В числе прочих изменений в законодательстве России, вступивших в силу с 2024 года, стоит отметить важные новации в правилах торговли и охране прав покупателей.
Во-первых, возврат некачественного товара оплачивается только продавцом. Если товар надлежащего качества, не устроил потребителя по каким-то другим особенностям, то оплата возврата может быть возложена на покупателя. Речь идет о покупке продукции через интернет или каталоги.
Во-вторых, фотографировать и снимать на видео товары в магазинах теперь можно. Долгое время покупатели конфликтовали с продавцами за право фотографировать товар на полке. Причина не важна — фиксация нарушения, для отправки фото подруги или еще для чего-то — покупатель вправе сфотографировать товар на полке в магазине.
В-третьих, заказ теперь может получить любой человек, который знает номер заказа и другую информацию, необходимую для получения. До недавнего времени, на пункте выдачи требовали доверенность даже с родственников получателя заказа. Теперь заказ может получить даже сосед, если он назовет номер заказа. Однако, при покупке дорогостоящей продукции могут применяться другие условия, оговоренные в договоре.
В-четвертых, при реализации продукции через онлайн-магазин, продавец обязан подтверждать потребителю факт заключения договора купли-продажи, то есть сообщать сведения, подтверждающие заказ, его содержимое и способ получения.
В-пятых, продавцы обязаны предоставить письменный ответ на претензию покупателя. Ранее нормы, законодательно предписывающей продавцу давать ответ на претензию, не существовало.
В-шестых, в том случае, если кассовый чек не содержит название продукции или характеристики и количество, то потребителю должен быть выдан товарный чек. Данное правило распространяется, в первую очередь, на технически сложные товары. Оно необходимо для упрощения возврата.
Обобщая, можно сказать, что важнейшие постулаты закона о Защите прав потребителей не изменились — права покупателя и обязательства продавцов сохранены почти в неизменном виде. Продавцы, как и раньше, обязаны обеспечивать покупателей всей информацией о продукции и характеристиках; реализовывать товары надлежащего качества, предоставлять возможность для контрольного взвешивания, предоставлять чек и т.д.