Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) исчерпывающе изложен в ст. 88 НК РФ. Контроль исчисления налога на прибыль осуществляется на основании данных декларации или иных документов, предоставленных организацией или имеющихся в распоряжении Инспекции. Камеральная проверка по налогу на прибыль производится инспектором в рамках должностных обязанностей и не требует издания решения за подписью начальника или заместителя Инспекции.
В процессе мероприятия контроля производится проверка соблюдения сроков подачи отчетности, полноты заполнения, сопоставления показателей. Основными задачами инспекторов служат контроль за правильностью определения базы –доходов, уменьшенных на величину расходов, и налогообложения.
Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль
Период проверки не может превышать 3-х месяцев, исчисляемых от даты представления декларации. Наопределение срока окончания не влияет день дачи пояснений или конечная дата для представления отчетности. Камеральные проверки по налогу на прибыль проводятся выборочно и не применяются к каждой представленной декларации.
Продление периода КНП не производится. Исключение составляет случай представления корректирующей данные декларации до дня окончания проверки. Инициируется новая проверка, срок проведения которой устанавливается заново в пределах 3-х месяцев от даты подачи уточненных показателей. Камеральная налоговая проверка может охватывать только период, указанный в декларации.
На процедуру КНП не действует запрет на повторное проведение контроля. При подаче уточненной декларации в любом периоде проверка может быть назначена повторно. В случае обнаружения нарушений, доказательство которых невозможно в силу ограниченных возможностей КНП, инспектором составляется докладная о направлении предприятия на углубленный контроль – выездную проверку (см. → Как проходит выездная налоговая проверка ИП?).
Документальные основания контроля налога на прибыль
Основным документом, используемым камеральным инспектором, является декларация. Если в ходе проверки инспектором обнаружены ошибки или нестыковки показателей, налогоплательщику предлагается представить пояснения и документальное подтверждение показателей декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В дополнение к предоставленным налогоплательщиком данным инспектор может использовать:
- Документальные материалы, представляемые в ходе ранее проведенных проверок.
- Информацию, полученную от других учреждений – фондов, правоохранительных органов.
- Данные первоначально проведенной камеральной проверки при контроле показателей уточненной декларации.
- Свидетельства, полученные от третьих лиц.
Инспектор для получения наиболее полных сведений имеет право в порядке обмена информацией с учреждениями получать документы по запросам.
Как представляются документы при камеральной проверки?
На подготовку пояснительных данных налогоплательщику предоставляется 5 рабочих дней(требование предъявляется в письменной или устной форме).В случае обнаружения явной арифметической ошибки инспектор имеет право предложить внести изменения в отчетность. Особенности представления документов в ИФНС:
- Пояснения оформляются в произвольной письменной форме.
- Документы представляются в копиях.
- Формы должны быть сгруппированы, сшиты и заверены по правилам делопроизводства. Допускается заверение руководителем пачки сшитых документов.
- При сшивке обеспечивается целостность документов и реквизитов.
- Бумаги в пачке нумеруются в сквозной постраничной форме.
- Перечень документов должен быть указан в сопроводительном письме.
Игнорирование требований Инспекции на представление документов может привести к закрытию расчетного счета (п.3 ст.76 НК РФ) и увеличению шансов на открытие выездной налоговой проверки.
Стандартные этапы проверки показателей
В ходе проверки используется автоматизированный анализ расхождения данных. Инспекторы руководствуются специально разработанными формулами и ПО для служебного пользования. При автоматической проверке производятся:
- Сравнение данных декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности.
- Сопоставление темпа роста доходов и расходов по аналогичным периодам деятельности организации.
- Оценка достоверности показателей декларации и их контрольных соотношений.
- Проверка соответствия показателей требованиям налогового законодательства, например, ст. 40 НК РФ.
- Определение налоговой нагрузки.
Ряд показателей видов отчетности могут соответствовать законодательству, но не совпадать с ожидаемыми данными ИФНС. Налогоплательщику потребуется документально подтвердить указанные показатели и описать причины расхождений.
Вероятные расхождения анализа проверки | Причины, указываемые в пояснениях |
Несовпадение темпов роста доходов и расходов |
Возникли причины, требующие дополнительных финансовых вложений |
Несопоставимость расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности | Различные формы списания расходов (например, применение амортизационной премии в НУ) |
Несопоставимость доходов в бухгалтерской и налоговой отчетности | Различные формы признания видов доходов. Суммы могут расходится при наличии производств с длинными циклами, операций с ценными бумагами, безвозмездное получение имущества |
Несовпадение контрольных соотношений | Зависит от конкретного показателя. Например, частым случаем является несовпадение выручки от реализации в декларациях по прибыли и НДС, вызванных отсутствием идентичности при определении базы |
Низкая налоговая нагрузка |
Внутренние причины этапа деятельности предприятия |
Пояснения, представляемые в ходе камеральной проверки, должны подробно раскрывать ответ и подкрепляться документально.
Пример #1. Возможная причина налоговой проверки
Рассмотрим вариант получения данных расхождения показателей. Компания ООО «Вымпел» своевременно представила данные по итогам 1 квартала 2015 года. Сумма выручки в декларации по НДС составила 1 300 тысяч рублей, величина дохода в декларации по прибыли – 1 130 тысяч рублей. Разница баз составила 170 тысяч рублей.
В ходе проверки организация представила пояснения по поводу расхождения данных. Разница возникла при включении в базу для исчисления НДС стоимости безвозмездно переданного имущества, не являющегося объектом формирования базы, облагаемой прибылью.
