Создание ООО предполагает несколько этапов последовательных действий:
- принятие решения о создании;
- регламентация полномочий участников;
- оформление внутренних документов;
- государственная регистрация;
- формирование уставного капитала.
У учредителей также есть выбор осуществлять все перечисленные действия своими силами или прибегнуть к помощи регистратора. Самостоятельная регистрация заманчива перспективой экономии, но на поверку может оказаться что трат понадобится больше на исправление юридических и финансовых ошибок.
Фирмы-регистраторы осуществляют деятельность по созданию ООО на профессиональном уровне. Они могут помочь как пройти только определенный этап создания (например, подготовить пакет документов), так и зарегистрировать ООО “с нуля”. При выборе такой фирмы следует обратить внимание на отзывы уже обратившихся. Недобросовестные субъекты хозяйствования могут встречаться везде. Как правило, фирма регистратор достаточно быстро и профессионально решает вопросы по созданию организации.
Еще одним вариантом создания ООО может быть покупка уже готовой организации и переоформление ее на новых учредителей. Такие сделки всегда сопряжены с риском получить не только новое предприятие, но и его старые производственные проблемы. Избежать этого поможет аудит перед покупкой.
Создать ООО можно еще одним способом – реорганизовать в него юридическое лицо другой организационно-правовой формы. При этом следует учитывать требования законодательства, так как даже если учредители у “старой” и “новой” организации одни и те же, реорганизация потребует: уведомления в официальном порядке (публикация в “Вестях”) кредиторов и должников; инвентаризация активов; составление разделительного баланса.
Читайте также статью ⇒ Ввод в эксплуатацию основных средств.
Необходимые документы
ООО может создаваться как одним лицом так и несколькими. Документы для регистрации отличаются в зависимости от количества учредителей.
ООО одного учредителя | ООО нескольких участников |
1. заявление (Р11001);
2. решение; 3. оплата госпошлины (квитанция); 4. устав;
|
1. заявление (Р11001);
2. протокол собрания; 3. договор учреждения; 4. оплата госпошлины (квитанция); 5. устав; 6. гарантийное письмо |
Заявление является одним из основных документов для НС. Его не требуется заверять нотариально, за исключением случаев когда заявитель действует через представителя. В заявлении не допускается ошибок и помарок. Если это произошло – документ переписывается заново.
Важно! Оплату госпошлины можно произвести онлайн на официальном сайте ФНС и там же распечатать платежное поручение.
Гарантийное письмо является официальным согласием собственника на предоставление помещения в аренду для ООО. К письму прилагается выписка из реестра недвижимости. ФНС проверяет достоверность указанных сведений в гарантийном письме.
Использование в качестве официального адреса собственной недвижимости учредителя исключает из списка “гарантийное письмо’. Вместо него полагается свидетельство собственника помещения.
Документация ООО
Участники будущего ООО в обязательном порядке оформляют следующие документы:
- решение (один учредитель) или договор и протокол собрания (несколько учредителей);
- устав;
- документы о создании уставного капитала.
Важно! Согласно действующим нормам договор больше не является учредительным документом, но его в любом случае необходимо оформлять при наличии нескольких участников (ст. 89 ГК и ст.11 закона №14-ФЗ).
Решение единственного учредителя является выражением волеизъявления создать ООО. В решении подробно приводятся данные об учредителе, сфере деятельности организации, ее структуре, размере уставного капитала.
Совместная деятельность нескольких учредителей предполагает заключение договора о учреждении ООО и о сотрудничестве. Договор посвящен взаимодействию участников, их совместному вкладу в деятельность ООО, размеру долей, порядку распределения прибыли.
Понятно, что единогласного мнения, при наличии хотя бы двух участников, по всем вопросам деятельности организации быть не может. Поэтому учредители выносят все проблемные моменты на общее голосование, итогом которого будет оформление протокола. Все решения и количество голосов по ним документально фиксируются.
В данный момент устав является главным учредительным документом ООО (ст. 12 закона №14-ФЗ). Устав содержит состав и компетенцию исполнительного аппарата ООО, размер уставного капитала и порядок его формирования, права и обязанности участников, регламент распределения долей и прибыли и т.д.
