Новый закон о занятости: «за», «против», «воздержались»

Автор статьи

Ольга Лазарева

5 минут на чтение
439 просмотров
Содержание Содержание

Новый закон о занятости: «за», «против», «воздержались»

Поправки разрешают брать короткие подработки без снятия с учета безработных и увеличивают размер пособий. А начинающим предпринимателям обещают возможность получить разовые выплаты для выхода на рынок.

В России почти каждый пятый работник занят в неформальном секторе, а в некоторых регионах этот показатель и вовсе равен половине всего трудоспособного населения. Для борьбы с неформальной занятостью Госдума принят — в первом чтении законопроект № 275599-8 — новую версию закона о занятости населения. Уличенные в сером найме работодатели попадут в специальный публичный реестр. Закон также разрешит безработным брать короткие подработки без снятия с учета и даст возможность получать пособие бывшим предпринимателям. А новым ИП обещают возможность получить разовые «подъемные» для выхода на рынок.

Действующий закон «О занятости населения» приняли почти 32 года назад, 19 апреля 1991 года. Документ уже устарел, поэтому его предлагают заменить новым, гораздо более подробным.

11 января группа депутатов и сенаторов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным внесла в нижнюю палату парламента законопроект № 275599-8 – новую версию закона «О занятости населения». Главной задачей нового законопроекта разработчики называют «отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления».

Обратите внимание

Законопроект предусматривает дополнительные гарантии для безработных, включая потерявших заработок ИП и самозанятых. Гражданам, которым грозит скорое увольнение, и участникам СВО тоже предоставят поддержку.

Основные изменения новой редакции закона призваны усилить защиту прав трудящихся как при поиске работы, так и в случае потери работы, в том числе индивидуальных предпринимателей или самозанятых граждан. Еще одна его цель — противодействие теневой занятости в РФ. Несмотря на сокращение числа таких сотрудников по стране, почти каждый пятый работник занят в неформальном секторе. В некоторых регионах этот показатель и вовсе равен половине всего трудоспособного населения. Это следует из анализа данных Росстата.

Обратите внимание

Законопроект предусматривает такие отсутствующие в законодательстве институты, как самозанятость и платформенная занятость. Впрочем, регулировать их планируют отдельным законом, уточняет портал Право.ru. Законопроект вводит новые категории лиц, которые нуждаются в особой поддержке в трудовой сфере: бывших участников специальной военной операции и граждан под риском увольнения. Для работодателей вводятся исключения, при которых они могут не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов, а сами квоты привяжут к характеру инвалидности работника.

Платформенная занятость и самозанятость

Законопроект впервые закрепляет статус самозанятого с трудовой точки зрения. Под самозанятостью законодатель понимает «деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленную на систематическое получение дохода». Сейчас определен только налоговый режим самозанятого, который позволяет уплачивать налоги по ставке 4–6% в зависимости от того, кто потребитель товаров или услуг.

Вводится и понятие «платформенно занятые». К ним отнесут граждан, которые находят заказчиков с использованием цифровых платформ занятых, например сервисов заказа такси или ресурсов по подбору вакансий для разнорабочих.

Закрепление этих понятий в одной из статей нового закона важно, потому что в той же статье законодатель обещает принять отдельные федеральные законы для регулирования труда самозанятых и платформенно занятых. Еще во время разработки поправок появлялась информация, что для «платформенных» сотрудников установят обязательные нормы работы и отдыха, оплаты, доступа к соцгарантиям, в том числе к пенсионному страхованию и пособиям. Сроки разработки двух новых федеральных законов в законопроекте не указаны.

Порядок признания безработным

Законопроект подробно описывает порядок признания гражданина безработным. Для этого в первую очередь необходимо его волеизъявление: он должен обратиться в службу занятости с заявлением и приложить резюме. Правда, требования к содержанию обоих документов пока неизвестны — их установят отдельным федеральным законом позднее.

