Инвентаризация перед годовой отчетностью

Автор статьи

Амина С.

3 минуты на чтение
6 488 просмотров
Содержание Содержание

1 октября – это срок начала проведения годовой инвентаризации, целью которой является выявление наличия имущества в компании, а также сопоставление полученных данных с данными бухучета. Отказ от проведения инвентаризации может привести к тому, что информация в бухгалтерской отчетности окажется недостоверной. А это в свою очередь приведет к наложению штрафов, как на компанию, так и на должностных лиц (120 НК РФ, 15.11 КоАП РФ). В статье рассмотрим порядок, по которому проводится инвентаризация перед годовой отчетностью.

Законодательная база

Инвентаризация проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  1. Закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Приказ Минфина №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
  3. Приказ Минфина №34н «Об утверждении Положения по ведению бухучета и бухочетности в РФ».

Инвентаризация перед годовой отчетностью

Важно! Инвентаризация, проводимая перед составлением годовой отчетности является обязательной процедурой. Исключение составляет инвентаризация имущества, которая проводилась в 4 квартале отчетного года.

Срок проведения годовой инвентаризации – с 1 октября по 31 декабря текущего года, то есть в 4 квартале. При инвентаризации, проводимой перед годовой отчетностью, проверке подлежат активы и обязательства компании. При этом следует помнить, что инвентаризацию ОС можно проводить 1 раз в 3 года, а инвентаризацию библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет.

Также существуют иные случаи, при которых инвентаризация является обязательной. К ним относят:

  • смену материально-ответственного лица;
  • выявление фактов хищения, порчи имущества и т.п.;
  • стихийные бедствия, пожар и иные чрезвычайные ситуации;
  • ликвидацию и реорганизацию компании;
  • при выездных налоговых проверках (проводится налоговыми органами).

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризационный процесс проводится в несколько этапов:

  1. Этап первый. В первую очередь руководитель компании должен издать приказ, в котором определяется следующее:
  • члены инвентаризационной комиссии, председатель комиссии (указываются их должности и ФИО);
  • причину, по которой проводится инвентаризация;
  • сроки проведения инвентаризации;
  • виды объектов учета, подлежащих инвентаризации.
  1. Этап второй. Вторым этапом происходит непосредственная проверка:
  • имущества, которое находится в наличии, включая и арендованное (основные средства, МПЗ, наличные денежные средства);
  • нематериальных активов, средств на расчетных счетах и финансовых вложений;
  • дебиторской и кредиторской задолженности;
  • незавершенного строительства, расходов будущих периодов и иных объектов учета.

Полученные данные заносят в инвентаризационные ведомости.

  1. Этап третий. Все полученные на предыдущем этапе проверки данные сверяют с данными бухучета. Если при сверке будут выявлены отклонения, то это вносится в сличительные ведомости.
  2. Этап четвертый. На основании результатов, полученных при инвентаризации, составляется итоговая ведомость. В данной ведомости отражаются данные по излишкам или недостачам, выявленным в ходе проверки. После этого руководить издает приказ, которым утверждаются результаты инвентаризации, а также привлекаются к ответственности виновные лица, выявленные при инвентаризации. В завершении конечные результаты инвентаризации отражают в бухучете.

Инвентаризационная комиссия

Инвентаризация проводится на основании приказа руководителя компании специальной инвентаризационной комиссией. Данная комиссия может быть как постоянно действующей, так и рабочей. Состав комиссии определяется руководителем компании. Как правило, в нее входят представители администрации, бухгалтерского отдела, а также иные специалисты (например, экономисты, инженеры). Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут входить представители службы внутреннего аудита компании, независимые аудиторы и специалисты, которые знают о способах хранения и использования имущества.

Важно! Если один из членов комиссии не присутствует при инвентаризации, то ее результаты могут быть признаны недействительными.

Количество лиц, включаемых в состав комиссии, организации определяют самостоятельно.Это зависит от деятельности компании, а также от вида проводимой инвентаризации.

Что подлежит инвентаризации

Инвентаризации подлежит: имущество, денежные средства компании, обязательства, обязательства, расчеты с дебиторами, резервы, кредитовые остатки, расчеты с персоналом и т.д

По кредитовым остаткам производится инвентаризация:

  • задолженности по приобретенным товарам, выполненным работам и оказанным услугам;
  • авансов и предоплат, полученных в счет будущих отгрузок товаров, работ (услуг);
  • кредиторской задолженности по займам и процентов к ним;
  • задолженности перед учредителями общества (акционерами) по выплате доходов от участия в фирме;
  • иная кредиторская или дебиторская задолженность (к примеру, депонированная зарплата).

При инвентаризации расчетов с персоналом проверяются документы, в соответствии с которыми происходит начисление зарплаты и иных выплат, к которым относят:

  • приказы приеме работников, их увольнении или перемещении, в соответствии со штатным расписанием и установленными ставками окладов;
  • положение по выплатам персоналу, а также иные локальные акты компании, на основании которых работнику начисляются выплаты;
  • табель учета рабочего времени;
  • записки-расчеты о средней зарплате, предоставляемые при отпусках, увольнениях и т.д.;
  • прочие документы, с которыми связан учет рабочего времени и его оплата.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

При инвентаризации расчетов с подотчетниками проверяются остатки по каждому из них в соответствии с выданными авансами и представленными отчетами. Также проверяется соблюдение сроков представления отчетов по выданным авансам и возврата неизрасходованных денежных средств. Кроме того проверяется наличие первички, подтверждающей оплату расходов подотчетным лицом и соответствие представленного им отчета цели выданного аванса (Читайте также статью ⇒ Как и кем проводится инвентаризация на предприятии ООО в 2024).

Приказ о проведении инвентаризации

Как уже отмечалось выше, началом инвентаризационных мероприятий является издание приказа руководителя компании. Данный документ составляется по форме ИНВ-22, либо на бланке, разработанном компанией самостоятельно. Без приказа начаться инвентаризация не может. Только после того, как будет издан данный документ, назначенная комиссия переходит к проверке и составлению актов и описей. Порядок оформления распоряжения о проведении инвентаризации:

Содержание приказа Что указывается
Шапка документа Наименование компании, дата составления, а также цель проведения проверки
Основная часть Назначается состав комиссии, а также определяются сроки проведения инвентаризации
Заключительная часть Подпись руководителя, а также всех членов комиссии

После заполнения приказа по форме ИНВ-22, его регистрируют в журнале ИНВ-23. Итоговые результаты инвентаризации вносят в журнал ИНВ-25.

Образец приказа об инвентаризации

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Можно ли включать в состав комиссии материально-ответственных лиц компании?

Ответ: Нет, но они должны присутствовать при проверке фактического наличия имущества компании.

Вопрос: Какое минимальное количество человек должно входить в состав инвентаризационной комиссии?

Ответ: Комиссия должна состоять не менее, чем из двоих человек.

Заключение

Таким образом, проведение инвентаризации при подготовке годовой отчетности является необходимым мероприятием. Она позволяет подтвердить финансовые данные по активам компании.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи