В соответствии с экологическими требованиями обязанностью предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, является инвентаризация объектов размещения отходов. Какие требования предъявляются к инвентаризации, какие документы составляются к проведению инвентаризации? На эти вопросы будут представлены ответы в данной статье.
Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?
Инвентаризация объектов размещения отходов – это процедура, обязательная как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов. В этом случае форма собственности не имеет значения. Инвентаризацию обязаны проводить:
- собственники;
- пользователи;
- владельцы;
- арендаторы объектов, размещающих отходы.
Согласно приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» по завершению сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах:
- один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов;
- второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Цель проведения инвентаризации объектов размещения отходов
Проведение инвентаризации объектов размещения отходов преследует несколько целей:
Цель | Комментарий |
Сохранение окружающей среды | Проведение инвентаризации объектов размещения отходов позволяет определить уровень загрязнения теми или иными вредными веществами, образуемыми в результате хранения, утилизации или сбора отходов.
Так, согласно ст. 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: · с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; · с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; · при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ. |
Определение отходов, пригодных для утилизации | Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов — использование отходов для:
|
Организация учёта отходов | Организация отходов должна быть налажена таким образом, чтобы были учтены все бухгалтерские проводки в отношении веществ, материалов, относящихся к категории отходов |
Классификация отходов | Благодаря инвентаризации есть возможность определить вид отходов. Так, определены отходы, запрещенные к захоронению, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»
Виды отходов можно уточнить в приказе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» |
Кто обязан проводить инвентаризацию объектов размещения отходов?
В соответствии с приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 инвентаризацию объектов размещения отходов обязаны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).
Правила инвентаризации объектов размещения отходов не распространяется на:
- объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные);
- объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено;
- специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
- скотомогильники.
Важно! Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на следующие категории:
Категория | Характеристика объектов |
I | объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий |
II | объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду |
III | объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду |
IV | объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду |
Таким образом, инвентаризацию объектов размещения отходов обязаны проводить как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Пример № 1. Последствия нарушения требований инвентаризации объектов размещения отходов.
ИП Фомин А.В. не предоставил Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры паспорт отхода на образуемый в результате предпринимательской деятельности отход.
По результатам обследования составлен акт обследования, согласно которому возле шиномонтажной мастерской обнаружены брошенные навалом, занесенные снегом использованные автомобильные покрышки.
Установив отсутствие у предпринимателя паспорта отхода на образуемый в результате предпринимательской деятельности отход — использованные автомобильные покрышки, административным органом составлен протокол об административном правонарушении с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Данное дело рассматривалось в Федеральном арбитражном суде с вынесением Постановления ФАС от 24 сентября 2012 г. по делу № А75-512/2012.
Инвентаризация объектов размещения отходов
Инвентаризацию предприятия, размещающие отходы, должны проводить не реже 1 раза в 5 лет. Определённого регламента проведения данной процедуры нет, но, в основном, большинство предприятий придерживаются следующих этапов:
- приказ о проведении инвентаризации объектов размещения отходов;
- инвентаризация объектов размещения отходов;
- формулирование полученных в ходе инвентаризации сведений с сопутствующим составлением акта инвентаризации отходов.
Важно! Проведение инвентаризации не обязательно должно сопровождаться приглашением сторонней организации. Данную процедуру организация может провести своими силами. Результатом инвентаризации должно стать составление необходимых документов.
Документы, необходимые для проведения инвентаризации объектов размещения отходов
Предприятие, являющееся объектом размещения отходов, в обязательном порядке должны быть разработаны документы, на основании которых можно проводить инвентаризацию.
Так, среди документов могут быть следующие:
- инструкция о порядке проведения инвентаризации объектов размещения отходов;
- инструкция для инвентаризационной комиссии (или Положение о работе инвентаризационной комиссии);
- ведомости объектов хранения, источников отходов и др.;
- сведения о предприятиии;
- приказ о создании инвентаризационной комиссии;
- приказ о проведении инвентаризации объектов размещения отходов;
- акт инвентаризации.
Как используются материалы, полученные в результате проведения инвентаризации объектов размещения отходов?
Согласно приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:
- для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
- при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;
- в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
Ответственность за нарушение в использовании объектов размещения отходов
За нарушение пользования природными объектами и нарушения в работе с отходами предусмотрена как административная ответственность в соответствии со ст. 15 ГК РФ, гл. 8 КоАП, так и уголовная ответственность в соответствии с гл. 26 УК РФ.
Вопросы и ответы
Вопрос № 1. Мы хотим пригласить стороннюю организацию для проведения инвентаризации объектов размещения отходов. Какие документа необходимо заранее приготовить?
Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация в зависимости от вида отходов и деятельности организации.
Вопрос № 2. Можем ли мы как-то заранее знать о проведении проверки Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды?
Если поводом для контроля не послужила жалоба о нарушении в работе предприятия в части использования отходов, то график плановых проверок можно уточнить на сайте Службы.