В течение четырех дней после подачи заявления гражданина должны пригласить в орган занятости «для формирования и согласования индивидуального плана, а также для подбора и согласования вариантов подходящей работы». Индивидуальный план поиска работы будет обязательным для соблюдения — если его проигнорировать, пособие платить не будут.

В законе указывается, кого нельзя признать безработным: граждан в возрасте до 16 лет, студентов-очников, пенсионеров по старости и некоторых других.

Снятие с учета

Если гражданин откажется от двух вариантов подходящей работы, его снимут с учета. При этом дважды одну и ту же работу орган занятости предлагать не вправе. Снятие с учета не происходит в случае, если найти подходящую работу кандидату не удалось за 12 месяцев (для граждан предпенсионного возраста — 18 месяцев). В таком случае кандидату начнут предлагать уже любую работу.

Повторно встать на учет можно будет через три месяца.

Обратите внимание

Документ предусматривает, что участники спецоперации и их семьи будут получать услуги служб занятости в первую очередь. Также закон закрепит такие категории, как самозанятые и платформенно занятые, например курьеры и таксисты. Кроме того, встать на учет и получать пособие по безработице в максимальном размере благодаря закону смогут индивидуальные предприниматели и самозанятые. Законопроектом также предусматривается индивидуальная работа служб занятости с каждым безработным, теперь она будет строиться на комплексной оценке профессиональных навыков кандидата.

Подходящая работа

Для определения подходящей конкретному человеку работы законодатель предлагает учитывать такие критерии:

—       образование и квалификация гражданина;

—       его специальность, профессиональные навыки и качества;

—       желаемая сфера деятельности или профессия;

—       тип занятости;

—       подходящая локация рабочего места;

—       зарплата, на которую претендует кандидат;

—       социальное положение и жизненные обстоятельства заявителя.

Работа, не требующая особой квалификации, временные подработки и общественные работы могут быть назначены впервые ищущим работу и дважды уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а также состоящим на учете более 12 месяцев и отказавшимся пройти профессиональное обучение.

Размер пособия по безработице

Пересмотрен размер пособия, выплачиваемого состоящим на учете безработным.

Действующая редакция закона о занятости отдает правительству полномочия по определению максимального и минимального размера пособия. На 2024 год они установлены в размере 12 792 рубля и 1500 рублей соответственно. Новая редакция закона привязывает размер пособия к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ): максимально — 100%, минимально — 30%. По состоянию на 2024 год это 16 242 рубля и 4873 рубля соответственно.

Как и прежде, на максимальный размер пособия могут рассчитывать только те, кто недавно лишился работы и чья зарплата была как минимум 21 656 рублей, то есть для кого МРОТ составляет 75% от предыдущего заработка. В таком размере будут платить только первые три месяца на учете в качестве безработного. В следующие три месяца сумма снизится до 50% от МРОТ, затем — до 30%.

Обратите внимание

Документ позволит признавать граждан безработными не только по месту официальной регистрации, но и по месту пребывания, а также восстанавливать статус безработного при переезде в другой регион. Граждане смогут устраиваться на короткие подработки, не снимаясь с учета в качестве безработных. Размер пособия по безработице предлагается рассчитывать исходя из минимального размера оплаты труда. Законопроект корректирует порядок назначения максимального и минимального пособия по безработице. Сейчас на максимальные выплаты не имеют права те, кто в предшествующий период вели деятельность как самозанятые или индивидуальные предприниматели. При этом получаемое вознаграждение было, по сути, их заработком, указывают авторы документа, а потому такое разделение несправедливо. В случае принятия законопроекта лица, которые были самозанятыми или ИП не менее года до регистрации в качестве безработных и не имеют долгов перед бюджетом, получат среднее, а не минимальное пособие.

Содействие начинающему предпринимателю и выплаты бывшему

Законопроект предусматривает, что органы службы занятости могут содействовать безработным гражданам в создании условий, необходимых для начала предпринимательской деятельности. Эти условия, как следует из текста поправок, будут заключаться в единовременной выплате при регистрации в качестве ИП или самозанятым, а также при создании юридического лица. Порядок и условия выплаты и ее размер будут устанавливать региональные власти.

