Медицинскими организациями являются юридические лица или ИП, имеющие лицензирование на право оказания услуг по предоставлению амбулаторной, неотложной, стационарной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения. В статье расскажем про бухучет в медицине, порядок начисления налогов и оформления документов.
Лицензия предоставляется сроком на 5 лет. Отзыв лицензии осуществляется при ненадлежащем хранении, реализации медикаментов и отсутствии документов, подтверждающих законность их поступления. В связи со строгостью норм законодательства важным условием ведения деятельности является налаженный учет, контроль и правильно организованный документооборот.
Формирование учетной политики
Учетная политика организации определяет основные направления ведения учета при возможности выбора способов применения законодательных норм. При составлении документа учитываются основные моменты:
- Учетная политика утверждается руководителем, о чем в организации издается приказ.
- Формирование политики производится однократно, при создании компании.
- Изменения в документ вносятся при возникновении существенных изменений в порядке ведения деятельности внутреннего или внешнего свойства.
Документ хранится отдельно от других учетных форм и предъявляется при проверке. Важность документа состоит в том, что форма позволяет закрепить и сделать законными правила ведения учета, не утоненные законодательством, применять их и не иметь возражений от налоговых органов.
Учет медикаментов и расходных материалов
Поступление, расходование медикаментов, лекарственных средств, расходных материалов учитывается в составе МПЗ (ПБУ 5/01). Читайте также статью: → «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)». Поступление на учет производится по стоимости затрат на приобретение. Источником для получения показателей служат накладные от поставщика. В учете используется счет 10.
Данные отражаются в разрезе номенклатуры. Для списания запасов в производство одним из способов требуется закрепление метода в учетной политике. Выбранный способ в отношении группы актива не меняется на протяжении всего времени ведения учета. Используемые способы списания МПЗ:
Метод | Особенности применения | Характеристика |
По стоимости единицы | Списание каждой единицы товара осуществляется самостоятельно от других поступлений | Используется при наличии активов, учитываемых в особом порядке |
ФИФО | Списание осуществляется в порядке очередности, начиная со стоимости первых поступлений | Наиболее часто используемый способ в учете |
По средней стоимости | Списание осуществляется по стоимости, определенной расчетным путем с учетом остатков на момент поступления на склад | Применяется редко, но позволяет исключить учет в разрезе партий медикаментов |
В учете медикаментов особое значение имеет списание просроченных лекарств. В организации назначается ответственное лицо, производящее выявление медикаментов, срок годности которых подходит к концу. Группа препаратов отражается в акте с указанием уникальных свойств лекарств – наименования, номера, серии, срока. В документе определяются дальнейшие действия с препаратом – возврат поставщику, утилизация.
Контроль препаратов особого назначения
Предприятия, оказывающие медицинские услуги, обязаны вести контроль наличия медикаментов и расходных материалов. Порядок проведения инвентаризации медикаментов обычных видов не отличается от стандартного мероприятия контроля МПЗ. Особенности возникают при проведении инвентаризаций наркотических и психотропных веществ. Читайте также статью: → «Выявление недостачи при инвентаризации, составление описи и проводок». При контроле препаратов особого значения порядок проведения инвентаризации должен соответствовать ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ:
- Инвентаризация осуществляется ежемесячно.
- При выявлении расхождения учетных данных о нарушении сообщается в МВД в течение 3 дней.
- К проведению инвентаризации допускаются лица, имеющие допуск к работе с наркотическими препаратами.
Запись о проведении инвентаризации вносится в журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных средств.
Пример расходования медикаментов
Медицинский центр приобрел медикаменты номенклатуры № 356 в количестве 250 штук на сумму 25 000 рублей. На момент поступления на складе числились остатки номенклатуры № 356 в количестве 190 штук стоимостью 20 000 рублей. Отпуск средств для осуществления лечения произведен в количестве 20 штук. В организации установлен способ списания по средней стоимости. В учете производятся записи:
- Отражается поступление на склад: Дт 10 Кт 60 на сумму 25 000 рублей;
- Осуществляется расчет стоимости единицы с учетом остатка на складе: Ц = (20 000 + 25 000) / 440 = 102,27 (руб.);
- Определяется стоимость отпуска: 102,27 х 20 = 2 045,40 (руб.);
- Отражается отпуск медикаментов: Дт 20 Кт 10 на сумму 2 045,40 рублей.
Передача медикаментов и расходных материалов в производство (для осуществления лечения) осуществляется по внутренним накладным.
Учет поступления оборудования
Организации медицинского профиля используют для оказания услуг оборудование, учитываемое в качестве инвентарного объекта. Номер присваивается при поступлении оборудования, прием на учет которого оформляется рядом документов.
Учетные документы | Характеристика |
Товарная накладная ТОРГ-12 | По данным документа определяется поставщик, покупатель, наименование, стоимость и другая важная информация |
Акт приемки-передачи ОС-1 | Оформляется при оприходовании объекта. В акте устанавливаются данные амортизационной группы, инвентарного номера, срока использования, наличие драгметаллов, ответственное лицо |
Карточка ОС-6 | Данные в карточку переносятся из акта с последующим дополнением информации в течение эксплуатации |
Предприятия, имеющие незначительное количество ОС на балансе, могут не вести карточки и вносить данные в журнале формы ОС-6Б.
