Модернизация экономики, диверсификация производства и привлечение иностранных инвестиций в любую страну усиливают необходимость совершенствования системы корпоративного управления и внедрения международных стандартов финансовой и бухгалтерской отчетности. Не является исключением и такое государство как Узбекистан. Ведение бухучета в данной стране имеет ряд особенностей, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.
Концепция бухучета в Узбекистане
Бухучет является одним из видов экономического учета. Под ним следует понимать совокупность данных, характеризующих оборачиваемость активов и движение имущества в ходе осуществления предпринимательской деятельности организации любой формы собственности. Бухгалтерский учет основан на форсировании текущей документации, а также совершении взаимосвязанных и кассовых операций.
В основе бухучета лежит концепция системы национальных счетов (СНС). Она представляет собой соответствующий рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных показателей. Данная система построена в виде набора счетов и балансовых таблиц, которые показывают результаты функционирования и экономической деятельности.
Основные задачи
Задачи бухгалтерского учета определяются экономической политикой, проводимой на каждом этапе развития экономики. Правительство Республики Узбекистан осуществляет свое развитие на основе законов рыночной экономики, ориентируясь на развитие фермерства в Республике. Эти законы означают, что прямое сознательное регулирование производства является объективной необходимостью развития республики как независимого государства. Для выполнения задач, стоящих перед республикой, необходимо контролировать учетные процессы на всех этапах работы предприятия.
Таким образом, основной задачей бухгалтерского учета является сбор и обработка данных для управления объектами, которые должны быть отражены в экономике.
Другой задачей бухгалтерского учета является измерение и представление информации о результатах деятельности предприятий. Эти результаты можно найти в финансовом отчете общего назначения, который содержит информацию об успехах и достижениях ликвидности и прибыльности компании. Анализируя эти отчеты, реальные и потенциальные инвесторы пытаются сделать выводы о том, каковы будущие финансовые перспективы компании, стоит ли им в нее инвестировать. Реальные и потенциальные кредиторы заинтересованы в том, достаточно ли у компаний денег для выплаты процентов и своевременной оплаты долгов.
Следующая задача бухгалтерского учета — помочь укрепить экономический учет.
Большинство предприятий (особенно малых) осуществляют финансирование производственного процесса с минимальными материальными и трудовыми затратами для достижения максимальной эффективности процессов управления.
Суть бухгалтерского учета заключается в определении величины покрытия обязательств и получения рентабельности предприятия. Для этого важно создать такие условия, чтобы сотрудники были заинтересованы в достижении максимальных результатов в финансовом отношении и материально ответственны за результаты своей работы.
Решение проблем, стоящих перед экономикой в рыночных условиях, заключается в эффективном управлении различными экономическими ресурсами. Таким образом, для целей управления бухгалтерским учетом управленческие решения принимаются на основе информации, полученной с бизнес-учета. Учет и управление являются двумя частями этого единства, которые нельзя отделить друг от друга.
К основным задачам бухучета в республике Узбекистан можно отнести:
- получение полных и максимально достоверных данных о фактам деятельности компании за определенный промежуток времени, а также информации о ее финансовом состоянии. Такая информация интересна внешних и внутренним пользователям;
- получение информации для осуществления процедур оценки, планирования и прогнозирования будущих показателей;
- создание базы для формирования учетной политики компании в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- формирование бухгалтерской и финансовой отчетности по фактам хозяйственной деятельности организации;
- осуществление процессов инвентаризации и оценки имущества компании, создание документов о наличии, статусе и оценке стоимости имущества;
- организация системы внутреннего контроля правильности оформления хозяйственных операций с учетом порядка оборота документа;
- формирование информационной системы учета и отчетности, которая отвечает требованиям законодательства;
- формирование финансовых результатов деятельности компании, ресурсов, резервов, активов, имущества и обязательств.
Нормативное регулирование
Систему нормативного регулирования бухучета в Узбекистане и ее основные элементы можно разделить на четыре ступени, что отражено в таблице ниже.
Ступень | Состав | Характеристика |
1 | Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» | Целью закона является регулирование отношений в области организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности компаний |
2 | Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан | Целью стандартов является содействие Министерстве финансов республики в развитии национальных стандартов бухучета (НСБУ) и их пересмотре. Всего существует 24 подобных стандарта |
3 | Методические указания, инструкции, рекомендации, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам бухгалтерского учета | Их цель: конкретизировать основные положения, которые изложены в вышестоящих нормативных документах. |
4 | Учетная политика предприятия, рабочий План счетов, первичная документация | Совокупность внутренних организационно-методических документов по бухгалтерскому учету и отчетности предприятия |
Важно! Элементы этой системы создаются сверху вниз. Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете», не противоречащим этому закону. Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан являются нормативно-методической основой производства «Методических указаний, инструкций и других документов», определяющих порядок учета отдельных разделов бухгалтерского учета. Логическое продолжение вышеупомянутых трех ступеней будет установлено в «Учетной политике», то есть во внутренних документах, касающихся учета и отчетности предприятий.
Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» № 279-1 от 30.08.1996 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области бухгалтерского учета, учета и отчетности.
Закон гласит, что основными принципами бухучета в республике являются: согласованность, достоверность и сопоставимость показателей.
Бухгалтерский учет должен состоять из системы учета, сбора и учета всех деловых операций на целостной, непрерывной, документарной основе, а также финансовой и иной отчетной основе.
Бухгалтерский учет осуществляется путем дублирования записи, в которой отражаются хозяйственные операции как минимум двух счетов бухгалтерского учета, одновременно и взаимозаменяемо.
Согласно закону, учетная информация — это отчет о финансовой отчетности, основанный на первоначальном учете, отраженный в учетных регистрах, финансовой отчетности, пояснениях и других документах, касающихся бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с данным законом синтетический учет осуществляется посредством обобщения информации об объектах в соответствии с определенными экономическими критериями в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Аналитический учет ведется в порядке, определяемом субъектом, для формирования подробной учетной информации по объектам бухгалтерского учета.
Структура национальных стандартов по бухучету
НСБУ состоит из следующих основных частей: название, общие правила, назначение стандарта, сфера действия, дополнительная информация, основные принципы, стандартные понятия.
Основная цель использования НСБУ состоит в том, чтобы полностью и справедливо применять методы бухгалтерского учета и учитывать недостатки при его внедрении, чтобы их устранять в дальнейшем. Политика предприятия, которая основывается на НСБУ, является точной настолько, что становится намного легче контролировать деятельность предприятия.
Значимость НСБУ заключается в том, что каждый объект учета освобождается от стандартов, соответствующие стандарты используются для учета этих операций, а соответствующие выводы составляются при подготовке и проверке финансовой отчетности, отражающей операции предприятия.
Стандарты бухгалтерского учета включают основные принципы бухгалтерского учета и состоят из 24 стандартов.
Важно! НСБУ является обязательным условием для международного признания качества и надежности бухгалтерского учета в республике Узбекистан, которая имеет правовой статус и обеспечивает доверие к финансовой отчетности предприятий всех форм собственности.
Учетная политика в республике
Учетная политика субъекта хозяйствования в республике Узбекистан регулируется набором правил и положений, которые должны соблюдаться. Существование этих принципов и положений основано на важности учета в рыночной экономике, формировании полной и точной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятий, способах взаимодействия предпринимателей друг с другом и макроэкономических показателях.
Основные счета
В Плане счетов, представленному как приложение к НСБУ № 21, представлены следующие категории счетов, представленные в таблице ниже.
№ счета | Часть | Раздел | Наименование |
I | I | Основные средства, нематериальные и другие долгосрочные активы | |
II | II | Товарно-материальные запасы | |
III | Расходы будущих периодов | ||
IV | Счета к получению – текущая часть | ||
V | Денежные средства, краткосрочные инвестиции и прочие текущие активы | ||
III | VI | Текущие обязательства | |
VII | Долгосрочные обязательства | ||
IV | VIII | Капитал, нераспределенная прибыль и резервы | |
V | IX | Доходы и расходы | |
VI | Забалансовые счета |
Пример плана счетов, применяемого в Узбекистане представлен в приложении к работе.
Автоматизация учетных процессов
В республике Узбекистан основным нормативным документом, регулирующим процессы автоматизации бухучета является: «О принципах и гарантиях свободы информации» № 439-II от 12.12.2002, «Об информатизации» № 560-II от 11.12.2003г. Существующая законодательная основа создает благоприятные условия для более активной деятельности предприятий в области автоматизации учетных процессов.
Немаловажным элементом является комплексная автоматизация как система управления всей деятельностью компании, которая обеспечивает обоснованное принятие управленческих решений.
Пример № 1. Наиболее яркими примерами использования процессов автоматизации на предприятиях республики Узбекистан является применение таких программных продуктов как:
- БЭМ;
- УзАСБО;
- UZTO;
- СОЛИК ИНФО;
- «1С: Бухгалтерия 8 для Узбекситана» и др.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос № 1. Что такое транзитные счета в бухучете в Узбекистане?
Ответ: это временные счета доходов и расходов, которые применяются в течение отчетного периода, но должны быть закрыты и и не иметь остатка на конец отчетного периода.
Вопрос № 2. Что представляют собой регистры бухучета в Узбекистане?
Ответ: это журналы, ведомости, книги, утвержденные бланки, которые ведутся с учетом двойной записи.
Наиболее распространенная ошибка
Ошибка. Ошибочным является мнение о том, что исправления в регистрах не надо подтверждать. В соответствии с правилами ведения бухучета все исправления в первичных документах должны быть подтверждены.
Таким образом, одним из важнейших условий совершенствования системы учета является полный переход на международные стандарты финансовой отчетности и национальная система бухгалтерского учета. Данные направления должны быть улучшены на базе международных стандартов, поэтому, прежде всего, в республике необходимо принять подобные стандарты, а также желательно разработать квалифицированную их интерпретацию.