Бухгалтерский учет в организациях, обслуживающих сферу жилищно-коммунального хозяйства, имеет некоторые особенности. Нюансы ведения учета возникают по причине разнообразия поступлений, взаиморасчетов, специфики налогообложения. В статье расскажем про бухучет в ЖКХ, дадим примеры расчетов с проводками.
Бухгалтерский учет в предприятиях ЖКХ не регулируется какими-либо специфическими нормативными актами. Ведение его подчиняется общепринятым правилам, методике и законам, касающихся прочих организаций. В соответствии с нормами бухгалтерского учета организации, осуществляющие деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства, могут разрабатывать свои способы его ведения, закрепляя их в учетной политике.
Особенности учета материалов в сфере ЖКХ
Учет поступления и списания ТМЦ в организациях ЖКХ не имеет особенностей по сравнению с предприятиями других отраслей. Синтетический учет их ведут на счете 10 в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет МПЗ». Читайте также статью: → «Бухучет по счету 10: проводки, примеры. Поступление и списание материалов».
Дт 10 Кт 60, 76
В установленных законодательством случаях проводят инвентаризацию материалов. С ее помощью устанавливают величину излишков или недостач МЦ. Правила проведения инвентаризации, порядок оформления недостач и излишков, обнаруженных в результате ее проведения, совпадают с общеустановленными.
К наиболее распространенным ошибкам учета материальных запасов можно отнести то, что зачастую бухгалтер не считает необходимым отражать поступление материалов на счете 10, а сразу списывает их стоимость на затраты:
Дт 20 Кт 77, 60
Основное объяснение таких действий – работа со сметами и необходимость отчета по ней. Это заблуждение. Оно возникает в связи с нечетким пониманием работника сути кассового метода и метода начисления. Поступать таким образом разрешено только тем некоммерческим организациям, в которых остатки материалов незначительны, и налажена система эффективного контроля за их расходованием.
В противном случае такой вариант учета может способствовать тому, что сведения, отражаемые по остаткам МПЗ в балансе, не будут достоверными.
Учет расчетов с поставщиками и потребителями
Наиболее распространенным вариантом организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей для управляющей компании является заключение договора о возмездном характере оказанных услуг. В таком случае средства, поступившие от собственников квартир, относят к доходам организации, а стоимость услуг по счета поставщиков – к расходам.
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
20 | 60 | На сумму коммунальных услуг поставщиков, предъявленную к оплате |
19 | 60 | НДС по услугам поставщиков |
68 | 19 | НДС к зачету |
62 | 90/1 | Предъявлены счета к оплате потребителям коммунальных услуг |
90/3 | 68 | Начисление НДС |
90/2 | 20 | Списание затрат |
50, 51 | 62 | Поступление средств в оплату коммунальных платежей |
60 | 51 | Перечислено поставщику за коммунальные услуги |
Учет целевых поступлений
Управляющая компания может получать средства на определенные цели, например на капремонт. Источник финансирования – бюджет. В таком случае поступления отражаются на счете 86. Читайте также статью: → «Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки».
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
51 | 86 | На величину целевых поступлений из бюджета |
20 | 10, 60 | Списание материалов на выполненный ремонт, услуг сторонних организаций по выполнению ремонтных работ |
86 | 20 | Списание расходов на ремонт |
В отношении учета доходов и расходов на проведение капитального ремонта при условии самостоятельного формирования специального фонда на эти цели за счет средств собственников жилья у управляющей компании могут возникать некоторые вопросы. С одной стороны может казаться, что поступающие на капремонт взносы необходимо учитывать в составе доходов.
Но следует учитывать, что при формировании фонда на эти цели управляющая компания ничего не реализует и даже не получает дохода по агентскому договору. Из этого следует, что взносы на капремонт не соответствуют критериям выручки. Значит, такие поступления необходимо учитывать аналогично целевому финансированию из бюджета.
Учет целевых поступлений ведется на отдельных субсчетах счетов 86 и 51. Средства, собранные на капитальный ремонт, можно использовать только по назначению. В случае возникновения необходимости частичного расходования средств на иные цели, кроме капитального ремонта, эти суммы попадают под определение дохода со всеми вытекающими налоговыми последствиями.
Расчеты управляющей компании с ЕРКЦ
Управляющая компания может сотрудничать с единым расчетным кассовым центром (ЕРКЦ) при условии заключения агентского договора. Для учета расчетов с ЕРКЦ применяется отдельный субсчет счета 76.
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
51 | 76 | Получены средства от ЕРКЦ |
76 | 62 | Оплачены коммунальные услуги собственниками жилья |
62 | 90/1 | Показан доход |
Учет расходов по управлению МКД
Важным нюансом учета имущества и обязательств организаций ЖКХ является обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по видам. В соответствии с этим услуги управления объектом недвижимости учитываются обособленно на счете 20. Поскольку основным доходом таких организаций является выручка от управления многоквартирным домом, то и расходы по этому виду деятельности следует учитывать как основные, а не как общехозяйственные.
На счете 26 следует отражать расходы, не связанные напрямую с основным видом деятельности.
Счет 26 в управляющей компании применяется для отражения расходов по иной деятельности. Читайте также статью: → «Счет 26: Общехозяйственные расходы. Пример, проводки». Как известно, счет 26 – собирательно-распределительный. В случае отражения на нем расходов по управлению имуществом основной вопрос возникает у бухгалтера, работающего в сфере ЖКХ, при распределении собранных расходов и при определении величины НДС к уплате за месяц.