Пример оприходования оборудования
Медицинский центр приобрел диагностическое оборудование стоимостью 625 000 рублей. При доставке произведены транспортные расходы в размере 5 300 рублей. Оборудование поступило в разобранном виде, что потребовало проведение монтажа стоимостью 7 000 рублей. В учете центра произведены записи:
- Отражено поступление оборудования к установке: Дт 07 Кт 60 на сумму 625 000 рублей;
- Отражена стоимость доставки: Дт 07 кт 76 на сумму 5 300 рублей;
- Произведена оплата поставщику за оборудование и доставку: Дт 60 Кт 51 на сумму 625 000 рублей;
- Произведена оплата услуг перевозчика: Дт 76 Кт 51 на сумму 5 300 рублей;
- Отражена стоимость монтажных работ: Дт 07 Кт 60 на сумму 7 000 рублей;
- Произведена оплата подрядчику: Дт 60 Кт 51 на сумму 7 000 рублей;
- Сформирована стоимость оборудования: Дт 07 Кт 08 на сумму 637 300 рублей;
- Отражена постановка основного средства на учет: Дт 01 Кт 08 на сумму 637 300 рублей. При постановке на учет определяется метод начисления амортизации. Выбранный метод не меняется в течение всего срока использования средства.
Амортизация медицинского оборудования
Отнесение стоимости оборудования к расходам производится равномерно в течение всего срока эксплуатации, установленного для группы ОС. Порядок определения амортизации установлен в ПБУ 6/01. Читайте также статью: → «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)». При постановке на учет определяется норма отчислений, применяемая ежемесячно в последний день периода. Для учета данных используется счет 02, начисление по которому производится с месяца, следующего за месяцем постановки на учет.
Пример определения амортизации
Организация приобрела оборудование, первоначальная стоимость которого составила 325 000 рублей. Срок эксплуатации – 5 лет (60 месяцев). В учетной политике установлен линейный способ начисления амортизации. В учете организации производятся записи:
- Произведен расчет нормы амортизации в месяц: А = 1/60 х 100% = 1,67%;
- Определим сумму списания: А = 325 000 х 1,67% = 5 427,5 (рублей);
- Произведем запись в учете: Дт 02 Кт 01 на сумму 5 427,5 рублей;
- Отразим стоимость в расходах: Дт 20 Кт 02 на сумму 5 427,5 рублей.
Величина суммы последнего списания определяется остатком суммы. В связи с округлением показателя сумма может отличаться от величины ежемесячной нормы списания.
Ремонт и списание основного средства
Ремонт оборудования, произведенный в процессе эксплуатации, отражается в составе прочих расходов или остаточной стоимости основного средства. Если в процессе дооборудования произошло увеличение стоимости, сумма включается в величину остаточной стоимости. При замене частей, не увеличивающих стоимость, расходы на ремонт не отражаются на величине остатка.
Выбытие объекта путем списания осуществляется по истечении срока использования или до его окончания. Для списания оборудования в связи с выходом из строя и утратой потребительских свойств необходимо наличие экспертного заключения. Списание сопровождается составлением акта формы ОС-4. Остаточная стоимость имущества, не полностью амортизированного, учитывается в составе прочих расходов.
Налогообложение медицинских учреждений
Организации медицинского профиля имеют стандартные обязательства по уплате налогов. Некоммерческие предприятия, оказывающие медицинские услуги за плату, должны учитывать полученную от потребителей плату в составе выручки для налогообложения. Предприятия имеют возможность применять режимы ОСНО или УСН при ведении деятельности.
Система ЕНВД при ведении деятельности не применяется. Медицинские услуги не входят в состав бытовых видов, при оказании которых допускается применение ЕНВД. Выгодным вариантом налогообложения при оказании медицинских услуг является УСН при условии соответствия организации ограничениям, установленным для режима.
Положение | ОСНО | УСН |
Уплата налогов организациями | Налог на прибыль, НДС, имущество | Единый налог |
Уплата налогов ИП | НДФЛ, НДС, имущество в качестве физлица | Единый налог |
Отчисления в фонды организациями | Суммы, начисленные на заработную плату работников | |
Отчисления в фонды ИП | В дополнение к суммам, начисленным на вознаграждения работников, отчисляются взносы на страхование предпринимателя |
Учет спецодежды и средств индивидуальной защиты
Выдача средств индивидуальной защиты является обязанностью организации. Законодательные акты, определяющие порядок оказания услуг в медицине, распространяется на все организации вне зависимости от наличия бюджетного финансирования или ведения коммерческой деятельности.
При определении порядка обеспечения работников мягким инвентарем, обувью и другими средствами руководствуются нормами, принятыми в отрасли. Для учреждений здравоохранения действуют нормы, установленные Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 №65.
Предоставление спецодежды осуществляется бесплатно при условии возврата средств защиты по истечении срока использования (в ином случае стоимость спецодежды определяется как доход, облагаемый НДФЛ). Выдача компенсации или средств на пошив взамен положенного инвентаря не производится. В процессе эксплуатации расходы на уход за спецодеждой осуществляет организация. О предметах, предоставленные работникам, производится запись в личную карточку учета формы № МБ-6.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Как компенсируется ущерб, выявленный при инвентаризации наркотических и психотропных препаратов?
Недостача, выявленная при инвентаризации препаратов особого назначения, покрывается за счет виновного лица в размере, увеличенном в 100 раз от величины ущерба.
Вопрос №2. Начисляется ли амортизация по основным средствам медицинского учреждения, принадлежащим некоммерческим предприятиям?
Не начисляется. Определяется износ основных средств, информация о котором учитывается за балансом.
Вопрос №3. Как поступить, если при списании оборудования медицинского назначения были сняты элементы, содержащие драгметаллы и впоследствии реализованы?
Продажа лома металлов, снятых при демонтаже оборудования, является доходом организации.
Вопрос №4. Изменяется ли норма амортизации при дооборудовании основного средства?
Норма амортизации пересчитывается и применяется в увеличенной сумме с месяца, следующего за документальным оформлением дооборудования.