Бизнес, который в своей деятельности имеет дело с закупкой или продажей товаров, сырья, комплектующих за границей сталкивается с определенным родом документов и проверок в части контроля экспортно-импортного товарооборота. Любого рода проверка со стороны исполнительных органов власти всегда направлена на контроль над надлежащим исполнением существующего законодательства. В данной статье будет рассмотрено основные аспекты и понятия камеральной таможенной проверки.
Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы
Товарооборот между странами жестко регламентируется и контролируется таможенными службами. Читайте также статью ⇒ «Особенности бухгалтерского учета внешне-экономической деятельности ( ВЭД)«. Существует целый ряд мер, которые позволяют исполнительным органам власти контролировать процесс передвижения товаров, следить за правомерностью данного процесса, а также ограничивать ввоз запрещенных товаров на территорию нашей страны. При пересечении границы товары подпадают под таможенный контроль, которые представляют собой набор обязательных действий со стороны исполнительных органов власти:
- Изучение и проверка документов, касающихся непосредственно перевозимых товаров. Все документы должны соответствовать установленной форме, бумаги должны давать все необходимую правовую информацию и давать надлежащие представление о товаре и т.д.
- Проводить осмотр и ревизию ввозимых/вывозимых товаров, которые должны соответствовать заявленной информации в документах.
- Введение таможенного учета товаров, а также транспортных средств, осуществляющих перевозку данных товаров.
- Также в качестве контроля со стороны органов исполнительной власти входит осмотр складов и технических помещений, предназначенных для хранения товаров, проверка финансово-хозяйственного состояния организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, проведение бесед с должностными лицами для сбора необходимой информации и т.д.
Читайте также статью ⇒ «Приходный таможенный ордер (заполнение, образец и бланк)«.
Особенности таможенной проверки и ее виды
В целом таможенный контроль является рядовой процедурой, которая распространяется на все возимые и вывозимые из страны товары и транспортные средства. Читайте также статью ⇒ «Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты«. Данная процедура знакома всем организациям, занимающимися экспортно-импортными операциями, без исключений. После завершения основной процедуры контроля, когда товар может быть выпущен в обращение, исполнительные органы власти имеют права организовать плановую либо неплановую проверку, которая может быть в виде:
- Выездной таможенной проверки, которая проходит на территории нахождения самого юридического лица. Прежде чем организовать данный вид проверки таможенная служба готовит ряд вопросов, на которые необходимо получить разъяснения со стороны самой организации.
- Камеральной таможенной проверки проходит удаленно посредством изучения уже имеющихся документов и материалов, в некоторых случаях таможенные службы могут запросить недостающую информацию.
Описанные выше мероприятия также относят к разновидностям таможенного контроля, но они не являются обязательной мерой. Их скорее можно отнести к вынужденным мерам по обеспечению соблюдения законодательства при выявлении или предотвращении возможных нарушений.
Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения
Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:
- Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
- Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
- Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.
Процесс проведения камеральной таможенной поверки
Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.
Наименование этапа | Описание |
Подготовительный этап | Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение. |
Основной этап | На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб. |
Запрос информации и документов | Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде. |
Заключительный этап | На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы. |
Законодательством запрещено проведение повторной камеральной таможенной проверки в отношении одних и тех же товаров, принадлежащих юридическому лицу.
Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке
По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором. Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе. Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.
- Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
- В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
- Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
- Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.
Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки
Наименование нормативно-правового документа | Номер документа | Описание |
Таможенный кодекс | Статья 111 | Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации |
Статья 131 | Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы | |
Статья 134 | В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки | |
Статья 135 | Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой | |
Статья 136 | Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором |
Распространенные вопросы и ответы
Вопрос 1. Обязана ли таможенная служба уведомлять юридическое лицо о проведение камеральной таможенной проверке?
Организация получает уведомление при получении запроса о предоставлении необходимой информации в таможенную службу. Данный вид проверки обычно является внутренней проверкой для организации? которой нет необходимости иметь существенные основания. Поэтому специально уведомлять таможенная служба не обязана.
Вопрос 2. Имеет ли право юридическое лицо отказаться от предоставления запрашиваемых сведений?
При проведении проверки инспектор в первую очередь запрашивает информацию у сторонних организаций, таких как налоговая служба, банки и т.д. Обращение непосредственно к организации является скорее крайней мере при недостатке информации. Когда организация получает запрос от таможенной службы, она не имеет право проигнорировать его, но для избежания проблем лучше чтобы исполнение сопровождал юрист. Если запрос сформулирован не точно, организация имеет право направить ответ с просьбой уточнить какие сведения необходимы.