Ошибка №1
В уставе следует избегать популярной формулировки “и иные вопросы”. Так как все вопросы, которые учредители посчитают нужным рассмотреть и зафиксировать, должны быть отражены в уставе ООО. Ошибка №2 В уставной капитал могут быть внесены только те вклады учредителей, на которые у них есть непосредственные имущественные права собственников. |
Наиболее важные документы для деятельности ООО можно объединить в сводную таблицу. Многие из ниже перечисленных появятся у ООО только после процедуры регистрации.
Договор учреждения
|
Соглашение учредителей по поводу долей и распределению прибыли. Могут быть затронуты и другие вопросы, которые участники посчитают нужным оговорить в договорном порядке. |
Устав |
Единственный и наиболее важный учредительный документ. |
Приказ о назначении
директора |
Подтверждает полномочия руководителя на совершение действий от имени общества. |
ИНН организации |
Присваивается автоматически в момент регистрации. |
Лист ЕГРЮЛ
Р50007 |
Подтверждает факт регистрации ООО |
Выписка из ЕГРЮЛ |
Указывает на коды деятельности ООО
|
Свидетельство о постановке на налоговый учет | Содержит информацию, позволяющую идентифицировать ООО (ОГРН, ИНН, КПП). |
Формирование уставного капитала можно осуществлять как до так и после регистрации ООО. Время после регистрации ограничено и составляет четыре месяца. В капитал могут входить как денежные средства, так и другие материальные активы. Не материальные активы также могут быть включены в уставной капитал (патент на изобретение, авторское право). Все выше перечисленное передается ООО по актам приемки и оценивается в российских рублях.
Официальный адрес и название OOO
Получение официального адреса – одно из главных требований регистрирующих органов. Учредители могут оформить адрес для организации следующими способами:
- купить адрес у регистратора;
- арендовать помещение;
- зарегистрировать организацию на собственный (домашний) адрес.
Практически каждая фирма, профессионально регистрирующая юридические лица предлагает услугу “приобретение юридического адреса”. Покупателям важно знать, что адрес не вызовет подозрений у ФНС если:
— по нему будет зарегистрировано не более 5-ти фирм;
— собственник помещения предоставит должным образом оформленное гарантийное письмо и выписку из реестра недвижимости.
Важно! Учредители сами могут осуществить проверку приобретаемого адреса через официальный сервис ФНС. База содержит запрещенные или “массовые” адреса регистрации юрлиц.
Официальный адрес в аренду можно оформить в бизнес-центрах, специализирующихся на арендных помещениях. Не следует забывать, что необходимо попросить вместе с договором аренды и гарантийное письмо от собственника, плюс выписку из реестра недвижимости.
Наиболее привлекательным с точки зрения удобства и экономичности является регистрация ООО на собственный (домашний) адрес учредителя. Для оформления в НС необходимо предоставить:
- свидетельство собственника;
- нотариально заверенное согласие родственников;
- нотариально заверенное согласие соседей по лестничной клетке (если таковые имеются).
Минусы в использовании домашнего адреса:
— контроль таких ООО требует соблюдения специальных процессуальных процедур, а это затруднительно для ФНС (без ордера на обыск в квартиру не ворвешься);
— долговые обязательства ООО переходят на имущество, находящееся в квартире;
— банки крайне неохотно открывают расчетный счет такой организации;
— использовать домашний адрес может только учредитель, занимающий пост директора данного ООО.
Законодатель обязывает учредителей давать наименование своим юридическим лицам на русском языке. Такие названия должны быть уникальными и не повторятся в одной и той же сфере хозяйственной деятельности. Существующие нормы содержат перечень наименований, которые нельзя использовать:
- названия государств;
- органов государственной власти;
- межправительственных организаций;
- общественных объединений.
При соблюдении определенных административных процедур согласования с органами местного управления и за определенную плату можно получить некоторые названия с основой “русский”, “московский”. Не допускаются в наименованиях латинские буквы, названия иностранных государств, а также различного рода обозначения “vip”, “+”, “&”, “@”.
Выбор ОКЭВД. Налоговые режимы
В регистрационных документах в обязательном порядке указываются числовые коды деятельности ООО. Учредители могут указать несколько кодов, в том числе и те, которые только планируют использовать на будущее. Такая предусмотрительность связана с тем, что в дальнейшем за каждый дополнительный год придется оплачивать госпошлину и вносить изменения в учредительные документы.
