Периодическая проверка активов, их наличия и состояния – одна из важных составных контроля функционирования предприятия. Наряду с инвентаризацией имущества и денежной массы осуществляется инвентаризация финансовых вложений.
Основные задачи инвентаризации финансовых вложений
Под инвентаризацией финансовых вложений (ФВ) подразумевается сравнение того, что есть фактически в наличии, с учетными данными. Объектами описи выступают:
- ценные бумаги;
- вложения, которые фирма вносит в уставный капитал иных компаний;
- займы и кредиты, предоставленные другим организациям.
Проведение инвентаризации ФВ позволяет установить:
- насколько правильно и корректно проведено оформление и регистрирование ценных бумаг (ЦБ);
- реальна ли стоимость ЦБ, по которой проводится их учет в балансе;
- уровень сохранности ЦБ;
- отражение размеров полученных доходов по ЦБ, процентов по предоставленным кредитам и займам;
- насколько полно и своевременно проводятся соответствующие записи.
Опись следует осуществлять в те же дни, когда инвентаризируется денежная масса в кассе компании.
Инвентаризация финансовых вложений: этапы и порядок проведения
Инвентаризация состоит из нескольких стадий (этапов):
Этапы |
Содержание |
Подготовительный | Разработка приказа о проведении работы по инвентаризации активов компании |
Инвентаризационной комиссии, созданной ранее отдельным приказом, необходимо приступать к работе.
Изымание последних на дату инвентаризации документов: по приходу и расходу, отчетов |
|
Непосредственная работа | Документальная проверка: сопоставление фактического наличия подтвержденных финвложений с данными учета. |
Внесение в инвентаризационную опись денежной оценки финвложений | |
Аналитический | Анализ полученных результатов на предмет расхождений данных инвентаризации с бухгалтерскими записями, сравнение |
Заключительный |
Подписание инвентаризационной описи. Члены комиссии готовят предложения по: — оценке выявленных неучтенных финвложений; — списанию неподтвержденных документально инвестиций; — привлечению к материальной ответственности виновных лиц |
Руководство рассматривает предложения комиссии, проводившей инвентаризацию, и принимает конкретные решения. Полученные результаты описи обязательно отражаются в бухучете. Читайте также статью: → «Инвентаризация денежных средств в кассе, как часто в 2024»
Составление приказа об инвентаризации
Приказ формируется непосредственно перед проведением работы по инвентаризации. В нем прописывают:
- дату начала и окончания описи;
- причину проведения;
- сроки предоставления итоговых документов в бухгалтерию.
Комиссия, как правило, создается в начале каждого года. В приказе дополнительно обозначается ее состав (председатель и члены). Прописывается должность каждого сотрудника и его ФИО.
Важно! При разработке приказа за основу принимается типовая форма № ИНВ-22.
Формирование акта инвентаризации финвложений
Для того, чтобы зафиксировать результаты инвентаризации, предусмотрена опись по форма ИНВ-16. В ней имеются графы для отражения:
- фактических финансовых вложений;
- числящихся ФЗ за сведениями бухучета;
- результатов. Это могут быть и излишки, и недостачи, или ни того, ни другого.
Опись подписывается председателем комиссии и ее членами.
Если в результате сопоставлений обнаружено несоответствие фактического наличия с учетными данными, сотрудник компании, материально ответственный, записывает в бланке причины выявленных недочетов, ставит свою подпись. Когда несоответствия значительные, ему потребуется оформить дополнительно расширенную объяснительную записку.
В последних строчках описи руководитель записывает свое решение по поводу выявленных отклонений. В частности, он может вынести виновному лицу предупреждение, выговор, либо обязать его возместить полученные убытки. Подобные решения дополнительно оформляются приказом. Читайте также статью: → «Инвентаризация и учет объектов недвижимости 2024»
Инвентаризационная опись выполняет функцию акта, поскольку отражает всю необходимую информацию. Документ можно заполнять с помощью компьютерных программ или от руки. Если при формировании описи что-то записано с ошибкой, то тогда неправильные данные нужно зачеркнуть, написать сверху верные сведения и подтвердить их подписями членов комиссии. Рекомендуем ознакомиться с примером заполненного бланка инвентаризационной описи в 2024.
В строках незаполненных необходимо провести прочерки.
Важно! Компания имеет право при составлении акта инвентаризации использовать не только ф. № ИНВ-16, но и разработать свой бланк, который бы учитывал ее специфику финвложений. Это не относится к описи ЦБ в документарной форме.
Документы для инвентаризации финансовых вложений
Прежде чем приступить к проверке финвложений, необходимо определить, правомерно ли отнесены те или иные активы на сч. 58. Учитывается осуществление одновременно таких условий:
- Корректное оформление документации, дающей право распоряжаться активом и полученными от него доходами.
- Подтверждение того, что к компании перешли все риски по конкретному ФВ.
- Осуществимая вероятность получения от финвложения пользы.
Все особенности инвентаризационного процесса целесообразно зафиксировать в учетной политике компании.
Представители инвентаризационной комиссии отмечают объективное существование документов, на основании которых финвложения признаются таковыми:
- контрактов и соглашений;
- платежек и накладных на ТМЦ;
- инвестиционных сертификатов;
- актов по приему-передаче выполненных услуг.
Чтобы удостовериться в корректности оценки финансовых вложений, комиссия изучает:
- расходы фактические на ЦБ и произведенные вложения в уставные капиталы других компаний;
- кредиты, предоставленные другим организациям, правильность расчета процентов.
Комиссией анализируются данные по каждому ФВ. В акт инвентаризации финвложений вносится название документа, его серия, номер, цена (и фактическая, и номинальная). Если ЦБ сохраняются в специальном хранилище, проводится сравнение остатков сумм на счетах бухучета с выписками, предоставленными указанными организациями.
Важно! Прежде чем начать инвентаризацию ФВ, нужно удостовериться, что все необходимые первичные документы и регистры бухучета в наличии.
Особенности бухучета и оформления итогов инвентаризации
Когда инвентаризация обнаружит неучтенные ФВ, их оприходуют по ценам, сложившимся на рынке. Последние определяются:
- По биржевым котировкам для тех ЦБ, которые допущены к торгам на фондовой бирже.
- Экспертным путем. Этот способ приемлем для ЦБ, находящихся за пределами биржевого оборота, и для прочих ФВ.
Ошибка в бухучете, обнаруженная благодаря инвентаризации, исправляется так:
Дт 58 Кт 50 (или 51) покупка ЦБ отражена
Принятие к учету ФВ при отсутствии ошибок оформляется записью:
Дт 58 Кт 91 (1)
Когда инвентаризация выявила отсутствие документов, подтверждающих права компании на конкретное ФВ, необходимо попытаться их восстановить. Следует сделать официальный запрос дубликата или копии у фирмы, куда ФВ были направлены. Можно также обратиться в организацию, зарегистрировавшую сделку.
Если попытки не принесли позитивного итога, не подтвержденные документально финансовые вложения списываются:
Дебет |
Кредит | Комментарий |
94 | 58 | Отражение убытка, возникшего из-за нехватки финвложений |
73 (2) | 94 | Взимание материального убытка с виновных |
50 | 73 (2) | Сумма утраты возмещена виновником через кассу |
Или: | ||
70 | 73 | Сумма ущерба удержана из зарплаты виновного лица |
Если виноватых не выявлено, либо суд своим решением отказал во взимании: | ||
91 (2) | 94 |
Списание потери на финансовый результат |
Ошибки при инвентаризации финвложений
Опись результатов инвентаризации ФВ составляется в двух экземплярах. Проверка чаще всего выявляет такие ошибки:
- ФВ оформлены некорректно;
- документы, их подтверждающие, отсутствуют или составлены не по установленным требованиям;
- ФВ отнесены к финансовым активам, хотя основания на то отсутствуют;
- неточное определение стоимости ЦБ первоначальной;
- доход, формируемый ФВ, отражается не полностью;
- нарушены нормы законодательства.
Неточности фиксируются в акте. Его подписывают все члены комиссии, а утверждает – директор. Ошибки возможны и со стороны инвентаризационной комиссии. Нередко они состоят в неправильном оформлении итоговых документов, что чревато проведением повторной работы или ее продолжением:
Суть ошибки | Описание |
Порядок проведения инвентаризации нарушен | 1. Руководитель не утвердил распорядок инвентаризации.
