Предприятия малого бизнеса составляют значимую часть компаний, ведущих коммерческую деятельность. Образования решают вопросы занятости населения, охвата сфер, не входящих в круг интересов среднего или крупного бизнеса. Поддержка предприятий выражается в создании оптимальных условий для ведения деятельности, снижении налоговой нагрузки и упрощении отчетности. Расскажем в статье, как осуществляют бухгалтерский и налоговый учет малые предприятия, каковы их льготы и преимущества.
Принадлежность к малому бизнесу
Использование льгот, предоставленных законодательством, возможно при четком понимании критериев принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП). К категории малых при соответствии критериям причисляются хозяйственные общества и партнерства, ИП, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства.
Ограничения показателей принадлежности:
Показатель | Предельный лимит | Дополнения |
Доход, полученный в течение года | До 800 млн рублей | Доход определяется по всем видам деятельности и системам налогообложения |
Среднесписочная численность | До 100 человек | Расчет численности производится по правилам, разработанным органами статистики |
Допускаемая доля предприятий (не отвечающих критериям малого бизнеса) в уставном капитале | До 49% от общей стоимости | Определяется как суммарный показатель всех участников |
Для предприятий установлен период в 3 года отнесения к группе малых даже в случае утраты права.
Пример о превышении лимитов
ООО «Родничок» зарегистрировано в 2014 году. Размер средней численности за 2014-2015 годы не превышал 100 человек, что соответствовало критерию отнесения к СМП. Остальные показатели соответствовали норме.
Организация превысила лимит показателей отнесения к категории малых в 2016 году по числу среднесписочной (средняя замена на среднесписочную с августа 2016 года) численности в связи с расширением бизнеса. Вывод: предприятие утрачивает право на отнесение к малым и использование льгот в 2024 году.
Открытие малого предприятия
При регистрации компаний, попадающий под категории малых, применяется стандартный порядок оформления. Регистрирующий орган определяется по месту расположения юридического лица, для ИП – место постоянной прописки. Законное ведение деятельности осуществляется с даты внесения предприятия в реестр, существующий отдельно для юридических лиц и ИП.
Состав представляемых документов на регистрацию юридического лица:
- Заявление формы Р11001. При наличии нескольких учредителей каждый из лиц должен присутствовать при подаче документов и представить паспорт. В том случае, когда подачу документов осуществляет представитель, необходимо иметь нотариальное удостоверение документа.
- Паспорт с копией документа всех участников и доверенность при сопровождении процедуры представителем.
- Учредительные формы – протоколы, Устав, регистрационные документы на организацию, имеющую долю в уставном капитале.
- Гарантийное письмо для заключения договора аренды или иной документ, подтверждающий планируемое место расположения.
- Платежный документ о внесении в бюджет пошлины. Сумма вносится от имени заявителя или учредителей по требованию регистрирующего органа.
При открытии ИП пакет документов менее объемный и ограничен заявлением образца Р21001, копией паспорта, платежным документом. Подготовка форм требует тщательного заполнения согласно законодательных норм. При каждой повторной подаче госпошлина вносится заново. Читайте также статью: → «Регистрация ИП: пошаговая инструкция».
Государственные субсидии малому бизнесу
Для предпринимательства предусмотрены субсидии, выделяемые в рамках государственных программ. Предприятия малого бизнеса имеют право обратиться в муниципалитет для поддержки и предоставления помощи. Существуют несколько программ с финансовой помощью:
- Предоставление субсидий после открытия предприятия. Для получения финансовой поддержки необходимо представить документы о бизнес-проекте. Предпочтения отдаются предприятиям производственной, сельскохозяйственной сфер деятельностью. Обязательным условием является создание рабочих мест в области нахождения. Субсидии направляются на приобретение оборудования, техники, помещений.
- Компенсация сумм, затраченных субъектом малого бизнеса на кредитование. Рассматриваются расходы по кредитам на приобретение производственных зданий, создание материальной базы предприятиями малого бизнеса. Для получения субсидии представляется бизнес-план, показатели деятельности в динамике, договоры с банком, расчет затраченных процентов по кредитованию.
- Поддержка кредитования малого бизнеса. Ряд банков предоставляет программы, осуществляемые с государственной поддержкой. Льгота выражается в получении субсидии на взнос, гарантий при кредитовании, возврата части процентной ставки.
Вопрос о рассмотрении и предоставлении субсидии решается в каждом конкретном случае индивидуально. Целью программ является развитие субъектов с деятельностью в области воспроизводства и создания новых рабочих мест. За весь период действия программы предприятия должны предоставлять отчетность и подтверждение ранее заявленных показателей в муниципалитет.
Бухгалтерский учет на малых предприятиях
Законодательство предоставляет возможность применения упрощенных операций учета в организациях малого предпринимательства. Бухучет организаций допускается вести в упрощенном виде, с применением ограниченного числа счетов. Учет в ИП осуществляется в рамках книги доходов и расходов. Читайте также статью: → «Книга учета доходов и расходов для ИП».
Субъекты имеют право на льготное ведение кассовых операций. Допускается отсутствие утвержденного лимита кассы и хранение выручки без ограничения размера. Предприятия имеют право не сдавать средства в банк и использовать их по назначению непосредственно из кассы на любые разрешенные нужды.
