Такой документ, как положение об отделе кадров позволяет определить задачи и обязанности сотрудников отдела. В статье рассмотрим, что собой представляет положение, порядок его составления и утверждения.
Функции и обязанности отдела кадров
В компании каждый из отделов занимается своей работой и решает свои задачи. Для того, чтобы каждый отдел работал слаженно, следует составлять и утверждать положение об отделе. Данный документ позволяет определить функции конкретной структурной единицы, также порядок ее взаимодействия с другими отделами компании.Если говорить об отделе кадров, то к основным его обязанностям относят:
- анализ потребности организации в новых сотрудниках;
- поиск и найм работников;
- адаптация сотрудников на новом рабочем месте.
Важно! Положение об отделе кадров является локальным организационно-распорядительным документом компании. Такой документ позволяет регламентировать каждодневную работу отдела, его основные задачи, внутреннюю структуру, а также распределить внутри отдела зоны ответственности.
Положение об отделе кадров
Типовой бланк положения об отделе кадров должен состоять из следующих разделов:
- Общие положения. В данном разделе указывают наименование отдела (Отдел кадров), а также сведения о документе, на основании которого этот одел создан. Помимо этого в разделе указывается порядок подчинения сотрудников отдела: рядовые работники подчиняются начальнику отдела кадров, а он в свою очередь директору.
- Структура. Этот раздел должен содержать уже более подробную информацию о структуре отдела. Здесь прописываются категории работников, а также их численность.
- Задачи. В разделе указываются, как правило, ключевые направления деятельности отдела. Например, подбор персонала, обучение персонала, обеспечение прав и гарантий работникам компании, а также непосредственное ведение кадрового учета.
- Функции. Данный раздел может быть объединен с предыдущим. Если же он выносится в отдельный раздел, то здесь указываются прямые обязанности отдела, такие как:
- составление кадровой политики;
- оформление штатного расписания;
- подбор сотрудников, их адаптация на новом рабочем месте;
- принятие участия в квотировании рабочих мест;
- документальное сопровождение каждой кадровой процедуры;
- взаимодействие со службой занятости;
- выдача справок, выписок сотрудникам;
- подготовка документов для сдачи их в архив;
- иные обязанности.
- Права, обязанности. В разделе указываются основные права сотрудников отдела кадров, к которым относят:
- запрос персональных сведений о сотрудниках компании у должностных лиц фирмы, а также в сторонних организациях;
- обработка документов, представленных сотрудниками при трудоустройстве, в случае больничных и т.д.;
- предоставление разъяснений, рекомендаций, ведение официальной переписки;
- визирование документов;
- представление интересов организации в гос- и муниципальных органах;
- участие от имени работодателя в судебных заседаниях;
- иные права.
К обязанностям отдела кадров относят своевременное и качественное выполнение функций, а также поддержание условий, необходимых для эффективной работы кадровой службы.
- Ответственность отдела. В разделе указывается ответственность сотрудников отдела: дисциплинарная, административная и т.д. Ответственность сотрудникам может грозить за несвоевременное и некачественное решение поставленных перед ними задач. Основная ответственность в положении предусматривается, как правило, для руководителя отдела кадров. Остальные сотрудники службы ответственность несут в соответствии со своей должностной инструкцией.
- Взаимоотношение отдела кадров с иными отделами. В данном разделе не должны допускаться общие формулировки и размытые фразы. Сотрудники отдела кадров должны действовать согласно строгого алгоритма действий и понимать как именно должны осуществляться рабочие взаимоотношения между отделами.
Кадровый отдел каждый день контактирует с такими отделами, как бухгалтерия, юридический и экономический отдел, а также с иными отделами компании. Взаимодействие это заключается в запросе сведений о работниках, оформлении больничных листов и составлении приказов и графиков отпусков.
ОБРАЗЕЦ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕ КАДРОВ
Разработка и утверждение Положения об отделе кадров
Для разработки положения об отделе кадров руководитель компании назначает ответственных лиц и устанавливает определенные сроки. Распоряжение о разработке положения следует составить в письменной форме – в виде приказа. В приказе указывается состав группы, ответственной за разработку положения, указываются должности и фамилии ответственных лиц. Помимо этого в приказе следует указать дату, к которой работа над проектом положения должна завершиться. Все сотрудники, указанные в приказе, должны поставить в нем свою подпись, подтверждающую ознакомление с данным документом (Читайте также статью ⇒ Список обязательных кадровых документов на предприятии).
Важно! После того, как проект Положения разработан, его передают на согласование профсоюзу (если такая организации в компании есть). В завершении работы над положением руководитель издает приказ о его утверждении.
Приказ об утверждении Положения об отделе кадров
После того, как проект Положения утвержден, руководитель компании издает приказ о его утверждении. Если руководителя проект не устраивает, то он может направить его на доработку. Для утверждения Положения приказ издавать не обязательно. Руководитель может поставить отметку «Утверждаю» прямо на самом Положении, а также ставится его подпись, расшифровка подписи и дата. Если же принимается решение об издании отдельного приказа, то оформить его можно в свободной форме. При этом в приказе должна указываться следующая информация:
- Полное наименование документа, который подлежит утверждению;
- ФИО и должности сотрудников компании, ответственных за ознакомление с документом персонала.
Если возникает необходимость внести какие-либо изменения или правки в Положение, то это можно делать (Читайте также статью ⇒ Увольнение многодетных отцов).