Под нормативно-правовым актом подразумевается документ, который направлен на то, чтобы устанавливать, отменять или изменять правовые нормы. Он принимается и издается законодательным органом в рамках области его полномочий. До того момента, пока документ не опубликован, он не может использоваться в юридической практике. Проще говоря, не имеет юридической силы. Сроки вступления документа в силу могут указываться различные. Так, какая-то определенная дата либо указание на то, через какой промежуток времени этот акт начинает работать.
Имеются специальные места, в которых осуществляется публикация нормативно-правовых документов. Например, большинства законодательных актов и других нормативно-правовых документов таковыми являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Помимо этого, информацию о новых нормативно-правовых актах можно получить на сайте http://pravo.gov.ru. В зависимости от юридической силы, в России есть целый спектр нормативно-правовых актов. Рассмотрим их подробнее.
Конституция
Данный закон считается главным в стране. Все остальные должны уточнять его положения, но не противоречить ему. Впервые Конституция была одобрена 12 декабря 1993 года на Всенародном голосовании и имеет самую значимую юридическую силу.
Российская Конституция выполняет следующие функции:
- Устанавливает конституционный строй Российской Федерации. Равно как и задает его правовые рамки.
- Определяет государственное устройство РФ. В частности, обеспечивает на законодательном уровне систему сдержек и противовесов.
- Определяет систему органов власти, включая представительные, исполнительные и судебные, а также права и свободы человека.
- Включает конституционные поправки, которые были внесены в этот документ.
В декабре 2017 года ВЦИОМ проводил исследование, согласно которому 61% людей считали этот документ полностью или частично соответствующим нуждам народа РФ.
В июле 2020 года были приняты поправки в Конституцию, согласно которым действующий президент может избираться на неограниченное количество сроков, вводится приоритет российских законов перед международными, а также ряд других нововведений.
В силу эти поправки вступили 4 июля 2020 года. В определенной степени, эти поправки определили судьбу страны на многие десятилетия вперед. И до сих пор точатся споры насчет того, насколько они были необходимыми и удачными.
История главного документа страны
После того, как в 1990-1991 годах распался Советский Союз, все тогдашние советские республики подписали декларации о гос. суверенитете. РСФСР не стала исключением из этой тенденции.
Декларация РСФСР была принята 12 июня 1990 года. Именно тогда впервые и была впервые сформулирована задача разработать Конституцию страны, основываясь на принципах, которые были заложены в базе государственного устройства. В частности, сюда должен был быть включен принцип разделения ветвей власти.
16 июня 1990 года появилась Конституционная комиссия. Ее Председателем стал будущий президент РФ Борис Ельцин, а заместителем – первый заместитель Председателя Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов. Изначально в состав этой комиссии вошло 102 депутата, но потом число было сокращено. Правда, тогда была не самая благоприятная политическая ситуация для принятия Конституции. Поэтому процесс шел в виде внесения дополнительных поправок в уже существующий закон. Правда, это приводило к тому, что одни нормы начинали противоречить другим. Собственно, это привело к очень жесткому противостоянию между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Поэтому в 1993 году тогдашним президентом РФ Борисом Ельциным был издан указ о конституционной реформе. Согласно этому нормативно-правовому акту (об указах Президента еще мы поговорим дальше), Съезд народных депутатов и Верховный совет России должны прекратить деятельность, а к 12 декабря должна быть разработана новая Конституция.
Тем не менее, были противники у этого решения. Из-за этого в октябре 1993 года произошел вооруженный роспуск Съезда народных депутатов. И Конституция должна была стать базой для восстановления общественной стабильности.
В результате, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, на котором за принятие конституции проголосовало 58,43% людей. В результате этого, главный нормативно-правовой акт страны были принят в том виде, который напоминает текущий. Документ состоял из преамбулы и двух разделов.
Отличия Конституции и законов
По сути, Конституция является законом, но с определенными моментами. Она выделяет на фоне всех остальных законодательных актов следующими особенностями:
- Конституция закрепляет права и свободы граждан, а также государственный строй.