Детальное выражение упрощения учета:
Элемент | Характеристика |
План счетов | Упрощенный вариант и возможность отказа от ведения двойной записи |
Отчетность | Сокращенное число форм. Представляются только балансы формы 1 и 2. В ряде случаев (при использовании целевых средств) дополнительно представляется отчет о целевом использовании денежных средств |
Метод учета | Допускается отказ от применения метода начисления |
Создание резервов | Разрешен отказ от формирования оценочных обязательств и списание затрат в текущих расходах |
Использование ПБУ 18/02 | Разрешено ведение учета без использования временных или постоянных разниц и обязательств |
Наряду с упрощенным ведением учета для предприятий обязательны положения бухгалтерского учета. Первичный и отчетный документооборот преимущественно необходим самим предприятиям для оценки состояния бизнеса и перспектив развития. Читайте также статью: → «Организация бухгалтерского учета на предприятии».
Налогообложение малого бизнеса
Организации и ИП, попадающие под критерии малых, имеют право использовать любые установленные законодательством системы налогообложения. Льготное налогообложение создается преимущественно на региональном уровне. Субъектам федерации разрешено снизить ставку по ряду налогов.
Система | Установленный размер | Допустимый минимум |
УСН с объектом «доходы» | 6% | 1% |
УСН с объектом «доходы минус расходы» | 15% | 5% |
ЕНВД | 15% | 7,5% |
Право регионов реализуется для поддержки малого бизнеса в областях строительства, сельского хозяйства, производства, социальной сферы.
Пример о применении льготной ставки
Организация ООО «Истоки» относится в СМБ, оказывает медицинские услуги и имеет малые обороты. В учете применяет УСН с объектом «доходы». Размер выручки за 1 квартал 2016 года составил 20 000 рублей. Авансовый платеж единого налога – 1 200 рублей.
После внесения суммы в бюджет организация узнала о льготе по единому налогу для профильного вида деятельности – снижения размера до 1%. Полученная экономия составила 1 000 рублей. Переплата будет учтена в платежах будущих периодов.
Образования, зарегистрированные в форме ИП, имеют право до 2024 года применить налоговые каникулы. Право распространяется на впервые зарегистрированные ИП с открытием после подтверждения законодательной нормы на региональном уровне. Применение льготы носит заявительный характер.
Льготы общего характера для предприятий
На региональном уровне предприятия имеют право получить:
- Возможность участвовать в тендерах на получение госзаказов. Учреждения должны приобретать у субъектов малого бизнеса до 15% всего объема госзакупок.
- Первоочередное право выкупа арендованных зданий и участков.
- Возможность заключения трудовых договоров с наемными работниками с ограниченным сроком действия.
- Льготы по штрафам административного порядка. Разрешена замена штрафа на предупреждение при условии отсутствия ущерба, вреда среде и лицам, государственной безопасности. Льгота применяется для организаций и ИП, впервые совершивших нарушение.
Важной льготой служат каникулы в отношении неналоговых проверок, мораторий на которые установлен с 2016 года и до окончания 2024 года. Льгота предоставляется при отсутствии нарушений. Инспекторам ИФНС предоставляется меньше времени на процедуру проверки с ограничением в пределах 50 часов в год.
Плюсы и минусы малого предпринимательства
Законодательство предоставляет значительный перечень льгот и возможностей малому бизнесу, среди которых основными выступают:
- Минимизация внутреннего документооборота.
- Льготы финансового, налогового характера с участием региональных властей.
- Льготы административного назначения.
- Возможность использовать условия деятельности, доступные среднему и крупному бизнесу.
- Отсутствие финансовых потерь при утрате права на принадлежность к СМП.
К преимуществам предприятий СМП над более крупными образованиями относят гибкость, возможность оперативной смены деятельности или принятия бизнес решения.
К явному минусу малого бизнеса относят сложную конкуренцию с более крупными предприятиями, имеющими значительную материальную базу и солидные денежные потоки. Ограниченные возможности СМП не позволяют расширять объемы оборотов и прибыли.
Отсутствие возможности выхода на другой уровень масштабности объемов увеличивает издержки на единицу товара. Отрицательными сторонами ведения СМП является осторожность банков при выдаче кредитов, партнеров при заключении договоров и потребителей, иногда предпочитающих более крупные структуры.
Реестр малых предприятий
С 2016 года создан специальный реестр малых предприятий, ответственность ведения которого возложена на ИФНС. Формирование информации производится по показателям малых предприятий.
Воспользоваться сведениями можно в открытом доступе, на официальном сайте ИФНС. Для внесения данных Инспекции будут использовать отчетность о среднесписочной численности, показатели доходности стандартных отчетов и данных реестра предприятий.
Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по тематике малого бизнеса
Вопрос №1. Если предприятие СМП получило убыток в периоде получения субсидии на приобретение оборудования, потребуется ли выплатить полученную сумму?
Субсидию, выданную на приобретение оборудования, возвращать не потребуется. Важно использовать оборудование при ведении деятельности (не для перепродажи) и своевременно отчитываться по показателям.
Вопрос №2. Будет ли производится проверка СЭС предприятия малого бизнеса в периоде каникул, если на него поступила жалоба о нарушении правил общепита?
При отсутствии жалоб на ведение деятельности и явные нарушения проверка контролирующими инстанциями (СЭС, пожарная инспекция) не производятся. Поступившая от потребителей жалоба обязывает органы контроля произвести проверку ведения деятельности.
Вопрос №3. Могут ли малые предприятия совмещать режимы налогообложения?
Могут. Компании СМП имеют право на использование всех возможностей, предоставленных законодательством при ведении коммерческой деятельности.
Вопрос №4. Относятся ли ИП при ведении патентной системы налогообложения к малым предприятиям.
Ограничения численности, допускаемые при использовании патента, позволяют отнести ИП к микро-предприятиям.
Вопрос №5. Нужно ли подтверждать принадлежность предприятия к СМП?
Специальных форм для подтверждения показателей отнесения к субъектам малого бизнеса не предусмотрено.