Аренда помещения в наше время довольно распространенное явление. Аренда помещения предоставляется на основании договора. Договор заключается между двумя сторонами, одной из которых является Арендодатель, другой стороной является Арендатор. Арендодатель — это лицо, которое на правах собственности владеет объектом недвижимости и сдает его во временное владение, распоряжение и пользование. Арендатор — это лицо, которое использует данный объект недвижимости в своей хозяйственной деятельности за определенную плату. Регулируется заключение договора аренды Гражданским Кодексом Российской Федерации. Следует отметить, если одной из сторон договора аренды выступает юридическое лицо, то такой договор в обязательном порядке заключается в письменной форме. Если, срок договора аренды превышает один год, то он подлежит обязательной регистрации в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестр). Если проигнорировать регистрацию договора в росреестре, то можно получить административный штраф.
Факт заключения сделки по аренде помещения — это дата заключения договора. Факт передачи помещения в аренду подтверждается подписанием акта приема-передачи. С момента подписания акта приема-передачи начинается отражение бухгалтерских операций на счетах Арендодателя и Арендатора. Акт оказания услуг по аренде служит подтверждающим документом оказания услуг надлежащего качества. Выписывается данный акт в конце календарного месяца в течении всего срока договора аренды. Иногда, акт оказания услуг по аренде не составляется, если в договоре оговорен данный момент.
Отражение арендной платы
Учет у Арендодателя
Сдача помещений в аренду признается у арендодателя доходом. И отражается на счете 90 «Выручка по основным видам деятельности» или на счете 91 «Прочие доходы».
Дебет Кредит Основание
76 90,91 Начислена арендная плата
50,51 76 Поступили денежные средства от арендодателя
Учет у Арендатора
Арендные платежи, уплачиваемые Арендодателю по договору аренды являются для Арендатора затратами и отражаются на счете 20 «Основное производство» или на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Дебет Кредит Основание
20,26 76 Начислена арендная плата
76 50,51 Оплачена аренда помещения
Если Арендодателем выступают органы государственной власти которым принадлежит государственное, региональное или муниципальное имущество, то Арендатор выступает в качестве налогового агента по налогу на добавленную стоимость (НДС). Налог на добавленную стоимость рассчитывается Арендатором самостоятельно исходя их стоимости арендной платы с учетом НДС.
Пример 1. ООО «Ригла» заключило договор аренды помещения с местными органами власти. Арендная плата за календарный месяц составила 29500 рублей, в том числе НДС 20%.
Учет в ООО «Ригла»
Дебет Кредит Сумма Основание
20,26 76 24583,33 Начислена арендная плата за месяц
19 68 4916,67 Начислен НДС с арендной платы
76 51 24583,33 Перечислена арендная плата
68 51 4916,67 Перечислен НДС в бюджет
68 19 4916,67 Заявлена сумма НДС к возмещению из
бюджета
Арендная плата за один календарный месяц 29500 рублей с НДС 20%. Выделяем сумму НДС. НДС=29500*20/120=4916,67 руб. Находим сумму арендной платы без НДС=29500-4916,67=24583,33 руб. Уплаченную в бюджет сумму НДС можно возместить. Для этого необходимо подать декларацию по НДС и заявить в ней сумму к вычету. Основанием является платежное поручение на уплату НДС и счет-фактура от Арендодателя за аренду помещения на соответствующий месяц.
Примечание. Следует отметить, что в данном случае есть исключения, когда аренда помещения у органов государственной власти не облагается НДС:
— в аренду передаются помещения жилищного фонда
— если получено уведомление на освобождение от НДС и выручка от продажи товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышает 2 млн. рублей
— если Арендатором является иностранное лицо или иностранная организация, зарегистрированные в ФНС России
Отражение коммунальных расходов
При эксплуатации помещения всегда возникают расходы, связанные с содержанием данного помещения будь-то Арендодатель или Арендатор.
