Как и когда проводить инвентаризацию товаров. Бухгалтерский учет

Автор статьи

Ольга Лазарева

8 минут на чтение
1 957 просмотров
Содержание Содержание

Инвентаризация товаров на складе – это процедура сверки фактического наличия ценностей с документальными данными. Процесс периодически проводится каждой компанией с целью установления возможных излишков или недостачи ТМЦ на складе.

Когда проводится инвентаризация в организации

Закон №402-ФЗ и ПБУ определяют, как и когда необходима рассматриваемая процедура.

В частности инвентаризация требуется, если:

  • Составляется годовая отчетность;
  • Меняется лицо, ответственное за сохранность имущества (МОЛ);
  • Имущество утеряно, похищено или испорчено;
  • Реорганизуется или закрывается компания;
  • Возникают чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия.

Также компания имеет право провести сверку в иных случаях, если есть такая необходимость. В некоторых случаях  достаточно провести частичную инвентаризацию в отношении конкретного типа имущества.

Проведение инвентаризации на складе

Процедуру можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовка приказа;
  2. Назначение специальной комиссии;
  3. Пересчет товарных ценностей на складах с документальным фиксированием результата в инвентаризационных описях (актах);
  4. Сверка полученных данных с показателями учетных регистров;
  5. Формирование конечной ведомости, отражающей установленные излишки и недостачи.

Приказ на инвентаризацию

Утверждается руководителем и включает такие моменты:

  • Повод для проведения сверки (возможные причины перечислены выше);
  • Информация о каждом члене формируемой;
  • Временные рамки для проведения инвентаризации;
  • Тип ценностей, подлежащий проверке.

Для оформления может быть использован типовой бланк ИНВ-22. При желании компания может сформировать собственный удобный бланк.

Пример приказа:

Приказ на инвентаризацию. Пример

Приказ на инвентаризацию. Пример

Сроки проведения инвентаризации

Если инвентаризация длится несколько дней, то склад, на котором хранится инвентаризуемое имущество, опечатывается.

Причина инвентаризации Сроки проведения
Подготовка годовых отчетов В IV квартале отчетного года
Смена МОЛ В день передачи дел новому ответственному лицу.
Кража или поломка имущества В любой срок, начиная со дня обнаружения данного события (определяется приказом)
Реорганизация, прекращение деятельности В период со дня принятия решения о данном событии до момента формирования баланса в связи с ликвидацией (или передаточного акта при реорганизации).
Стихийные и чрезвычайные события В любой срок, начиная со дня, когда данное событие случилось.
Прочие случаи Срок определяется руководителем самостоятельно в приказе.

Кто входит в инвентаризационную комиссию?

В состав комиссии можно включить любых работников компании. Разумно, если среди членов будут присутствовать представитель бухгалтерского отдела, руководящего состава, специалисты технического направления.

Материально ответственное лицо не может быть членом инвентаризационной комиссии, но обязано присутствовать при проведении инвентаризации.

Информация о каждом члене включается в текст приказа (ФИО, занимаемая должность, место работы).

С помощью приказа членам комиссии поручается:

  • Пересчитать и проверить на исправность и пригодность инвентаризуемое имущество (если это товары на складе, то следует посчитать количество единиц каждого наименования ценностей, проверить их надлежащее состояние, пригодное к использованию по назначению);
  • Составить необходимую документацию – заполнить инвентаризационные описи количественными и качественными показателями;
  • Передать сформированные документы с результатами пересчета работникам бухгалтерии для дальнейшей сверки.

Оформляемая документация

Членам комиссии надлежит в ходе натурального пересчета товарных ценностей заполнить следующие инвентаризационные формы:

  • Опись ИНВ-3 – в отношении товаров на складе в собственности компании;
  • Акт ИНВ-4 – в отношении отгруженных ценностей, по которым не поступила оплата от клиентов (заполняется по данным отгрузочных документов);
  • Акт ИНВ-6 – фиксируются данные о купленных товарах, не дошедших до склада (находящихся в пути).

При инвентаризации ТМЦ на складе в опись ИНВ-2 вносятся сведения о наличии и фактическому количестве каждой позиции.

По окончании процедуры МОЛ ставит на бланке описи подпись, подтверждающую согласие с полученными результатами. Члены комиссии также заверяют документ своими подписями. Заполненные и заверенные описи передаются для последующей обработки ответственному бухгалтеру.

