Готовая продукция — это конечный результат деятельности производственной организации, по которому в некоторой степени можно судить о том, является ли она успешной или же убыточной. Именно от состояния и количественного соотношения готовой продукции во многом зависит факт получения организацией выручки от реализации и прибыли, которую затем можно использовать для достижения стратегических целей. В статье рассмотрим как проходит инвентаризация готовой продукции в магазине, на складе, в сельском хозяйстве и на предприятии. Также разберем как происходит бухгалтерский учет и отражение результатов.
Сущность инвентаризации готовой продукции
Сущность инвентаризации готовой продукции заключается в том, что этот процесс подразумевает проверку наличия всех позиций продукции и товаров на складах, соответствия их принятой номенклатуре и учетным данным в бухучете. Основной целью инвентаризации готовой продукции является выявление каких-либо ошибок или неточностей, которые могут возникнуть при неправильном ведении бухгалтерского и складского учета, а также в связи с неправомерными действиями ответственных работников.
В соответствии со сформулированной целью необходимо выделить основные задачи инвентаризации готовой продукции и товаров, к которым относятся:
- выявление фактического количества товаров или готовой продукции и их соответствие утвержденной номенклатуре (см. → инвентаризация товаров в 2024: в розничной торговле, сроки, учет);
- проверка полноты и правильности отражения готовой продукции на счетах синтетического и аналитического учета;
- соответствие фактических и учетных данных и выявление расхождений между ними;
- анализ причин несоответствия информации;
- определение правильности хранения готовой продукции и товаров на складах;
- выявление виновных лиц при определении неправильности учета и хранения готовой продукции и товаров.
Основы инвентаризации готовой продукции на складе
Инвентаризацию готовой продукции необходимо проводить не менее одного раза в год, а при необходимости руководитель организации или подразделения может принять решение о более частом ее осуществлении. Такая мера необходима в том случае, когда производственная деятельности организации носит масштабный характер и при этом подразумевает изготовление продукции и товаров по обширной номенклатуре. Благодаря проводимой инвентаризации возможно исключение пересортицы, которая обязательно возникает, если наименований товаров достаточно много, а складской учет осуществляется не в полном соответствии с нормами и стандартами.
Инвентаризация готовой продукции и товаров проводится по нескольким основаниям, главным из которых является законодательство Российской Федерации, предусматривающее обязательную для организаций всех форм собственности ежегодную проверку наличия и состояния проверяемых объектов. Также инвентаризация изготовленной продукции и товаров на продажу может проводиться и в иных конкретных случаях на предприятии, к которым относятся:
- происходит увольнение одного ответственного лица и назначение другого;
- предприятие реорганизуется или ликвидируется;
- устанавливается факт злоупотребления служебным положением, хищения, ухудшения свойств или полной порчи имущества;
- составляется годовая бухгалтерская отчетность;
- произошло стихийное бедствие или чрезвычайная ситуация.
Следует выделить основные виды инвентаризации готовой продукции и товаров, которые подразделяются в зависимости от выбранного критерия классификации.
Критерий |
Наименование |
по масштабу | 1. полная (по всему ассортименту) |
2. частичная (по определенному складу или наименованию) | |
по основанию | 1. плановая (согласно графику осуществления процесса инвентаризации) |
2. внезапная (по решению руководства) | |
по методу | 1. сплошная (полный пересчет всего имущества) |
2. выборочная (выборочный пересчет по определенным позициям) |
Подготовка к проведению инвентаризации
Перед проведением инвентаризации готовой продукции и товаров на складах в организации необходимо создать приказ, в котором будут указываться такие основные параметры, как:
- наименование подлежащего ревизии объекта;
- председатель и члены контролирующей комиссии;
- сроки проведения проверки.
Состав инвентаризационной комиссии постоянный, в нее входят сотрудники из различных служб предприятия. К примеру, отдела маркетинга и сбыта готовой продукции, отдела технического контроля, бухгалтерии, производственного отдела и т.д.
На момент проведения ревизии готовой продукции все товары должны быть оприходованы по счетам бухгалтерского учета, чтобы количество полностью соответствовало имеющимся документам. Также кладовщики или материально-ответственные лица обязаны предоставить расписку о том, что все переданные им на хранение объекты учтены, а документы по их движению переданы в бухгалтерскую службу.
Естественно, в каждом отдельно взятом случае инвентаризация имеет какие-либо нюансы, поскольку виды деятельности предприятий могут кардинально различаться. Необходимо подробнее рассказать о том, как проводится инвентаризация готовой продукции и товаров в различных отраслях.
Инвентаризация товаров в магазине
Инвентаризация в торговле связана с тем, что необходимо провести ревизию товаров в торговых залах, где могут находиться посетители. Чтобы не мешать им выбирать и покупать товары, следует проводить проверку в тот день, когда покупателей будет минимальное количество. При этом возможно два варианта развития событий:
Вариант | Описание |
Первый вариант | Торговая точка не закрывается, а ревизия проводится по определенной номенклатуре товаров |
Второй вариант | Торговая точка полностью закрывается, и ревизия проводится по всем имеющимся товарам в торговом зале и на складах |
Второй вариант наиболее выгоден и удобен, поскольку позволяет привлечь к проверке и пересчету товаров всех свободных сотрудников, что особенно важно в условиях обширного ассортимента. Кроме того, закрытый торговый зал позволяет полностью пересчитать имеющийся в наличии товар и не проверять, взял ли его покупатель или нет.