- Задача Конституции – определять форму государства и систему высших гос. органов.
- Конституция – это главный юридический документ, поэтому все остальные законы могут лишь подчиняться ей в иерархии.
- У Конституции прямое действие. Независимо от того, находятся ли другие акты в противоречии к ней, Конституция должна выполняться. Причем то же касается и условий, в которых находится страна. То есть, независимо от того, в каких условиях находится государство, Конституция должна выполняться.
- Конституция является стабильным документом. Все благодаря особому порядку принятия ее, а также изменения. Внести поправки в Конституцию не так просто.
- Конституция – это фундамент, на котором строится законодательство страны. Конкретные законы могут лишь уточнять ее положения.
Международные договоры
Международные договоры РФ – это также часть юридической системы этой страны. Если нормы, установленные международными договорами, вступают в противоречия законодательству РФ, то тогда приоритет должен отдаваться международным нормам.
Правда, это правило было изменено в 2020 году, когда Конституционный Суд получил возможность отменять решения международных инстанций, если они вступают в противоречие с Конституцией РФ.
ФЗ (включая кодексы) и ФКЗ
Они действуют на всей территории Российской Федерации. Что касается субъектов, то они оформляют местные правовые акты в соответствии с общероссийскими законами.
Федеральные конституционный закон располагается более высоко в иерархии, чем отдельные федеральные законы. Они не могут вступать в противоречие с Высшим Законом страны, как это говорилось ранее.
Что касается федеральных конституционных законов, то они всегда имеют связь с Конституцией. Типичный пример федерального конституционного закона – режим военного положения. Или же если вносится изменение в статус субъекта страны, то тоже требуется внесение в Конституцию и, как следствие, федеральный конституционный закон.
Под кодексами подразумеваются очень большие законы, задача которого – систематизировать нормы в определенной сфере. Так, в Российской Федерации есть огромное количество разнообразных кодексов, нормами которых пользуются для разрешения споров в самых разных ситуациях..
Федеральные подзаконные нормативно-правовые акты
Сюда относятся такие документы:
- Указы и распоряжения Президента РФ. Их нужно обязательно выполнять по всей территории. При этом они не могут вступать в противоречие с нормативно-правовыми актами, которые находятся выше.
- Постановления Правительства России. Они также являются обязательными к исполнению по всей территории государства. Они подписываются Председателем Правительства. В некоторых случаях допускается их отмена Президентом, если они вступают в противоречие с теми нормативно-правовыми актами, которые имеют ранг повыше. То бишь, Конституции, ФКЗ и ФЗ.
- Акты органов исполнительной власти. Сюда входят такие нормативно-правовые акты, которые выпускаются федеральными службами, агентствами, министерствами, другими федеральными органами власти. Например, они могут выпускаться ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратурой, и так далее.
Конституции субъектов Федерации
Россия считается федеративным государством, с точки зрения закона. Поэтому в нее включено 85 равноправных субъектов. Соответственно, каждый из этих субъектов (то бишь, областей, городов федерального значения, республик, краев и так далее), есть свои конституции. При этом они не могут вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Законы субъектов Федерации
Если говорить о местном законодательстве, то оно также не может вступать в противоречие к Основному закону РФ, а также федеральным законам и федеральным конституционным законам. Все, как и со всеми остальными законами.
Очень часто федеральное законодательство отдает субъектам право на формирование собственных законов, которые бы уточняли положения законодательства высшего ранга. Типичные примеры – законы о тишине. Они принимаются на уровне субъектов. В частности, могут отличаться часы, когда запрещено издавать громкие звуки, нарушая покой соседей.
Подзаконные акты субъектов Федерации
Под подзаконными актами субъектов Федерации подразумеваются такие нормативно-правовые акты, которые издаются органами власти субъектов Федерации. Аналогично всем остальным нормативно-правовым актам, необходимо, чтобы они обязательно соответствовали конституции российской Федерации. Также существуют решения муниципального образования на их уровне.
Выводы
Таким образом, нормативно-правовой акт – это одно из центральных понятий российского законодательства. Без него невозможно представить юридическую практику.