Скоро в России введут в действие в систему, которая предоставит налоговой службе возможность отслеживать бухгалтерскую отчетность предприятий онлайн в режиме реального времени. Это позволит упростить рабочую деятельность сотрудников ФНС. Для организаций же ввод данной системы будут выражаться в отсутствии физических проверок.
Назначение реформы
Создатели системы внесли предположение, что начало работы программы сделает первый шаг к будущему полноценному изменению привычных форм налогового мониторинга. Однако согласно первичным условиям, принять участие в работе системы могли только крупные компании.
На заседании министерства финансов было предложено снизить лимиты. Теперь участниками системы могут стать предприятия, которые:
- обладают финансовым оборотом не менее, чем 1 млрд. руб. за год;
- в течение года уплатили налогов на сумму не менее, чем 100 млн. руб.
Основное преимущества ввода онлайн контроля – это возможность полностью исключить из деятельности налоговых органов физические проверки отчетности. Сотрудникам ФНС больше не придется лично ездить по офисам предприятий и проверять бумажную и цифровую документацию.
Онлайн-возможности будут действовать для обеих сторон. В частности, руководители организаций смогут подать заявку на предоставление разъяснения по конкретным платежам и транзакциям, если по ним возникли споры. Если сведения не будут устраивать работодателям, то он сможет самостоятельно также в режиме онлайн инициировать проверку.
Негативные моменты
Главный минус системы – это отсутствие четкого регламента перечня сборов, с которыми работал бы алгоритм. То есть по умолчанию подразумеваются все возможные налоговые отчисления. В таком случае возникает несколько проблем:
- разные налоговые сборы выплачиваются в различный срок, что усложняет контроль за ними;
- отсутствие четко регламентированного срока, когда ФНС получает доступ к новой отчетной документации.
Также необходимо понимать, что участие в системе не ограничивает возможные проверки. Налоговики могут прийти с контролем по тем же основаниям, которые действуют сейчас. Отмене подлежат внезапные посещения. Если же сотрудники ФНС выявят какое-либо нарушение, то они придут проверять всю внутреннюю документацию.
Экспертное мнение
Видоизменение документооборота и его перевод в цифровую версию – это огромный скачок в развитии работы налоговой службы. Своим мнение по этому вопросу поделилась Ручкина Г. Ф. декан факультета юриспруденции Финансового Правительственного Университета.
«Новая методика взаимодействия между предприятия и налоговым органами выгодна всем. Налоговики смогут быстрее выявлять нарушения и исправлять допущенные ошибки, что позволит предприятиям избежать больших несоответствий и огромных штрафов. Плательщики же смогут быстрее и в большем объеме контактировать с представителями ФНС по различным вопросам».
Романова Екатерина, одна из партнеров юридической организации «Консул», наоборот считается, что однозначной выгоды в новой системе нет.
«Главный минус новой системе – это ее дороговизна. По примерным оценкам, чтобы перевести весь документооборот в онлайн и принять участие в программе организации в зависимости от ее размера может потребоваться от 2 до 7 млн. руб., что в любом случае очень сильно ударит по бюджету».