Кроме того, законопроект дает право ИП и самозанятым регистрироваться в службе занятости населения и получать пособие по безработице при утрате заработка, но только при условии, что ИП ликвидирован, а статус самозанятого прекращен.

Подработки не лишат статуса

Еще одна важная мера поддержки – норма, которая позволит человеку брать короткие подработки, пока он состоит на учете как безработный.

Квоты для инвалидов

Сейчас обязанность по трудоустройству инвалидов касается, по общему правилу, только работодателей, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, а размер квоты составляет от 2% до 4% от этого числа. При этом субъект федерации может установить (а может и не установить, как, например, в Москве и Санкт-Петербурге) квоту в пределах 3% для работодателей со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек.

Обратите внимание

Инвалидам хотят разрешить отказываться от пенсии по старости. Речь вот о чем: в Госдуму внесли законопроект № 286777-8, который исключает получателей страховых пенсий из числа лиц, на которых распространяется программа обязательного пенсионного страхования. По мнению авторов, сейчас законодательство содержит сразу два механизма ограничения размера страховой пенсии в отношении работающих пенсионеров: помимо запрета на индексацию страховой пенсии, применяется заниженный, по мнению законодателей, индивидуальный коэффициент ежегодного перерасчета размера страховой пенсии. В 2022 году его максимальный размер составил 354 рубля 30 копеек Госдума отклонила пять проектов об индексации пенсий работающих пенсионеров! Отказ от взыскания страховых платежей с работающих пенсионеров лишит их права на ежегодный перерасчет пенсий. Это может отразиться на россиянах, которые получат право на пенсию по инвалидности, так как впоследствии их пенсия по старости станет меньше. Поэтому законопроект позволяет получателям пенсии по инвалидности при желании отказаться от перехода на пенсию по старости по достижении соответствующего возраста и продолжить получать пенсию по инвалидности до конца жизни.

Законопроект понижает планку квотирования и устанавливает на уровне федерального закона обязанность для всех работодателей со среднесписочной численностью работников от 35 человек создавать или выделять рабочие места для инвалидов. Размер квоты при этом должен дифференцироваться субъектом также в пределах от 2% до 4% среднесписочной численности работников.

Заполнение рынка труда

Еще одна новая глава посвящена взаимодействию органов службы занятости с образовательными организациями. Количество бюджетных мест в образовательных организациях предлагается определять с учетом потребностей рынка труда.

Новый закон о занятости: «за», «против», «воздержались»

Успейте получить подарки при подписке на электронный журнал!

Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию» со скидкой 25%. Вас ждут подарки: 3 месяца доступа к журналу + 3 месяца доступа к «Алгоритмам для бухгалтера» + доступ к сайту Buhgod.ru.

Подписаться на журнал

Запрет на дискриминацию

В новой редакции прописан запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакансиях, в которой содержатся «сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ» в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии.

Проще говоря, работодателю нельзя распространять вакансии, которые содержат какие-либо дискриминационные признаки. Штраф за это существует уже десять лет (ст. 13.11.1 КоАП РФ), но впервые положение закрепят в законе о занятости.

Обратите внимание

Законопроект содержит отдельную главу, которая посвящена мониторингу и прогнозированию рынка труда. В действующей редакции закона «О занятости» ее нет. Вошедшие нормы сформулировали путем консолидации и упорядочивания соответствующих положений, которые сейчас бессистемны. Еще одна новая глава посвящена взаимодействию органов службы занятости с образовательными организациями. Количество бюджетных мест в образовательных организациях предлагается определять с учетом потребностей рынка труда.

Противодействие нелегальной занятости

Законопроект предусматривает создание общедоступного реестра работодателей, которые трудоустраивают работников нелегально. Этот реестр будет формироваться на основе обращений, содержащих информацию о фактах или признаках нелегальной занятости в компаниях.

