МУП по организационной форме относятся к коммерческим организациями. Регистрация предприятий осуществляется на основании решений местных органов власти. Особенность ведения деятельности МУП состоит в ограничении прав предприятия по владению и управлению имуществом. В статье расскажем про бухучет в МУП, дадим примеры проводок.
Специфика учета деятельности МУП
Организационная форма МУП создается в виде юридического лица, осуществляющего деятельность без ограничения времени действия. Предприятия имеют отдельный Устав, печать, расчетный счет для ведения деятельности.
Основные положения | Характеристика |
Назначение деятельности предприятия | Используются виды, указанные в Уставе |
Источник возникновения имущества | Муниципальное образование |
Участие в других организациях в качестве учредителя | Допускается с согласия собственника |
Управление имуществом | Право хозяйственного ведения или оперативного управления |
Распределение уставного имущества по долям | Не осуществляется, имущество отражается в учете в неделимом виде |
План счетов | Коммерческий |
Предприятия не имеют право проводить сделки с вверенным ему имуществом – сдавать в аренду, реализовывать, использовать в качестве взноса в фонды других организаций. Активами ТМЦ и МПЗ, имеющимися у предприятия, не полученные или приобретенные на средства собственника, МУП распоряжается самостоятельно.
Формирование уставного фонда МУП
Уставный капитал МУП формируется путем поступления от муниципального собственника имущества – денежных средств, ценных бумаг, нематериальных и материальных активов, имеющих стоимостную оценку. Учет имущества ведется с использованием счета 75 путем открытия субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу».
Пример формирования уставного фонда МУП
МУП зафиксировало в Уставе сумму фонда в размере 150 000 рублей. Формирование осуществлено имуществом муниципального образования. Предприятие в учете осуществляет записи:
- Отражена стоимость имущества фонда: Дт 75/1 Кт 80 на сумму 150 000 рублей;
- Осуществлено поступление имущества: Дт 08/4 Кт 75/1 на сумму 150 000 рублей;
- Оприходованы основные средства: Дт 01 Кт 08/4 на сумму 150 000 рублей;
Величина фонда может снижена или увеличена. Изменение установленного размера фонда осуществляется после его полного формирования.
Учет передачи основных средств: проводки
Оформление передачи имущества в виде основных средств осуществляется на основании распоряжения муниципалитета, извещения, договора о передаче имущества в хозяйственное ведение и акта приема-передачи. Учет ведется с использованием счета 75 с открытием отдельного субсчета или иного другого. Читайте также статью: → «Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75». Стандартные проводки по поступлению и учету ОС:
Название операции | Дебет | Кредит |
Поступление имущества сверх стоимости, утвержденной в Уставе | 75/3 или 83 | 84 |
Отражение поступления объекта | 08 | 75/1 |
Прием на учет основного средства | 01 | 08 |
Имущество, стоимость которого не соответствует требованиям отнесения к ОС, учитывается в составе МПЗ. Например, если в договоре указан период передачи в управление менее 12 месяцев, имущество не учитывается в составе ОС.
Учет поступления ОС в сумме сверх фонда
Способы учета ОС, полученных сверх вложений в уставный фонд, не определены законодательно. Для учета поступлений допускается использовать счет 83, консолидирующий информацию о добавочном капитале. Имущество учитывается обособленно от других ОС в разрезе объектов.
МУП получило от собственника имущество сверх стоимости, заявленной учредительными документами. Стоимость полученного имущества составила 51 000 рублей. После дооборудования запчастями стоимостью 2 000 рублей основное средство принято в эксплуатацию. В учете предприятия отражается операция:
- Учтено поступление имущества: Дт 08 Кт 83 на сумму 51 000 рублей;
- Учтено дооборудование: Дт 08 Кт 10 на сумму 2 000 рублей;
- Отражено принятие на учет основного средства: Дт 01 Кт 08 на сумму 53 000 рублей.
О возможности изменения величины добавочного капитала соответствующие положения вносятся в учредительные документы. При возврате имущества стоимость добавочного капитала будет уменьшена.
Учет основных средств в МУП
Имущество относится к амортизируемым ОС (п.1 ст. 256 НК РФ). Для учета ОС предприятие оформляет карточку учета № ОС-6. В регистре указывается первоначальная стоимость, группа и норма амортизации, срок использования, дата принятия на учет. Амортизация в МУП начисляется по стандартным правилам учета – ежемесячно, с отражением на отдельном счете. Сумма участвует в налогообложении предприятия для снижения базы.
Собственник имущества может не установить в передаточном акте стоимость имущества. Предприятия имеют право принять на учет по сумме, соответствующей величине рыночной стоимости (п.10 ПБУ 6/01). Получение данных возможно после проведения оценки. Читайте также статью: → «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».
Предприятия имеют право возвести хозспособом, за счет собственных средств объект основного средства. После приемки основного средства объект передается в муниципалитет (собственнику МУП). Расходы, произведенные в процессе строительства, не учитываются при налогообложении (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Изъятие имущества МУП: примеры проводок
Собственники имущества, муниципальные органы, имеют право изъять имущество, ранее переданное в управление. Одновременно с возвратом имущества производится уменьшение уставного фонда, если активы формировали его стоимость.