Особенно удобно инвентаризировать товары в магазине по штрих-кодам — данное мероприятие внедряется повсеместно, поскольку помогает ревизорам произвести правильный пересчет всего товара в минимально короткие сроки. Внедрение автоматизированного учета облегчает труд, снижает издержки, позволяет получить более полную информацию по фактическому учету товаров в торговых залах и соотнести ее с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация готовой продукции в сельском хозяйстве
Готовая продукция в сельском хозяйстве подразделяется на несколько видов:
Отрасль сельского хозяйства |
Производимая готовая продукция |
Животноводство | Молоко, мясо, яйца, мед |
Растениеводство | Фрукты, овощи |
Незавершенное производство | Мед в ульях, яйца в инкубаторе, молодняк на выращивании и откорме |
Промышленное производство в сельском хозяйстве | Винная, хлебобулочная, молочная продукция, ожидающая срока готовности |
Особенности инвентаризации в сельском хозяйстве связаны с тем, что в этой сфере деятельности существует большой объем незавершенного производства. К нему относятся расходы на урожай в будущих периодах, животные на выращивании и откорме, необмолоченные культуры, яйца в инкубаторах, посевы озимых культур, выдержка пищевого сырья, запасы меда в ульях. И хотя вся эта продукция не перешла в стадию готовой, она все же должна быть учтена в качестве незавершенного производства.
Для каждой отдельно взятой позиции предусмотрен порядок определения ее стоимости на незавершенной стадии, к примеру, в пчеловодстве необходимо использовать показатели стоимости кормового меда и себестоимости готового меда, а для определения стоимости заготовленной для корма соломы берут вес 1 м3 соломы и размеров скирды, в которой она хранится.
Необходимо отметить, что поголовье взрослого и рабочего скота не относится к готовой продукции, поскольку они представляют собой основные средства. В соответствии с этим их ревизия и подсчет должны происходить только в том случае, когда осуществляется инвентаризация основных средств в сельскохозяйственном предприятии, но никак не готовой продукции.
Инвентаризация на предприятии
Инвентаризация готовой продукции и товаров на производственном предприятии должна учитывать тот факт, что в некоторых случаях продукция может быть отгружена покупателю, но за нее еще не получены денежные средства. Такая отгруженная продукция должна учитываться как отгруженная в виде обязательств дебиторов перед организацией. При этом на нее также должны быть оформлены соответствующие документы, к примеру, расчетные документы поставщиков, договора, акты приема-передачи или расписки.
Пример описи готовой продукции при инвентаризации на промышленном предприятии может выглядеть следующим образом:
Номенклатура |
Единица измерения |
Количество |
Труба бурильная стальная универсальная 70х4,5 | шт. | 180 |
Труба бурильная стальная универсальная 85х6,0 | шт. | 132 |
Штанга бурильная для горизонтально-направленного бурения | шт. | 84 |
Штанга бурильная шнековая | шт. | 93 |
Переходник П-3 | шт. | 219 |
Выявленные излишки готовой продукции и товаров приходуются по их себестоимости, а при продаже к ним добавляется процентная надбавка. Результаты ревизии, отражающие излишки, относятся на счет доходов предприятия. Если же была обнаружена недостача, то она отражается по счетам бухгалтерского учета также по фактической себестоимости, а результаты относятся на счет расходов организации. Читайте также: → как проходит инвентаризация материалов в 2024, → инвентаризация основных средств. консервация основных средств в 2024.
Таким образом, можно говорить о том, что результаты проводимой инвентаризации влияют в целом на показатели деятельности производственного предприятия. Кроме того, они позволяют выявить «узкие места» в бухгалтерском и складском учете, то есть проблемные участки, на которые следует обратить повышенное внимание. Также ревизия готовой продукции в данной сфере позволяет решить следующие вопросы:
- усовершенствовать учет;
- внедрить его автоматизацию;
- снизить процент пересортицы;
- ограничить мошеннические действия ответственных лиц;
- повысить качество хранения готовой продукции и товаров.
Основные бухгалтерские проводки по инвентаризации продукции
При проведении инвентаризации возможно получение нескольких результатов, и по каждому из них формируются соответствующие проводки. Наиболее распространенными из них являются:
- если выявлен излишек:
Дебет 43 Кредит 91 излишек готовой продукции принят к учету
- если выявлена недостача, но виновное лицо не обнаружено
Дебет 94 Кредит 43 отражена стоимость недостачи
Дебет 91 Кредит 94 недостача отнесена на счет прочих расходов
- если выявлена недостача, и виновное лицо обнаружено
Д ебет94 Кредит 43 списана стоимость недостачи
Дебет 73 Кредит 94 возмещение недостачи за счет виновного лица
5 интересных вопросов по инвентаризации готовой продукции
Вопрос №1. Что делать, если ответственное лицо отказывается возмещать ущерб?
В данной ситуации необходимо попытаться решить вопрос мирным путем или же подать исковое заявление в суд о возмещении материального ущерба виновной стороной.
Вопрос №2. Можно ли проводить ревизию без присутствия лица, ответственного за хранение готовой продукции и товаров?
Нет, согласно законодательству ревизия должна проводиться только в присутствии ответственного сотрудника.
Вопрос №3. Что делать, если в ходе инвентаризации товаров выявлен объект, не относящийся к деятельности компании?
В данной ситуации необходимо выявить ее владельца, а при отсутствии такого подать заявление в полицию. По истечении полугода, если владелец так и не будет найден, объект поступает в распоряжение организации.
Вопрос №4. После увольнения ответственного лица была обнаружена недостача. Можно ли ее истребовать в судебном порядке?
Нет, доказать вину уволенного сотрудника невозможно. Недостачу следует списать на расходы организации или финансовые результаты (см. → бухгалтерский учет недостачи товаров при инвентаризации).
Вопрос №5. Может ли ответственное лицо быть членом инвентаризационной комиссии?
Нет, данный сотрудник не может быть членом ревизионной комиссии. И этот факт не зависит от того, какое именно имущество проверяется — доверенное на хранение ему или другим сотрудникам.