Порядок ведения и публикации такого реестра должно определить правительство в подзаконном акте.

Меньше бумажной работы

Законопроект упрощает процедуру передачи сведений о предстоящем сокращении штата в органы службы занятости. Теперь компания сможет сделать это через единую цифровую платформу. В настоящее время предусмотрена письменная форма подачи такого уведомления.

Жителям новых регионов помогут с поиском работы

Жители ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с 1 января 2024 года могут получить услуги по подбору работы (Постановление Правительства РФ от 22.12.2022 № 2371 «Об особенностях применения законодательства о занятости населения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»).

Гражданам новых регионов для поиска подходящей работы и для регистрации в качестве безработных нужно подать заявление в центр занятости. Заявление можно подать только лично.

В центре занятости нужно будет к заявлению приложить:

—       паспорт или документ, его заменяющий;

—       если гражданин является инвалидом – индивидуальную программу реабилитации инвалида;

—       документы об образовании и о квалификации;

—       документы об обучении;

—       документы об ученых степенях и ученых званиях.

Если документы, подтверждающие образование или квалификацию, утеряны, то подбирать работу будут с учетом сведений о трудовой деятельности и трудовом стаже гражданина.

Если гражданин претендует на признание его безработным, то дополнительно нужно предъявить:

—       трудовую книжку или документ, ее заменяющий;

—       справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы), выданную работодателем

Профсоюзы заявили о социальной несправедливости в новой схеме пособий для безработных

Несмотря на то, что профсоюзная сторона в целом поддержала законопроект «О занятости населения в Российской Федерации», у нее есть к нему ряд претензий, следует из письма зампреда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нины Кузьминой в секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

В частности, ФНПР сочла несправедливым, что пособие по безработице не зависит от стажа и выплачивается не более шести месяцев.

Большинство замечаний профсоюзной стороны к законопроекту касаются регулирования назначения и выплат пособий по безработице. Основные из них таковы:

Выплата пособий без учета длительности и характера предшествующей занятости 

Законопроект дает самозанятым и индивидуальным предпринимателям право получать пособие по безработице в увязке с величиной произведенных налоговых отчислений, но это пособие в любом случае будет ограничено величиной минимального размера оплаты труда (МРОТ). Предлагаемый подход будет способствовать легализации занятости населения, однако предпосылки для стабильности системы государственного социального страхования создают именно наемные работники, указывают в ФНПР. Государство материально заинтересовано в том, чтобы стимулировать занятость в форме трудовых отношений — они самые стабильные и длительные, а значит, могут гарантировать непрерывность налоговых поступлений в бюджетную систему и страховых взносов в социальные фонды, говорится в письме.

«Для стимулирования занятости в форме трудовых отношений необходимо при определении размера пособия по безработице учитывать длительность и характер предшествующей занятости», — считают профсоюзы.

Обратите внимание

В соответствии с законопроектом пособие по безработице будет рассчитываться без учета многолетнего стажа: если наемный сотрудник, ИП, самозанятый в предшествующий год официально работал не менее 26 недель, пособие будет установлено в размере среднего заработка лица (среднего налогового платежа для самозанятого и ИП), но не выше МРОТ. «Таким образом, гражданин, который после многолетней работы потерял заработок, будет получать пособие по безработице, равное минимальному размеру оплаты труда [или ниже], наряду с безработными, проработавшими всего лишь полгода», — говорится в письме. При этом очевидно, что вклад длительное время работавших граждан в систему государственного социального страхования гораздо больше: за них работодателями были уплачены больше страховых взносов, а также налога на доходы физических лиц, указывают в ФНПР.

Восстановить «социальную справедливость» позволит введение нормы, увеличивающей размер пособия по безработице для граждан с официальным стажем свыше восьми лет. По мнению профсоюзов, для таких россиян МРОТ должен стать минимальной планкой для пособия. Соответствующее положение необходимо прописать в законопроекте, предлагают профсоюзы.

Короткий срок выплат

Согласно законопроекту, сроки выплаты пособия по безработице будут составлять не более шести месяцев в течение годового периода безработицы и не более трех месяцев для граждан, которым пособие назначено в минимальном размере (в 2024 году — 1,5 тыс. руб.).

«Выплаты безработным предназначены для поддержания уровня жизни потерявшего заработок гражданина и членов его семьи в период, необходимый для поиска новой работы и трудоустройства. Этот период может по объективным причинам превышать шесть месяцев», — говорится в письме профсоюзов.

Обратите внимание

Признание безработным и назначение пособия происходит в случае, если предложить гражданину подходящую работу в течение десяти дней с момента обращения невозможно или при отказе работодателя в его трудоустройстве. Эта ситуация в условиях кадрового дефицита на рынке труда, как правило, связана с отсутствием у гражданина необходимой квалификации, считают в ФНПР. В таком случае орган службы занятости может предложить пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование. Сложность в том, что длительность обучения варьируется от трех до двенадцати месяцев и в указанное время у гражданина нет источников дохода, кроме пособия, отмечают профсоюзы.

«В связи с этим предлагается предусмотреть увеличение срока получения пособия по безработице на период прохождения безработным профобучения или получения дополнительного профобразования», — говорится в письме. А для стимулирования граждан к повышению квалификации величина пособия в это время не должна быть ниже МРОТ.

Жесткие критерии признания безработным 

В качестве основания для отказа в признании безработным в законопроекте предусмотрен случай, когда гражданин не направил в течение десяти дней со дня регистрации в центре занятости информацию о результатах переговоров с работодателями по предложенным вариантам.

Обратите внимание

Этот процесс, по оценке профсоюзов, может занимать более длительное время, в результате чего отказ в признании безработным может носить формальный характер и привести к нарушению прав гражданина на защиту от безработицы. Во избежание такого формализма необходимо закрепить в законе возможность отказа только тем, кто не направил информацию «без уважительной причины», отмечают в ФНПР.

Как эксперты оценивают претензии ФНПР 

На нынешнем этапе законопроект «О занятости» не является прорывным и просто закрепляет практику в области господдержки безработных, которая раньше регулировалась ведомственными актами, отмечает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Но и предложения ФНПР, по его мнению, противоречат базовой логике выплат пособий в России.

Обратите внимание

«Фактически профсоюзы просят вернуть систему страхования от безработицы, которая действовала до 2001 года. Но так как ее нет, выплата пособий осуществляется по принципу борьбы с бедностью, но никак не по принципу компенсации утраченной занятости. Поэтому в службу занятости россияне обращаются только в крайнем случае», — поясняет Сафонов.

По состоянию на 4 февраля 2024 года численность зарегистрированных безработных составила 548 тыс., сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Это на 16 тыс. меньше, чем в начале года. Уровень зарегистрированной безработицы составляет менее 0,7%.

Зависимость размера пособий от стажа существует во многих странах Европы, и это вполне разумно, указывает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Виктор Ляшок. Однако там размеры пособий сильно выше, чем в России. В результате люди с большим стажем с помощью пособия могут компенсировать до 50% утраченного заработка. В России же максимальный размер пособия компенсирует только четверть средней зарплаты. Поэтому если и привязывать сумму пособия к стажу, то только при условии роста самого размера выплат, считает Ляшок.

Несправедливость законопроекта заключается еще и в принципе предоставления услуг по дополнительному образованию, добавляет Сафонов. Их организация полностью завязана на службах занятости, хотя более эффективной была бы система образовательных сертификатов, которая активно применяется на Западе. Это позволило бы людям в индивидуальном режиме выбирать необходимые для перепрофилирования курсы и, как следствие, искать работу более результативно, заключает эксперт.

Новый закон о занятости: «за», «против», «воздержались»

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи