Любая организация независимо от вида деятельности будет успешно приносить прибыль и расширяться только в том случае, если ее руководство будет действовать по заранее четко составленной стратегии развития. Однако она определяет исключительно промежуточные и конечные цели компании, для достижения которых применяются различные инструменты. Одним из основных является строго регламентированная финансовая политика.
Финансовая политика предприятия: что это такое и для чего предназначено?
Финансовая политика предприятия — это своего рода система управления финансами и материальными активами компании, направленная на достижение максимально возможного показателя эффективности использования имеющихся ресурсов.
Финансовая политика призвана регулировать аспекты деятельности предприятия, связанная с:
- Вопросами по управлению имуществом, а именно с оборотными и внеоборотными активами организации.
- Вопросами по управлению капиталом (собственные средства, а также финансовые обязательства долгосрочного и краткосрочного характера).
Грамотно составленная система финансовой политики с учетом особенностей предприятия, при условии четкого соблюдения предусмотренных ее регламентом правил, позволяет бизнесу успешно решать такие вопросы, как:
- увеличение прибыли;
- эффективное использование имеющихся активов и имущества;
- обеспечение финансовой стойкости компании;
- повышение эффективности управления предприятием;
- увеличение привлекательности фирмы для инвесторов и т. д.
Анализ финансовой деятельности предприятия
Так как основная цель системы финансовой политики заключается в повышении эффективности и рентабельности всех аспектов деятельности предприятия, то первым этапом методики ее разработки, естественно, будет являться подробный анализ этих самых аспектов.
Оценивать и определять текущее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует посредством проведения:
- анализа отчетности;
- «горизонтального» анализа;
- «вертикального» анализа;
- трендового анализа;
- расчета финансовых коэффициентов.
Анализ отчетности
Анализ отчетности — это проверка финансовых показателей по полученной прибыли и по понесенным убыткам организации за интересующий период. В ходе его проведения аудиту необходимо подвергать такие параметры, как:
- математические преимущества компании в вопросе финансов и их источники формирования;
- размер имеющегося капитала (собственный и заемный в отдельности, а также общая их сумма);
- размер непогашенных дебиторских (кто-либо должен компании) и кредиторских (компания должна кому-либо) задолженностей;
- объем полученной выручки;
- объем полученной прибыли и объем понесенных убытков.
По результатам проведенного анализа отчетности можно определить текущее состояние показателей и их расхождение с заявленным планом.
«Горизонтальный» анализ
«Горизонтальный» анализ — это сравнение окончательных финансовых показателей за интересующий отчетный период с аналогичными данными за уже прошедшие временные отрезки. Такая методика позволяет обнаружить изменения в финансовом состоянии компании, за счет чего легче найти и обосновать их причину.
«Вертикальный» анализ
«Вертикальный» анализ — это определение соотношения долей конкретных частей финансовой отчетности с общими показателями. Подобная методика позволяет разделить активы на основополагающие и сопутствующие, на основе чего в дальнейшем будет приниматься решение об избавлении от нерентабельных аспектов финансовой деятельности.
Трендовый анализ
Трендовый анализ — это изучение текущих изменений относительных финансовых параметров в сравнении со значениями, заданными в базовом периоде. Такая методика позволяет определить текущее состояние темпов роста, на основе чего в дальнейшем будет приниматься решение о необходимости их ускорения.
Расчет финансовых коэффициентов
Расчет финансовых коэффициентов — это заключительный этап анализа финансовой деятельности компании. Он подразумевает необходимость обработки всех показателей и данных, полученных в ходе предыдущих мероприятий, целью которой является вычисление «сухих цифр» финансовой отчетности. Полученные в результате финансовые коэффициенты будут основой для определения столпов разрабатываемой системы финансовой политики.
На Заметку: Существует несколько десятков различных финансовых показателей. Однако в ходе проводимого анализа вовсе необязательно подробно изучать каждый параметр в отдельности. Достаточно понимать, что все возможные коэффициенты делятся на две группы: нормируемые (ликвидность, финансовая устойчивость и т. д.) и ненормируемые (рентабельность, деловая активность, капитал, структура имущества и т.д.). Обобщенных значений для каждой группы будет достаточно для определения и разработки основных частей будущей финансовой политики.
Направления финансовой политики предприятия
Получив актуальную информацию об основных показателях предприятия и рассчитав необходимые коэффициенты можно приступать к разработке самой финансовой политики. Стандартная система должна включать в себя положения, касающиеся таких вопросов, как:
- работы с кредитами и займами;
- управление оборотными средствами;
- управление дебиторскими и кредиторскими задолженностями;
- управление расходами и издержками;
- работы с уставным капиталом;
- работы с общими финансовыми ресурсами предприятия.
На Заметку: Указанные выше вопросы — это только лишь основной перечень аспектов системы финансовой политики организации, который актуален для любого предприятия практически в всегда. Однако список может дополняться и другими вопросами, перечень которых будет отличаться в зависимости от вида деятельности предприятия и ее особенностей. Например, для фирмы, которая занимается инвестированием или, наоборот, в которую вкладываются денежные средства третьи лица, системой обязательно должен быть регламентирован вопрос инвестиционной финансовой политикой и т.д.
В ходе составления политики руководству потребуется подобрать наиболее подходящие для конкретного предприятия методы управления и контроля по каждому из перечисленных вопросов.
Регламент финансовой политики предприятия
Система финансовой политики предприятия — это не просто несколько правил, касающихся вопроса управления денежными средствами и другими активами компании. Это полноценная система, которая касается практически всех моментов хозяйственной деятельности организации. В связи с этим каждый вопрос, регулирующийся созданной финансовой политикой, должен быть закреплен документально.
Точного регламента финансовой политики, который был бы универсален для всех предприятий, нет. В зависимости от вида деятельности, размера организации, суммы ее уставного капитала и других факторов список необходимых моментов финансовой политики, нуждающихся в документальной фиксации, может отличаться. Однако можно отдельно выделить несколько вопросов, которые гарантировано должны быть закреплены в локально-нормативных актах предприятия независимо ни от каких факторов. К таковым относятся документы, определяющие и регулирующие:
- учетную политику;
- кредитную политику;
- вопрос управления прибылью, денежными резервами, финансовыми вложениями и другими активами;
- систему дополнительного поощрения фонда оплаты труда;
- методы ведения хозяйственной деятельность с финансовой точки зрения;
- бюджеты (доходный, расходный и налоговый);
- правила исполнения обязательства по платежному календарю;
- кредитный контроль;
- алгоритм погашения кредиторских и дебиторских задолженностей.
Каждый из описанных документов должен быть издан в формате локально-нормативного акта и подписан руководителем организации. В свою очередь весь штат сотрудников должен быть ознакомлен с содержанием регламента по каждому вопросу под роспись.
Законодательством не предъявляется каких-либо строгих требований к форме локально-нормативных актов коммерческих предприятий. Составлять документы можно свободно с соблюдением стандартных правил ведения. Так любой акт, регулирующий какой-либо из аспектов разработанной системы финансовой политики предприятия, должен содержать в себе следующие разделы:
- реквизиты организации (форма регистрации, наименование, адрес расположения);
- основные положения по регламентированному вопросу;
- дата вступления документа в силу;
- дата составления документа;
- подпись должностного лица, ответственного за составление акта;
- подпись руководителя предприятия об издании акта;
- подписи сотрудников, свидетельствующие об их ознакомлении с содержанием документа (допускается проводить сбор подписей на отдельном документе, который в дальнейшем прикладывается к локально-нормативному акту в качестве приложения).