1 октября – это срок начала проведения годовой инвентаризации, целью которой является выявление наличия имущества в компании, а также сопоставление полученных данных с данными бухучета. Отказ от проведения инвентаризации может привести к тому, что информация в бухгалтерской отчетности окажется недостоверной. А это в свою очередь приведет к наложению штрафов, как на компанию, так и на должностных лиц (120 НК РФ, 15.11 КоАП РФ). В статье рассмотрим порядок, по которому проводится инвентаризация перед годовой отчетностью.
Законодательная база
Инвентаризация проводится в соответствии со следующими нормативными актами:
- Закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
- Приказ Минфина №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
- Приказ Минфина №34н «Об утверждении Положения по ведению бухучета и бухочетности в РФ».
Инвентаризация перед годовой отчетностью
Важно! Инвентаризация, проводимая перед составлением годовой отчетности является обязательной процедурой. Исключение составляет инвентаризация имущества, которая проводилась в 4 квартале отчетного года.
Срок проведения годовой инвентаризации – с 1 октября по 31 декабря текущего года, то есть в 4 квартале. При инвентаризации, проводимой перед годовой отчетностью, проверке подлежат активы и обязательства компании. При этом следует помнить, что инвентаризацию ОС можно проводить 1 раз в 3 года, а инвентаризацию библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет.
Также существуют иные случаи, при которых инвентаризация является обязательной. К ним относят:
- смену материально-ответственного лица;
- выявление фактов хищения, порчи имущества и т.п.;
- стихийные бедствия, пожар и иные чрезвычайные ситуации;
- ликвидацию и реорганизацию компании;
- при выездных налоговых проверках (проводится налоговыми органами).
Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризационный процесс проводится в несколько этапов:
- Этап первый. В первую очередь руководитель компании должен издать приказ, в котором определяется следующее:
- члены инвентаризационной комиссии, председатель комиссии (указываются их должности и ФИО);
- причину, по которой проводится инвентаризация;
- сроки проведения инвентаризации;
- виды объектов учета, подлежащих инвентаризации.
- Этап второй. Вторым этапом происходит непосредственная проверка:
- имущества, которое находится в наличии, включая и арендованное (основные средства, МПЗ, наличные денежные средства);
- нематериальных активов, средств на расчетных счетах и финансовых вложений;
- дебиторской и кредиторской задолженности;
- незавершенного строительства, расходов будущих периодов и иных объектов учета.
Полученные данные заносят в инвентаризационные ведомости.
- Этап третий. Все полученные на предыдущем этапе проверки данные сверяют с данными бухучета. Если при сверке будут выявлены отклонения, то это вносится в сличительные ведомости.
- Этап четвертый. На основании результатов, полученных при инвентаризации, составляется итоговая ведомость. В данной ведомости отражаются данные по излишкам или недостачам, выявленным в ходе проверки. После этого руководить издает приказ, которым утверждаются результаты инвентаризации, а также привлекаются к ответственности виновные лица, выявленные при инвентаризации. В завершении конечные результаты инвентаризации отражают в бухучете.
Инвентаризационная комиссия
Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя компании специальной инвентаризационной комиссией. Данная комиссия может быть как постоянно действующей, так и рабочей. Состав комиссии определяется руководителем компании. Как правило, в нее входят представители администрации, бухгалтерского отдела, а также иные специалисты (например, экономисты, инженеры). Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут входить представители службы внутреннего аудита компании, независимые аудиторы и специалисты, которые знают о способах хранения и использования имущества.
Важно! Если один из членов комиссии не присутствует при инвентаризации, то ее результаты могут быть признаны недействительными.
Количество лиц, включаемых в состав комиссии, организации определяют самостоятельно.Это зависит от деятельности компании, а также от вида проводимой инвентаризации.
Что подлежит инвентаризации
Инвентаризации подлежит: имущество, денежные средства компании, обязательства, обязательства, расчеты с дебиторами, резервы, кредитовые остатки, расчеты с персоналом и т.д
По кредитовым остаткам производится инвентаризация:
- задолженности по приобретенным товарам, выполненным работам и оказанным услугам;
- авансов и предоплат, полученных в счет будущих отгрузок товаров, работ (услуг);
- кредиторской задолженности по займам и процентов к ним;
- задолженности перед учредителями общества (акционерами) по выплате доходов от участия в фирме;
- иная кредиторская или дебиторская задолженность (к примеру, депонированная зарплата).
При инвентаризации расчетов с персоналом проверяются документы, в соответствии с которыми происходит начисление зарплаты и иных выплат, к которым относят:
- приказы приеме работников, их увольнении или перемещении, в соответствии со штатным расписанием и установленными ставками окладов;
- положение по выплатам персоналу, а также иные локальные акты компании, на основании которых работнику начисляются выплаты;
- табель учета рабочего времени;
- записки-расчеты о средней зарплате, предоставляемые при отпусках, увольнениях и т.д.;
- прочие документы, с которыми связан учет рабочего времени и его оплата.
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами
При инвентаризации расчетов с подотчетниками проверяются остатки по каждому из них в соответствии с выданными авансами и представленными отчетами. Также проверяется соблюдение сроков представления отчетов по выданным авансам и возврата неизрасходованных денежных средств. Кроме того проверяется наличие первички, подтверждающей оплату расходов подотчетным лицом и соответствие представленного им отчета цели выданного аванса (Читайте также статью ⇒ Как и кем проводится инвентаризация на предприятии ООО в 2024).
Приказ о проведении инвентаризации
Как уже отмечалось выше, началом инвентаризационных мероприятий является издание приказа руководителя компании. Данный документ составляется по форме ИНВ-22, либо на бланке, разработанном компанией самостоятельно. Без приказа начаться инвентаризация не может. Только после того, как будет издан данный документ, назначенная комиссия переходит к проверке и составлению актов и описей. Порядок оформления распоряжения о проведении инвентаризации:
Содержание приказа | Что указывается |
Шапка документа | Наименование компании, дата составления, а также цель проведения проверки |
Основная часть | Назначается состав комиссии, а также определяются сроки проведения инвентаризации |
Заключительная часть | Подпись руководителя, а также всех членов комиссии |
После заполнения приказа по форме ИНВ-22, его регистрируют в журнале ИНВ-23. Итоговые результаты инвентаризации вносят в журнал ИНВ-25.
Образец приказа об инвентаризации
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Можно ли включать в состав комиссии материально-ответственных лиц компании?
Ответ: Нет, но они должны присутствовать при проверке фактического наличия имущества компании.
Вопрос: Какое минимальное количество человек должно входить в состав инвентаризационной комиссии?
Ответ: Комиссия должна состоять не менее, чем из двоих человек.
Заключение
Таким образом, проведение инвентаризации при подготовке годовой отчетности является необходимым мероприятием. Она позволяет подтвердить финансовые данные по активам компании.