Особенности проверки при показателях убытка в декларации
Целью ведения деятельности коммерческих предприятий служит получение прибыли. В случае превышения расходов над доходами в декларации заявляется убыток. При подаче организацией данных об убытках инспектор камерального отдела затребует документы, подтверждающие причины отсутствия прибыли.
Показатели | Оправдательные документы |
Полученного дохода от реализации, произведенных расходов | Расшифровки показателей – налоговые регистры доходов, расходов |
Внереализационных доходов и расходов | Регистры, расшифровки, договоры |
Проведенных сделок | Договоры, перечень контрагентов, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей |
Заработной платы | Штатное расписание, выписки из лицевых счетов |
Иные формы, необходимые для проверки |
Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень оправдательных документов первичного учета и налоговых регистров, позволяющих подтвердить данные.
Если по данным декларации по налогу на прибыль указана сумма к уменьшению, возврат авансовых платежей на счет организации или зачет в счет других обязательств производится только после завершения КНП.
Контроль налоговой нагрузки
Одним из основных показателей является налоговая нагрузка, определяемая как процентное содержание (доля) налога в величине полученного дохода. Для получения показателя используют формулу:
Нн = Н/(Др+Двн),
где Нн – налоговая нагрузка на прибыль;
Н – сумма налога к уплате, указанная в декларации;
Др и Двн – доход, полученный от реализации обычных видов деятельности и внереализационных поступлений соответственно.
Например, организация «Ромашка»торгового профиля своевременно представила по итогам 1 квартала отчетность по налогу на прибыль. Указанная выручка составила 350 000 рублей, сумма внереализационных доходов – 150 000 рублей. Величина начисленного налога составила 30 000 рублей. Определяем налоговую нагрузку: 30 000/(350 000+150 000)=0,06 или 6% (нагрузка для торговых организаций свыше 1% считается нормальным показателем).
Сравнение полученных данных производится с отраслевыми показателями. Одновременно при проверке прослеживается динамика изменения данных по периодам. Если показатели имеют значительные отклонения от средних величин или снижение нагрузки, налогоплательщику предложат предоставить пояснения. В качестве оправдательных аргументов налогоплательщик может указать:
- Расширение сферы деятельности и пополнение ТМЦ в текущем периоде, что подтверждает увеличение расходов.
- Повышение уровня оплаты труда, приведшего к росту затрат.
- Отсутствие внереализационных доходов, ранее имеющихся у налогоплательщика.
- Усиление конкурентоспособности аналогичных по деятельности компаний, требующее дополнительных расходов рекламы.
Пояснения причин низких показателей налоговой нагрузки подкрепляются регистрами НУ.
Оформление результата налоговой проверки
По окончании проверки акт составляется только в случае выявления нарушений у налогоплательщика (ст. 100 НК РФ). В остальных действиях процедура совпадает с оформлением результатов выездной налоговой проверки.
Этапы оформления проверки | Действия Инспекции ФНС | Действия налогоплательщика |
Составление акта |
Предоставляется 10 дней на оформление акта после окончания КНП | |
Вручение акта |
Предоставляется 5 дней на вручение акта налогоплательщику. Документ должен содержать подписи должностных лиц и приложения, подтверждающие нарушения |
|
Получение акта |
Получение на руки акта с одновременной подписью 2-х экземпляров, первый из которых остается в ИФНС |
|
Отказ от получения акта |
В акт вносится соответствующая запись |
|
Несогласие с результатом проверки | Срок подачи в ИФНС возражений в письменной форме – 15 дней после получения акта | |
Жалоба | Срок для апелляции в вышестоящий налоговый орган – 10 дней. Подача осуществляется через проверяющее отделение ИФНС | |
Судебное разбирательство |
Подача иска в Арбитражный суд производится после безрезультатности досудебных мероприятий |
По результатам материалов проверки и при обнаружении нарушений инспектор выписывает требование о доначислении налога. Дополнительно составляется протокол административного правонарушения. Штраф по КоАП налагается на должностных лиц организации, допустивших отсутствие документов, занижение налога.
Ответы на часто возникающие у организаций вопросы
Вопрос №1. Как действовать при подаче уточненной декларации, если на дату представления акт проверки готов, но решение не вступило в силу?
ИФНС откроет параллельную проверку по новым данным налогоплательщика. Организация должна исполнить требование о доначислении и дождаться решения по повторной проверке.
Вопрос №2. Может ли ИФНС при проверке использовать данные расчетного счета.
Инспекторы часто прибегают к информации выписок банка. Данные предоставляются банком по запросу, имеющему законное основание.
Вопрос №3. Имеет ли право Инспекция проверить уточненную декларацию, представленную за период, превышающий 3 года?
Имеет. Проверка данных уточненной декларации проводится в стандартном порядке. По результатам мероприятия ИФНС не может выставить санкции, но определит правильность расчета базы, в дальнейшем влияющей на показатели.
Вопрос №4. Могут ли часто представляемые уточненные декларации спровоцировать камеральную проверку?
Относительно, могут. Регулярная подача организацией уточненных деклараций свидетельствует о слабом документальном учете, что позволит инспектору выполнить план по доначислениям.
Вопрос №5. Как быть, если Инспекция требует документы, не относящиеся к проверяемым данным?
В ходе камеральной проверки инспектор не может запрашивать документы, не связанные с КНП (п.7 ст. 88 НК РФ). В Инспекцию необходимо представить обоснованный отказ с ссылками на законодательство.
Вопрос №6. Как узнать об окончании проверки без доначислений?
В случае положительного результата прохождения проверки и отсутствии претензий у налоговых органов предприятие не оповещается об окончании камеральной проверки.