ЦБ разработал законопроект, который позволит выйти на рынок платежей финтех-компаниям и другим нефинансовым организациям. По мнению регулятора, это повысит конкуренцию, что пойдет на пользу потребителю. Провайдеров платежных услуг планируется разделить на два типа: одни смогут только инициировать платежи от имени клиентов, другие смогут открывать электронные кошельки и сами осуществлять платежи
ЦБ сообщил, что разработал законопроект о регулировании деятельности финтех-компаний, нефинансовых организаций и небанковских финансовых организаций на платежном рынке. По мнению регулятора, его выход на рынок платежей усилит конкуренцию, что пойдет на пользу потребителю, пишет «Коммерсантъ».
Законопроект предусматривает два типа поставщиков услуг. Некоторые смогут инициировать платежи только от имени клиентов, а другие смогут открывать электронные кошельки и осуществлять платежи самостоятельно. Капитал для первого вида провайдеров устанавливается в размере не менее 5 млн рублей, для второго — не менее 50 млн рублей. Законопроект вводит понятие платежного агрегатора: для него установлен капитал не менее 10 млн руб.
Закон может вступить в силу уже в первом полугодии 2024 года, сообщил газете глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, работа над его проектом должна была стать стратегией развития национальной платежной системы система. Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова осенью прошлого года отмечала, что «введение института небанковских поставщиков поднимет конкуренцию на новый уровень, что в конечном итоге пойдет на пользу потребителю». По ее словам, банкам придется активно и творчески развивать свои сервисы и сервисы и снижать комиссии.
Роман Прохоров, глава правления Ассоциации финансовых инноваций, заявил, что для новых участников платежного рынка «необходимо ввести обязательное введение кредитными организациями доступа к данным клиентов через стандартизированные интерфейсы, т.е называется Open-API. Алексей Маслов, сопредседатель Комитета платежных систем Ассоциации российских банков, отметил, что важно создать регулирование таким образом, чтобы новые игроки не имели преимущества перед банками. В ВТБ заявили, что работа новых игроков должна быть «безопасной, быстрой и качественной, на уровне требований российских банков, к которым пользователи уже привыкли».
Участники платежного рынка отмечают, что в законопроекте говорится о создании новых платежных институтов, аналогичных европейским небанковским поставщикам платежных услуг и поставщикам, работающим с банковскими счетами в соответствии со второй платежной директивой. Это, в частности, отметил глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
По его словам, ряд современных механизмов (системы экспресс-платежей, QR-платежи и другие) в какой-то степени дублируют механизмы второй платежной директивы. По его прогнозу, это может снизить темпы развития сегмента небанковских платежных систем. «Вторым фактором риска могут быть высокие требования к капиталу, сравнимые с требованиями ГКО», — добавил Достов.
По словам председателя правления Национального совета по платежам Алмы Обаевой, платежные агенты и банковские платежные агенты смогут стать поставщиками платежных услуг первого типа, «но для этого им придется привлечь капитал». Небанковские кредитные организации, для которых лицензия «дорогая», могут переформатировать свою деятельность в провайдеров второго типа. Как только лицензия будет доставлена, указала Обаева, они станут провайдерами, «выпуская собственные кошельки и обслуживая частных лиц».