Пример описи ИНВ-3

В такой инвентаризационной описи фиксируются данные о товарах по каждому отдельному наименованию с указанием основных характеристик (вид, сорт, группа, артикул, сорт, единица измерения, количественные показатели).

Все проверяемые наименования товаров заносятся последовательно в таблицу бланка ИНВ-3, по итогам каждой позиции подводится суммарное количество в натуральном показателе. В конце подводятся количественные итоги по описи в целом.

Заполнить рассматриваемый бланк можно вручную или оформить с помощью вычислительной техники. Если опись формируется вручную, то все буквы и цифры должны быть четко видны, можно использовать как шариковую, так и перьевую ручку. Исправления вносятся аккуратно с помощью зачеркивания одной чертой неверных данных и внесения рядом корректных сведений. Исправление заверяется подписью всех членов комиссии и МОЛ.

Пустые строки таблицы, оставшиеся не заполненными, прочеркиваются. Нельзя оставлять пустые строки.

Сверка с бухгалтерскими данными

Сопоставление полученных результатов с показателями бухучета выполняет бухгалтер, для этого в описи напротив каждого наименования товаров ставятся учетные данные о количестве.

При установлении несоответствия показателей фактического пересчета и бухучета составляется сличительная ведомость ИНВ-19, в которую переносится только обнаруженные расхождения. Данная форма ведомости применяется только в отношении товарных и материальных ценностей.

Если в ходе проверки товаров на складе обнаружены испорченные, сломанные, не пригодные к дальнейшему использованию по назначению активы, то данные о таких ценностях заносятся в ведомость на основании составленных актах о порче.

Подписывает бланк ИНВ-19 бухгалтер и МОЛ. Бухгалтер своей подписью подтверждает правильность заполнения ведомости, МОЛ – соглашается с итогами инвентаризации.

Подведение итогов

Итоги подводятся в конце года в ведомости ИНВ-26, в которой приводятся суммарные данные о результатах всех проводимых инвентаризаций за 12 месяцев, выраженные в рублях:

  • общая величина излишков и недостачи;
  • установленная порча;
  • указание, куда будут отнесены расходы в связи с порчей и недостачей.

Ведомость заверяется подписями руководителя компании, председателя комиссии и главного бухгалтера.

Бухгалтерский учет инвентаризации товаров

Результаты инвентаризации товаров отражаются в бухучете посредством составления двойной записи на бухгалтерских счетах. Проводки выполняются таким образом, чтобы учетные данные соответствовали фактическим показателям.

Недостача

Установленная недостача товаров учитываются одним из следующих способов:

  • Зачет по пересортице;
  • Списание в границах норм естественной убыли (при их установлении);
  • Списание сверх ном естественной убыли — отнесение на виновных работников (если они определены) или списание в расходы (если не определены).

Если недостающие товары не зачтены при пересортице, то проводки по списанию их стоимости отражаются в месяце проведения инвентаризации.

Проводки в бухучете (в отношении товаров на складе):

Операция Дебет Кредит
Списана стоимость недостающих ценностей 94 41
Списана недостача в границах норм естественной убыли 20,25,26,44 94
Списана сверхнормативная недостача в расходы 91.2 94
Недостающая сумма отнесена на виновного работника 73,76 94
Величина недостачи внесена виновным в кассу или на счет компании 50,51 73,76
Величина недостачи удержана из з/п виновного работника 70 73,76

Излишки

Установленный излишек ТМЦ принимается к учету по фактической себестоимости. В качестве такой стоимости в данном случае признается рыночная цена – денежная величина, которая может быть выручена при продаже указанного актива. Оприходование проводится на дату проведения инвентаризации.

Стоимость излишка включается в число прочих доходов. При дальнейшей продаже данная стоимость списывается в реализационные расходы (в дебет сч.90), при этом при наличии налоговой обязанности по уплате НДС, на фактическую себестоимость в виде рыночной цены начисляется добавленный налог к уплате.

Проводки:

Операция Дебет Кредит
Оприходован излишек по рыночной цене 41 91.1
Отражена стоимость реализации товаров 62 90.1
Списана себестоимость при реализации 90.2 41
Отражено начисление НДС 90.3 68

Скачать бланки для проведения инвентаризации

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи