Финансовый контроль в Российской Федерации — Финансовое право

Автор статьи

Амина С.

4 минуты на чтение
352 просмотров
Содержание Содержание

Финансовый контроль – важная составляющая бюджета и процесса его составления. Эта функция позволяет не только обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие, но и следить за тем, чтобы средства, которые выделяются для достижения определенных целей и задач, формировались, распределялись и использовались правильно. Например, что они не переходят во владение лиц, которые к ним приобщаются, незаконным способом.

По данным историкам, впервые о финансовом контроле начали говорить еще в древних цивилизациях Ближнего Востока, когда на плечи правителей ложилась задача учитывать доходы и расходы, собирать различные пошлины и налоги. Еще в пятом веке до нашей эры в Древней Греции Народной собрание выполняло функцию контроля за тем, как расходуются средства в государственном бюджете. Простыми словами, бюджет и контроль – это неразрывные понятия.

В Древнем Риме эта функция была под контролем сената, а госбюджет регулярно мониторился большим количеством контроллеров, начальником которых был казначей. В других странах также был финансовый контроль. Давайте более подробно поговорим о том, что такое финансовый контроль и на каких принципах он базируется.

Понятие финансового контроля

Вопросы, связанные с финансовым контролем, еще до того, как появилось финансовой право, уже исследовались. Так, в сочинении «Шесть книг о государств» этот вопрос рассматривался правоведом Ж. Бо– рен, родом из Франции. В этом труде рассматривались источники финансовых доходов государства и объяснялось, почему их необходимо постоянно контролировать. 

Финансовый контроль в Российской Федерации - Финансовое правоТакже похожие вопросы рассматривались в трудах Г. Еллинека, М. Сперанского. Все они раскрывали причины, почему финансовый контроль важен в государстве. 

В настоящее время финансовый контроль является невероятно важной составляющей госуправления и касается абсолютно любой области финансовой деятельности. В чем суть финансового контроля? Прежде всего в том, чтобы следить за тем, насколько эффективно осуществляется государственная политика, решаются социально-экономические вопросы, а также то, как правильно формируются финансовые ресурсы. И естественно, это понятие включает процесс расширенного воспроизводства.

Сейчас у нас рыночная экономика. Следовательно, функции финансового контроля возлагаются на то, чтобы обеспечивать полноценное функционирование общественного и частного производства. Сюда включается как производственная, так и непроизводственная отрасли, а также финансовый контроль обеспечивает рост экономического стимулирования, правильное использование различных ресурсов. Причем не только финансовых, но и материальных, трудовых.
Одним словом, одна из функций финансового контроля – сокращение издержек.

Необходимо учесть, что финансовый контроль по-прежнему предполагает наличие контроля хозяйственной деятельности предприятий, а также других видов контроля (например, административного, экологического), и так далее. 

В качестве объекта финансового контроля можно считать денежные средства, а также распорядительные процессы, обеспечивающее формирование и использование финансовых ресурсов страны. Непосредственным предметом контроля выступают разнообразные финансовые показатели. Они могут быть стоимостными и количественными. Что это за показатели? 

  1. Прибыль.
  2. Доходы.
  3. Расходы.
  4. Налоги и сборы.
  5. Отчисления в фонды.

Также есть большое количество других показателей, которые охватываются финансовым контролем. Сюда включены не только сделки, при которых задействуются деньги, но и остальные (такие как бартерные сделки, безвозмездные услуги), и так далее.

При этом финансовый контроль отвечает за развитие отдельных направлений производного характера, таких как:

  1. Сбалансированность между наличием определенных потребностей и наличием финансовых ресурсов, необходимых для их удовлетворения.
  2. Полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством. Нет ли долгов, были ли просрочки по платежам, насколько эти просрочки были большие? Какие штрафы нужно накладывать или какие другие санкции нужно вводить.
  3. Определение наличия внутренних резервов производства, а также уменьшение себестоимости. 
  4. Рационализация использования материальных и денежных средств.
  5. Корректное ведение бухгалтерской деятельности, отчетности, и так далее. 

Финансовый контроль непосредственно взаимосвязан с ответственностью лиц, являющимися субъектами финансово-хозяйственной деятельности за то, как они выполняют законы и другие нормативно-правовые акты. Так, эта ответственность в случае их нарушения обретает форму административных и финансовых мер воздействия на правонарушителей.

Простыми словами, финансовый контроль – это важная составляющая государственного контроля. Она осуществляется государственными органами, а также специальными комиссиями для того, чтобы проанализировать законность и целесообразность действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе выполнения различных действий с денежными средствами. 

Принципы финансового контроля

Какие принципы свойственны финансовому контролю? Да те же самые, что и для финансовой деятельности в целом. Ведь они включены в нее. Тем не менее, есть ряд специфических принципов, характерных исключительно для финансового контроля. С ними можно ознакомиться в Лимской декларации ИНТОСАИ 1977 года. Дело в том, что сейчас осуществляется формирование единой международной системы стандартизации финансового контроля, которая нужна для того, чтобы задать общие нормы и правила работы этих органов. 

Давайте перечислим базовые принципы финансового контроля:

  1. Принцип независимости. Конечно, органы, которые проверяют, должны быть самостоятельными. И, прежде всего, они должны быть автономными по отношению к тем лицам, которые они проверяют, чтобы не допустить конфликта интересов.
    Статус органов, которые выполняют контрольные функции, должен быть четко определен на законодательном уровне. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их самостоятельность в финансовом отношении, а также свобода выбора форм и методов контроля.
  2. Принцип объективности. Он подразумевает то, что не может быть никаких предубеждений и предвзятости по отношению тех лиц, которые проверяются. Так, уже непосредственно на стадии планирования контрольных мероприятий необходимо выполнить проверку имеющихся предубеждений для их устранения. Помимо этого, не допускается наличие каких-либо особых мотивов, которые не связаны с контролем качества деятельности того или иного лица. И, естественно, нужно соблюдать действующее законодательство контрольными органами.
  3. Принцип компетентности. Он тесно связан с правами и обязанностями органов, которые выполняют функцию контроля. Финансово-контрольные органы имеют право действовать исключительно в рамках тех полномочий, которые им предоставляются. Нельзя их ни превышать, ни занижать. Персонал этих органов должен быть компетентным в тех областях, которые подлежат проверке.
    Что нужно для этого? Знать законодательство, уметь анализировать деятельность, легко и без ошибок понимать, насколько правильно ведется учет, а также отчетность. Помимо этого, необходимо разбираться в сложнейших финансовых операциях. Все это включено в понятие «компетентность». И именно от этого и зависит эффективность и качество мероприятий, которые проводятся.
    Компетентность – это такое понятие, которое тесно связано с добросовестностью персонала органов финансового контроля. Иначе даже самый лучший контроль в плане организации не сможет обеспечить те результаты, которые нужны.
  4. Принцип системности. Он подразумевает наличие как раз системы органов финансового контроля. Каждый орган не должен действовать обособленно. Он должен являть собой часть системы, которая будет дополнять остальные части. Тогда эффективность будет значительно выше.
    Системный эффект является важной составляющей, которая может как резко увеличить эффективность проверок финансовой деятельности, так и стремительно его уменьшить.
  5. Принцип гласности. Результаты финансового контроля должны быть общедоступными. Представление отчетов о работе органов, осуществляющих контроль, должно быть публичным. В таком случае общество будет понимать, как реально обстоят дела в финансовой сфере государства. В то же время, не все результаты проверок требуют мгновенного опубликования, поскольку нередко после них требуется отдельное разбирательство и наказание виновных.
    Гласность – это смесь прозрачности и публичности. Благодаря соблюдению этого принципа, например, осуществлять финансовый контроль могут и журналисты в тех ситуациях, когда государство не выполняет эту функцию надлежащим образом. Таким образом, строится система сдерживания и противовесов, что является гарантией здорового функционирования общества.

Помимо этого, есть и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая целесообразность, оптимизация, и так далее. Тем не менее, все эти принципы подчиняются одной и той же цели – обеспечить законность финансово-хозяйственной деятельности. 

Выводы

Таким образом, финансовый контроль – это важная составляющая работы государства. Он нужен, чтобы следить за правильностью расходования денежных средств и их целесообразностью. Без финансового контроля невозможно добиться достижения ни одной цели. Ведь необходимо не только иметь достаточное количество денег в бюджете для реализации нужных задач, но и уметь грамотно ими распорядиться.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи