профессиональный уровень. В частности, определяются требования к образованию начальника ОК – он должен предъявить диплом о высшем образовании. Также необходимо дополнительное образование на профильных курсах и 5-летний опыт работы на руководящей должности в сфере управления персоналом.
Обратите внимание: положения профессионального стандарта не являются исчерпывающими. Руководство компании может самостоятельно сформировать набор требований к кандидату на эту должность.
Например, есть смысл написать в этой части должностной инструкции, что должен знать начальник отдела кадров:
- Трудовое законодательство и методы его применения на практике.
- Основы управления персоналом.
- Принципы управления.
- Специализированное программное обеспечение.
Ответственность начальника отдела кадров
Зоны ответственности руководителя ОК неразрывно связаны с его функциями. Каждый работодатель решает сам, указать ли в инструкции все случаи, в которых начальник ОК несет ответственность, или ограничиться общими формулировками. В любом случае руководитель отдела кадров должен нести ответственность за:
- Незнание или ненадлежащее выполнение своих должностных функций и обязанностей.
- Нарушения, совершенные при осуществлении трудовой деятельности.
- Материальный ущерб работодателю.
- Ни одна из предусмотренных обязанностей не будет нарушать действующее законодательство. В идеале для каждой статьи дайте ссылку на соответствующую статью TC.
Права и полномочия
На первых порах отдел кадров не только несет ответственность, но и имеет достаточно широкую сферу полномочий. Во избежание спорных ситуаций при эксплуатации стоит обозначить это в инструкции. Это наиболее существенные моменты:
- Уровень и глубина контроля подчиненных.
- Полномочия в ведении представителей других ведомств.
- Право подписи различных документов.
- Возможность поощрения подчиненных и распределения материальных ресурсов внутри отдела.