Инвентаризация – процедура, необходимая предприятию для того, чтобы вовремя выявить излишки или недостачу, определить ошибки или неточности в ведении учета с фактическим наличием имущества у организации. В статье расскажем, когда проводится обязательная инвентаризация, дадим примеры проводок.
В каких целях проводится инвентаризация
- Обнаружить недостоверность данных в учете имущества фактически имеющемся и числящемся на балансе
- Определить реально существующее количество материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
- После проведения проверки установить результат, проанализировать и приступить к дальнейшим действиям
- Сопоставить, на сколько полная информация учтена в организации, после чего отразить в балансе результат
Виды и периодичность инвентаризации на предприятии
Инвентаризация бывает:
- полная или частичная
- плановая либо внезапная.
При полной проверке инвентаризации подвергается все имущество, проводится она не чаще раза в год перед составлением годовой отчетности. При частичной исследуется определенный участок или какой-то из видов имущества. Плановая проверка проводится по запланированной схеме, заранее установленной в учетной политике, а внезапная как правило собирается по каким-либо причинам, например при обнаружении факта кражи или ущерба.
Как проводится инвентаризация кассы
При инвентаризации кассы сверяются данные по учету по документам ( все приходные, расходные ордера и книга кассира) с фактическим наличием денежных средств и числящейся сумме по счету 50 в бухгалтерском учете. Читайте также статью: → «Как проходит инвентаризация кассы в 2024».
Проверка кассы происходит в нескольких случаях:
- При смене ответственного лица, например кассира
- При смене директора, когда один передает полномочия другому
Последовательность проведения:
- Перед началом процедуры кассир пишет расписку, о том, что все документы проведены и приняты к учету. Первым шагом в подготовке издается документ на проведение, который подписывает руководитель предприятия, в нем определяется инвентаризационная комиссия.
- На основании приказа комиссия получает либо доступ к программе, например 1с, в которой ведется учет, проводятся проводки и идет движение по счету кассы либо к бумажным документам, ордерам и кассовой книге.
- Члены комиссии в ходе проверки пересчитывают полистно все денежные средства, находящиеся в кассе, ценности и сверяют с журналом кассира, если имеются не проведенные документы, их тоже берут к учету
- Затем проверяющие расписываются в акте по итогу проведения, все данные о выявленных недостачах и расхождениях фиксируются на обратной стороне.
ВАЖНО! Если в течение долгого времени на предприятии не менялось ответственное лицо по кассовым операциям, то ежегодно издавать приказ на комиссию не нужно.
Если по каким-либо причинам присутствовали не все члены комиссии, инвентаризация считается недействительной и проводится повторно.
Проводки в бухгалтерском учете:
Проводки | Производимая операция |
Дебет 50 Кредит 91 | Оприходован излишек денежных средств |
Дебет 94 Кредит 50 | Оприходована недостача |
Дебет 73 Кредит 94 | Недостача вешается на кассира |
Сроки проведения инвентаризации
Каждое предприятие само устанавливает сроки проведения инвентаризации, за исключением, требования законодательства, не реже раза в год.
Показатели | Сроки |
Основные средства | Не реже раза в год, но не раньше первого ноября |
Незавершенное производство | Перед созданием годового отчета |
Расходы будущих периодов | Не менее раза в год |
Готовая продукция, хранящаяся на складе | Не реже раза в год, перед составлением отчета |
Товары в рознице | Не реже двух раз в год |
Законом не предусмотрена точная дата проверок, но целесообразно проводить ее по завершению отчетного года, для точного составления годовой отчетности и баланса. Если по каким-либо причинам пришлось инвентаризировать имущество в четвертом квартале, то годовую можно не производить. Читайте также статью: → «Порядок, сроки и правила инвентаризации компьютеров».
Порядок и сроки инвентаризации устанавливаются самой организацией, за исключением обязательной проверки раз в год.
Эта процедура является обязательной в случаях, когда:
- меняется ответственное лицо
- установлен факт хищения или порчи
- чрезвычайных происшествий
- сдача имущества в аренду, продажа
- при ликвидации организации
- в случае коллективной ответственности при смене руководителя
Законодательная база по инвентаризации
Законом установлен следующий перечень нормативных актов для проверки:
- Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011;
- Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н(указывает на необходимость обоснования данных бухгалтерского учета итогами осуществленной инвентаризации);
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»(предписывает, что сведения в учете проверяются проводимой ревизией, при осуществлении которой подтверждаются факты наличия активов, оценивается
Частые ошибки по проведению
В ходе проведения проверки зачастую могут возникать нарушения, которые могут привести к тому, что данные инвентаризации будут искажены, признаны недействительными либо поставлены под сомнение. Среди ошибок, которые могут поставить под сомнение результат инвентаризации могут быть:
- Отсутствие приказа на проведение, не утвержден состав участников комиссии, не указана дата.
- Не полный состав ответственных лиц.
- Неверное заполнение приказа.
- По какой-либо причине не присутствовало материально-ответственное лицо.
- Материально-ответственное лицо не написало расписку о том, что сдало все приходные и расходные документы в бухгалтерию.
- В помещение, где хранятся описи не был ограничен доступ посторонних лиц.
- Внесение в акты заведомо ложных данных по наличию имущества и денежных средств.
- Не произведен пересчет, а данные вносятся со слов участников.
- Распечатан один экземпляр описи. Данные ошибки могут привести к сомнительным результатам проведения проверки.
Пример 1. Например, у нас увольняется материально-ответственное лицо-кассир. В этом случае инвентаризации не избежать. Создается комиссия, в составе которой должны присутствовать представитель администрации, бухгалтерии и другой специалист. Директором издается приказ с уточнением сроков, порядка проведения, состава комиссии.
По итогу составляются инвентаризационные описи, сличительная ведомость и итоговая. Если в ходе проверки выявлены основные средства, не учтенные на балансе , то в бухгалтерском учете они отражаются по текущей рыночной стоимости по дебету счета основных средств. По налоговому учету они будут входить во внереализационные доходы. К учету их необходимо принять по рыночной стоимости и начислять амортизацию.
Пример 2. В ООО «Меркурий» была произведена проверка, после увольнения заведующей в ходе которой установлена недостача одного монитора стоимостью 50 000 рублей и излишек – ноутбук стоимостью 60 000 рублей. Отразим это в сличительной ведомости. Включим сюда заводской номер, инвентарный номер, количество и сумму по недостаче и излишку.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Для чего необходимо составлять приказ на проведение инвентаризации?
Без него проведение проверки невозможно, это обязательный документ. Читайте также статью: → «Форма ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации (образец 2024)».
Вопрос №2. Что делать если выявлена недостача имущества?
Составляют сличительную ведомость, в которой фиксируют факт недостачи, расхождения в бух.учете инвентарных описях (см. → Недостача при инвентаризации (что делать) в 2024)
Вопрос №3. Как будет происходить выявление виновного лица при факте недостачи?
Сначала необходимо провести внутреннее разбирательство. Если ответственное лицо готово признать свою вину и возместить ущерб, то директор издает приказ о вычете с его заработной платы недостающей суммы, сам работник пишет по факту происходящего объяснительную, с указанием причин и своим согласием либо несогласием. В случае несогласия, администрация предприятия может подать в суд для выяснения обстоятельств дела.