Немаловажным является и выбор налогового режима. В настоящее время к ООО могут быть применимы следующие типы налогообложения:
- общий (ОСН);
- упрощенный (УСН);
- единый (ЕНВД);
- единый с/х-й (ЕСХН).
Общая система является наиболее жесткой и состоит из: НДФЛ (13%), налог на имущество физлиц и НДС. Положительные моменты в использовании ОСН находят только крупные юрлица при работе с поставщиками, оплачивающими НДС из своих активов.
Важно! ОСН назначается автоматически. Если по какой-либо причине учредители не поменяли общий режим на другой ООО придется оставаться на нем до конца календарного года.
УСН – популярный режим у ООО. Отчетные документы упрощенные. Существуют два вида: 1) налог от доходов (6%); 2) доходы минус расходы (15 %). НДФЛ и НДС здесь не уплачиваются (ст.346.11 НК).
Пример
ООО “Всем добра” по итогам месяца получило прибыль 2000000р., затраты составили 800000р.. При оплате УСН по типу “доходы (6%)” налог будет равен 120000 р. (2000000х6%) При выборе УСН по типу доходы минус расходы (15%) налог составит 180000р. ({2000000-800000}х15%) |
ЕНВД фиксирован, но может применятся только к организациям, упомянутым в ст. 346.26 НК.
ЕСХН существует только для сельскохозяйственных организаций, реализация сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %. Налоговая ставка равна 6% (плюс ежегодный авансовый платеж).
Госрегистрация ООО
Перечень инспекций по Оренбургской области, куда можно подать пакет документов на регистрацию ООО, есть на официальном сайте ФНС. Учредители являются на регистрацию лично с паспортами или действуют через своего законного представителя. Документацию подают под расписку.
Прошение о регистрации рассматривают в течение трех рабочих дней. Если по результатам рассмотрения был отказ – дается мотивированный ответ. Положительное решение означает назначение даты и времени когда учредители могут забрать готовые документы ООО. В назначенный день участникам вновь необходимо явится в НС с удостоверениями личности и получить следующие документы:
- свидетельство госрегистрации;
- свидетельство постановки на учет (ИНН);
- выписка из единого госреестра юрлиц;
- зарегистрированную копию устава.
Данные в документации ООО следует проверить прямо в НС. Ошибки в документах в дальнейшем могут дорого обойтись учредителям. Любое исправление должно проходить госрегистрацию с оплатой пошлины. Если неточности в документах произошли по вине сотрудников НС – они обязаны исправить их бесплатно в трехдневный срок.
Расчетный банковский счет, печать
Согласно действующим нормам ООО обязано проводить все операции с контрагентами по безналичному расчету. Каждый банк выставляет свои условия на данную услугу и учредителям предстоит выбрать наиболее выгодный вариант. Документы для открытия счета так же могут отличатся по банкам. Но есть основной перечень, который требуют всегда:
- нотариально заверенные копии паспортов учредителей;
- нотариально заверенная копия устава;
- заявление (на открытие счета);
- протокол собрания;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- документ, свидетельствующий о постановке на налоговый учет;
- письмо Росстата (о присвоении кодов);
- свидетельство ОГРН;
- указ о принятии на должность главбуха.
В связи с изменениями в законе печать для ООО больше не обязательна. Многие ООО продолжают ею пользоваться только потому, что она прописана в уставе. В свою очередь изменения в устав предполагают госрегистрацию и уплату пошлины. Если по каким-либо причинам участники ООО решат использовать печать – им необходимо занести это в устав.
Читайте также статью ⇒ Как заполнить строку 230 в декларации по налогу на имущество.
Часто задаваемые вопросы
- Можно ли предоставлять на регистрацию документы частично заполненные от руки, а частично напечатанные на компьютере?
Как правило, ФНС отказывает в регистрации, если часть документов заполнена от руки, а другая – напечатана. Сегодняшние реалии таковы, что все должно быть оформлено в печатном виде (кроме личных подписей).
- Как исправить ошибку в документации ООО если документы уже поданы в ФНС?
Следует подать заявление (форма 14001) в ФНС, где подробно указать ошибку и данные на которые необходимо ее исправить. Заявитель составляет две формы – в первой с ошибкой (обводится маркером), во второй – в исправленном варианте. В четвертом пункте заявления ставится отметка о просьбе исправить ошибку. Формы сшиваются и отправляются в НС по почте с уведомлением о получении. Срок регистрации исправления займет пять дней.