Отражение затрат, связанных с управлением многоквартирным домом, на счете 20 позволяет воспользоваться главным преимуществом – экономией на НДС. Для этого следует прописать в учетной политике компании, что управление МКД является обособленной услугой. В таком случае всю величину НДС по управлению разрешается зачесть, поскольку такие доходы являются объектом обложения этим налогом.
Налоговый учет на предприятиях ЖКХ
Организации, функционирующие в системе ЖКХ, могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения. ОСНО – наиболее простая в применении. Но следует учитывать, что применение такой системы обуславливает достаточно высокое налоговое беремя. Организация является плательщиком налога на прибыль и НДС.
Для большинства компаний, работающих в сфере ЖКХ, предпочтительнее УСН. Такой вариант приемлем, когда:
- численность работников компании не достигает 100 человек;
- доходы в отчетном периоде не превышают 60000000 рублей;
- стоимость основных фондов, состоящих на балансе организации, не достигла 100000000 рублей.
Избрав «упрощенку», компания получает освобождение от обязательства уплаты налога на прибыль по ставке 20% и НДС. Эти платежи заменяются налогом, предусмотренным УСН, по ставке 15%, если обложение проводится по системе «доходы – расходы», либо по ставке 6% при обложении доходов.
УСН привлекательна для компаний, результатом деятельности которых чаще всего является убыток. В таком случае ставка налога для них составит 1% от величины доходов.
Бухгалтерская отчетность организации ЖКХ
В обязанности юридического лица, работающего в сфере ЖКХ, вменяется ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности. Эта обязанность касается любой компании вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется. Комплект отчетности за год включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- пояснение к балансу и отчету о финансовых результатах;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств.
Промежуточная отчетность включает лишь первые две формы. В случае принадлежности организации к малому предпринимательству отчетность также включает только баланс и отчет о финансовых результатах. При применении УСН отчетность предоставляется в упрощенной форме и включает баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.
Кроме того, организации ЖКХ предоставляют регулярно сведения о численности персонала, данные по подоходному налогу 2-НДФЛ. Если предприятие применяет ОСНО, то необходимо сдавать налоговую декларацию по налогу на прибыль и по НДС. Организации, применяющие «упрощенку», сдают декларацию по единому налогу даже в том случае, когда в отчетном периоде отсутствуют доходы и расходы.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос №1. Как учитываются суммы, поступившие в счет оплаты коммунальных услуг, в ТСЖ?
Порядок отражения в ТСЖ сумм, поступивших от жильцов в счет оплаты коммунальных услуг, напрямую зависит от того, что прописано в уставе организации. Если устав не содержит сведений об обязательствах товарищества по обеспечении коммунальными услугами, а агентские договора с собственниками жилья не заключены, то все коммунальные платежи, поступавшие на счета организации, приравниваются к выручке.
В этом случае составляют следующие проводки:
- Дт 62 Кт 90 – начислены коммунальные платежи, подлежащие к оплате;
- Дт 51, 50 Кт 62, 76 – поступила оплата коммунальных услуг.
В случае, когда ТСЖ осуществляет деятельность в соответствии с заключенными агентскими договорами, то под определение дохода попадает только величина агентского вознаграждения:
- Дт 76 Кт 60 – на сумму коммунальных платежей, подлежащую оплате;
- Дт 76 Кт 90 – на величину агентского вознаграждения;
- Дт 51,50 Кт 76 – получена оплата коммунальных услуг с учетом агентского вознаграждения.
Вопрос №2. Предоставляет ли управляющая компания отчетность страховым организациям?
Да, в случае наличия в компании наемного персонала организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Отсюда вытекает обязанность предоставлять отчетность в Пенсионный фонд по страховым взносам в разрезе сотрудников. Управляющие компании могут воспользоваться правом применять пониженные ставки страховых взносов.
Такая возможность предоставляется в случае, когда управление недвижимостью – единственный вид деятельности организации.
Вопрос №3. Как правильно отразить на счетах расчеты с собственниками недвижимости по пеням, начисленным за несвоевременную оплату коммунальных услуг?
Многие управляющее компании допускают ошибку в учете пеней, начисляя их самостоятельно по аналогии с выручкой в составе доходов. Пени можно признать в учете только в случае определения их судебным решением или же по факту признания их должником, о котором свидетельствует их оплата. Поэтому признание пени в качестве дохода в организации ЖКХ возможно только после оплаты:
- Дт 50, 51 Кт 62;
- Дт 91 Кт 62.
Вопрос №4. Как ведется учет и налогообложение субсидий и субвенций, выделенных из бюджета на финансирование определенных программ?
Учет и налогообложение средств, полученных в виде субсидий и субвенций, ведется по аналогии с учетом целевого финансирования. Поступившие субсидии не попадают под налогообложение НДС, не являются доходом организации при расчете налога на прибыль. Имущество, которое может быть приобретено впоследствии за счет средств субсидий и субвенций, не уменьшает базу налогообложения по налогу на прибыль.
Вопрос №5. Как отражаются в учете активы, переданные компании ЖКХ ее собственником сверх величины уставного фонда?
Средства, полученные компанией от собственника, не относящиеся к уставному капиталу, показывают в учете следующими проводками:
- Дт 10, 51, 50, 08 Кт 75 – поступили средства
- Дт 74 Кт 84 – увеличена нераспределенная прибыль.
Полученные таким образом активы не являются объектом обложения налогом на прибыль.