Учет у Арендодателя
При эксплуатации помещения арендодатель несет коммунальные расходы на содержание такого помещения: электричество, газ, тепловая энергия, водоснабжение, канализация, вывоз твердых коммунальных отходов, уборка помещения, интернет, связь, сигнализация и прочие расходы. Расходы, которые предъявляют ресурсоснабжающие и иные организации-поставщики услуг(работ). Данные перечисленные расходы являются расходами и отражаются на счете 20 «Основное производство» или на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Дебет Кредит Основание
20,26 60 Начислены коммунальные услуги, предъявленные
ресурсоснабжающими и иными организациями-постащиками
услуг(работ)
60 50,51 Оплачены услуги (работы) поставщикам услуг
Учет у Арендатора
Учет коммунальных расходов у Арендатора имеет свои нюансы. Расходы учитываются в бухгалтерском учете только после подписания договора аренды помещения. Вызывает сложности и тот факт можно или нельзя зачесть НДС в счет-фактурах, которые «перевыставил» Арендодатель на коммунальные услуги. Обычно все расходы по эксплуатации помещения несет Арендодатель, так как от его имени заключены договоры оказания услуг (работ). Счет-фактура на расходы оформляется на имя Арендодателя. Потом, эти расходы Арендодатель распределяет согласно фактически понесенным затратам на Арендатора и выставляет счет-фактуру на имя Арендатора от своего имени. В таком случае НДС к вычету не принимается.
Следующий вариант, когда можно возместить НДС по коммунальным расходам, это когда Арендодатель от своего имени заключает договор с ресурсоснабжающими организациями. В данном случае, счет-фактура будет выставляться на имя Арендатора. По такой счет-фактуре можно принять к вычету НДС.
Можно выбрать следующий вариант. Когда Арендодатель будет являться посредником услуг между ресурососнабжающей организацией и Арендатором. В договоре необходимо прописать такое условие. Тогда, Арендатор вправе по такому счет-фактуре принять к вычету НДС и зачесть расходы.
Самый удобный и безопасный способ для бухучета коммунальных расходов и возмещения по ним НДС, это когда они дополнительно включены в стоимость арендной платы. Арендатор без проблем зачтет всю сумму в расходы, и возместить НДС с бюджета. Удобен он и для Арендодателя: всю сумму по коммунальным платежам поставит в расходы, и возместит НДС из бюджета по счет-фактурам от ресурсников.
Учет неотделимых улучшений арендованного имущества
Бывают случаи, когда Арендодатель производит своими силами и за свой капитальный ремонт арендованного помещения для улучшения его технических характеристик. Данные улучшения бывают отделимыми и неотделимыми.
Отделимые улучшения помещения, это такие улучшения, которые при их изъятии из данного помещения не нанесут существенного вреда для его назначения и целостности. Такие улучшения Арендатор по окончании срока аренды может взять с собой. Неотделимые улучшения, это такие улучшения, которые нельзя изъять из данного помещения без вреда для помещения. Кто будет вести учет неотделимых улучшений зависит от того, у кого на учете они будут числится.
Капитальные вложения в виде отделимых и неотделимых улучшений в аренду помещения подлежат амортизации. Срок амортизации устанавливается согласно сроку полезного использования. Срок полезного использования указывается в утвержденном на законодательном уровне классификаторе основных средств, где для каждого вида основных средств предусмотрен свой срок его полезного использования. Амортизация у Арендатора начисляется со следующего месяца, когда амортизируемое имущество введено в эксплуатацию. В учете Арендодателя, амортизация начинается со следующего месяца, за месяцем возмещения понесенных расходов Арендатору. Возмещение может быть деньгами, уменьшением арендной платы и прочее по согласованию сторон.
Пример 1. ООО «Версус» арендовало помещение. 15 марта произведены капитальные вложения в арендуемое помещение с согласия Арендодателя, а именно произведена установка увлажнителя воздуха и кондиционеров на сумму 211500 рублей. По классификатору они отнесены к третьей амортизационной группе. Рекомендуемый срок использования 3-5 лет.
ООО «Версус» будет начислять амортизацию по неотделимым улучшениям в течении 4 лет или 48 месяцев. С 01 апреля амортизация составит 4406,25 руб.(211500/48=4406,25). Списание будет производится ежемесячно, до полного погашения стоимости улучшений.
Дебет Кредит Сумма Основание
08 60 21500 Приобретено ОС
01 08 21500 Введено в эксплуатации ОС
60 51 21500 Оплачены услуги (работы) поставщикам услуг
02 01 4406,25 Начисление амортизации по ОС
91 02 4406,25 Списание амортизации