2. Не определены лица, формирующие состав комиссии. 3. Не установлены сроки инвентаризации. 4. Материально ответственные сотрудники не предоставили расписки о том, что они сдали документы в бухгалтерию. 5. Кто-то из членов комиссии находится в отпуске, командировке или болеет |
Некорректное оформление результатов инвентаризации |
1. Сроки отражения результатов инвентаризации нарушены. 2. Подготовлен только один экземпляр описи (вместо двух). 3. В описи присутствуют исправления, ошибки, не заверенные членами комиссии. 4. Не подбиты итоги в последней строчке страницы. Присутствуют пустые строчки. 5. Материально-ответственное лицо не поставило подпись, подтверждающую отсутствие с его стороны претензий к выводам комиссии. |
Важно! Когда инвентаризация переносится на следующий день, помещение или место (сейф), где хранятся ЦБ, другие ФВ, опечатывается.
Инвентаризация финансовых вложений при УСН – особенности
Процесс проведения инвентаризации в фирмах с УСН ничем не отличается от компаний с ОСНО. Но вот порядок отражения недостач несколько другой. Для «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» уменьшить расходы на утраченные суммы нельзя никак, поскольку это не допускается. Поэтому они сразу «ложатся» на финансовый результат.
Для тех фирм, у которых объектом обложения налогом выступают «доходы за минусом издержек», в состав последних включаются недостачи в пределах норм естественной убыли. Но это касается только МПЗ, но не финансовых вложений. Читайте также статью: → «Инвентаризация при смене руководителя в 2024»
Когда размер ущерба компенсируется за счет виновников, то он учитывается в составе внереализационных доходов на дату, когда средства фактически поступили в распоряжение фирмы. Суммы, возвратить которые невозможно, списываются на затраты, не связанные с реализацией. Излишки включаются в состав доходов, полученных вне продаж. Все операции отражаются в Книге доходов и расходов (КДиР).
Пример. В ходе инвентаризации ФВ обнаружена недостача БСО на 120 рублей. Виновник – кассир Белова Р. О., которая является материально ответственным лицом. Она вовремя не списала испорченные бланки, о чем указала в объяснительной записке. Кассир согласилась внести сумму ущерба в кассу, что и сделала 25 ноября 2016 года. В КДиР появилась запись:
Доходы и расходы:
Регистрационная запись | Сумма, которая учитывается в налоговой базе | |||
№ п/п | Дата и № первичного документа | Содержание операции | доходы | расходы |
1. | ПКО № 8 от 25.11.2016 | Внесение кассиром Беловой Р. О. суммы ущерба | 120-00 |
Таким образом, недостача, выявленная комиссией, проводящей инвентаризацию, отражена документально.
Топ 5 популярных вопросов
Вопрос № 1. При инвентаризации финансовых вложений можно использовать форму 16-ИНВ?
Ответ. Именно ф. ИНВ-16 применяют для отражения результатов описи наличных ЦБ и БСО. Поэтому, если в компании не разработали собственный бланк, ИНВ-16 подойдет полностью.
Вопрос № 2. Можно ли дополнительно назначить инвентаризацию финвложений в межинвентаризационный период?
Ответ. Да. Распоряжением директора компании нередко назначается инвентаризация выборочная.
Вопрос № 3. В небольшой организации функционирует ревизионная комиссия. Допустимо ли ей поручить инвентаризацию?
Ответ. Подобное допускается, если небольшой объем работ. Но, опять же, руководитель пишет соответствующий приказ.
Вопрос № 4. Где хранятся акты инвентаризации?
Ответ. Документ составляется в двух экземплярах. Один отправляется в бухгалтерию, а второй – хранится в архивах комиссии.
Вопрос № 5. Какие денежные единицы указываются в инвентаризационных описях и актах?
Ответ. Заполнение данных о стоимости ФВ проводится в рублях и копейках.
Проведение инвентаризации финвложений – не простая формальность. К данной работе следует относиться ответственно. Неточности приводят к искажению результатов функционирования компании, некорректному отражению ее финансового состояния, что может обернуться штрафами и утратой доверия инвесторов.