МУП имеет полностью сформированный уставный фонд в размере 160 000 рублей. Муниципалитетом принято решение об изъятии из фонда основного средства на сумму 32 000 рублей, амортизация которого составила 3 000 рублей. Предприятие производит записи:
- Отражено снижение стоимости фонда: Дт 80 Кт 75/1 на сумму 32 000 рублей;
- Списана стоимость ОС: Дт 01/2 («Выбытие») Кт 01 на сумму 32 000 рублей;
- Списана амортизация: Дт 02 Кт 01/2 на сумму 3 000 рублей;
- Отражено выбытие: Дт 75/1 Кт 01/2 на сумму 29 000 рублей;
- Учтена разница: Дт 75/1 Кт 91 на сумму 3 000 рублей.
При изъятии имущества обязанности по уплате НДС и прибыли не возникает в связи с отсутствием объекта обложения при передаче имущества. Изъятие имущества собственником необходимо отделять от продажи. Реализация имущества МУП осуществляется после одобрения собственника путем открытых торгов. Необходимость в продаже имущества возникает в связи с отсутствием необходимости использования его в деятельности МУП. Суммы, полученные после реализации, являются средствами собственника.
Системы налогообложения в МУП, критерии выбора режимов
Предприятия имеют право выбрать систему налогообложения и применить общеустановленную либо упрощенную форму. Для применения УСН необходимо соблюсти критерии ограничений по величине дохода (требование не применяется для вновь созданных предприятий), предельной численности, сумме остаточной стоимости.
В отношении МУП не используется ограничение по величине участия в уставном фонде других организаций, независимо от того, что фонд полностью сформирован имуществом муниципалитета. Условие не применяется в связи с тем, что собственник не является юридическим лицом. Сравнительные характеристики использования ОСНО и УСН:
Условие | ОСНО | УСН |
Объект обложения | Доходы, уменьшенные на величину расходов | Доходы или доходы минус расходы |
Ограничения применения | Нет | Имеются по величине дохода и численности |
Минимальная сумма налога при получении убытков | Отсутствует | Имеется для схемы доходы минус расходы |
Ведение бухгалтерии | В полном объеме | В ограниченном объеме |
Возможность снижения ставки | Отсутствует | Имеется, устанавливается по распоряжению субъекта |
Обязанность по уплате налога на имущество и НДС | Имеется | Отсутствует |
Переход на упрощенный режим обложения возможен при регистрации или с начала налогового периода путем подачи уведомления по форме, установленной законодательными актами.
Налогообложение в МУП, порядок начисления налогов
Предметом договора МУП с собственником является не предоставление прав, а передача имущества во временное пользование. При поступлении имущества от собственника не возникает объекта налогообложения в виде дохода (пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ). В аналогичном порядке передача имущества организациям МУП собственником не является объектом обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
При исчислении налога на прибыль предприятия:
- Уменьшают налогооблагаемую базу на расходы. В отношении затрат должны быть соблюдены условия ст. 252 НК РФ. Запрет на использование в налогообложении расходов, оплаченных из средств собственника, отсутствует.
- Облагают доходы, полученные отведения деятельности, в общем порядке.
- Включают суммы, полученные от собственника в счет компенсации потерь от ведения деятельности, в состав внереализационных доходов. Данная ситуация часто возникает в сфере ЖКХ, реализация услуг которых осуществляется с применением льгот или государственных регулируемых тарифов.
Налог на имущество исчисляется в общем порядке. Читайте также статью: → «Проводки по начислению налога на имущество, учет штрафов + примеры». У предприятий возникает обязанность учитывать стоимость в составе базы после принятия имущества на баланс. При налогообложении учитывается его среднегодовая стоимость, уменьшаемая при начислении амортизации. Стоимость ОС определяется по данным бухгалтерского учета.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Как определяется момент передачи имущества в МУП?
Датой передачи имущества в виде денежных средств считается день зачисления суммы на счет, передачи имущества в форме материального актива – день оформления акта.
Вопрос №2. Кто определяет срок эксплуатации передаваемого МУП имущества?
Установление срока полезного использование входит в обязанности МУП.
Вопрос №3. Как поступить с имуществом, выявленным в ходе инвентаризации?
Имущество, выявленное при ревизии, не принадлежит собственнику (муниципалитету). Стоимость оценки включается в состав внереализационных доходов.
Вопрос №4. Что происходит с имуществом МУП при смене собственника на правах правопреемства?
Имущество, переданное предприятию, продолжает использоваться МУП. Смена собственника не влияет на право ответственного ведения или оперативного управления.
Вопрос №5. Какие последствия возникают при проведении сделки с имуществом МУП, проведенные без согласования с собственником?
Сделки МУП без согласия муниципалитета признаются недействительными по иску собственника или без предъявления претензий, если сделка относится к разряду крупных. Срок признания недействительности сделки, включая осуществленные с помощью аукциона или открытых торгов, составляет 3 года.