Минпромторг: торговая наценка до 5% на ряд продуктов прорабатывается в правительстве

Автор статьи

Ангелина Нестерова

2 минуты на чтение
290 просмотров

Регуляторы были недовольны намерением крупных ритейлеров ограничить маржу социально значимых товаров на уровне 10%. Теперь министерства хотят убедить сети снизить максимальные пределы наценки на овощи, молочные продукты и выпечку до 5% до 1 июля. Поставщики опасаются, что ритейлеры компенсируют их затраты.

Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерены убедить торговые сети ограничить наценку на некоторые социально значимые товары не более 5%. По информации Ъ, этот вопрос обсуждался на совещании с участием главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева и замглавы Минпромторга Виктора Евтухова 3 февраля; в перечень продуктов планируется включить свеклу, морковь, капусту, картофель, лук, молоко питьевое, творог, кефир, масло сливочное, сахар, а также хлебобулочные изделия недлительного хранения.

В Минсельхозе подтвердили Ъ, что считают целесообразным минимизировать торговые наценки на отдельные категории товаров в организованной торговле до нуля до начала нового сельскохозяйственного сезона, 1 июля 2024 года.

«Эта практика будет способствовать повышению доступности социально значимой продукции для населения», — отметили они. В Минпромторге сообщили, что вопрос прорабатывается совместно с Минсельхозом и Федеральной антимонопольной службой. В сервисе не сразу предоставили комментарий.

Ранее в этом году X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит» уведомили ФАС о своей готовности ограничить наценку не более 10% на социально значимые продукты питания (см. «Ъ» от 12 января). В X5 заявили, что ограничения коснутся более 20 категорий товаров и вступят в силу с 12 января во всех магазинах. «Магнит» уточнил, что наценка будет ограничена примерно 200 наименованиями из 25 категорий, включая макароны, некоторые виды овощей, хлеб, молоко, масло и гречку. По данным Росстата, с начала 2024 года по 28 января:

  • сахар розовый 0,7%,
  • молоко — на 0,6%,
  • капуста — на 2,1%,
  • морковь — на 1%,
  • картофель и свекла — на 0,4%.

Михаил Глушков, директор Национального плодоовощного союза, сомневается, что ограничение маржи поможет стабилизировать цены на овощи в краткосрочной перспективе, поскольку импортные поставки в ближайшие месяцы традиционно вырастут.

По его мнению, более эффективным решением проблемы могло бы стать субсидирование автомобильных перевозок овощей из регионов, где имеется избыток этого вида продукции. Как отмечает г-н Глушков, значительную часть конечной стоимости овощей составляет логистика. Но, добавляет он, в долгосрочной перспективе эффект даст только увеличение производства.

Власти изучат проблемы во взаимоотношениях поставщиков и ритейлеров

Станислав Богданов, директор по взаимодействию с органами власти X5 Group, говорит, что большая часть социально значимых товаров в магазинах компании уже продается с отрицательной наценкой или не более 5%. Но X5 также считает эффективными неценовые методы повышения спроса. «Так, например, участники встречи поддержали наши предложения по использованию механизма адресной продовольственной помощи», — говорит г-н Богданов. В Metro заявили Ъ, что сдержанно относятся к подобным инициативам, так как видят риски с точки зрения ценовой конкурентоспособности малого бизнеса, для которого важен определенный ассортимент и услуги, а также стабильность и качество продукции.

Как отмечает аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин, социально значимые товары не приносят ритейлерам больших денег, поэтому ограничения вряд ли сильно ударят по прибыли.

Но ограничение маржи напрямую снижает гибкость и возможность корректировать маржу путем изменения маржи других продуктов. Кроме того, жесткие ограничения коснутся небольших сетей, не имеющих эффекта масштаба, добавляет аналитик.

Заместитель председателя совета директоров «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов опасается, что недобросовестные сети, чтобы сохранить прибыльность, попытаются переложить предел маржи на плечи поставщиков, издержки которых растут опережающими темпами. Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин добавляет, что сети уже используют повышенное внимание регуляторов как повод не повышать цены для поставщиков, особенно мелких. Производители вынуждены работать с рентабельностью или ниже, а ритейлеры берут на себя социальную ответственность, возмущается он.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи