Министерством финансов России подготовлены два законопроекта, которые, по сути дела, сводят на нет два фундаментальных понятия — банковскую и налоговую тайну. Раньше эта информация была исключительного конфиденциального характера и могла быть раскрыта только в исключительных случая и только по решению суда. Однако Министерство финансов решило, что все должно быть совсем прозрачным, а потому зачем какие-то тайны.
Разумеется, что по запросу Налоговых органов кредитные организации предоставляли информацию о клиентах. Более того, все сведения обо всех открывающихся и закрывающихся счетах граждан, и даже электронных кошельках, налоговая получает в течении трех дней. Вся эта информация отображается в “личном кабинете налогоплательщика”.
Такой способ информационного взаимодействия существует с 2014 года. В случае, если налоговая считает имеющиеся данные недостаточными, то в любой момент может запросить выписку о движении средств с любого счета, а также справку о неизвестных налоговым органам счетах налогоплательщика, при этом совершенно неважно, идет ли речь о физическом или юридическом лице.
Единственное, что налоговики не видят в реальном времени это информацию об актуальных счетах, открытых до 2014 года, соответственно и о движении средств по ним. Однако, повторимся, в любой момент инспекторы вправе запросить эту информацию.
Примечательно, что движения средств по счетам фирм и индивидуальных предпринимателей регулярно мониторятся — проверки проводятся регулярно.
Так чего же еще хочет Федеральная Налоговая служба?
Министерство финансов предлагает установить “обмен тайнами” между Федеральной налоговой службой и Центробанком на регулярной основе.
Предполагается, что Центробанк будет постоянно сообщать в Налоговые органы информацию, составляющую банковскую тайну, то есть все сведения о клиентах банках, их счетах и вкладах, операциях по ним и т.д. В ответ, Налоговая служба будет делиться с Центробанком сведениями, относящимися к налоговой тайне, то есть информация о доходах, об объектах, подлежащих налогообложению, о наличии задолженности по налогам перед государством и т.д.
Зачем это нужно?
Предполагается, что таким образом будут раскрыты сложные схемы по уходу от налогов, продолжится вывод российской экономики из теневого сектора, а Центробанк сможет более эффективно контролировать банковскую систему, пресекая сомнительные операции, буквально, на корню.
Что все это значит?
Эксперты опасаются фактической отмены понятия банковской тайны. Такого рода обмен данными приведет к тому, что ведомства будут обмениваться практически всей информацией, а значит наступит эпоха тотальной слежки за гражданами и предпринимателями.
Вместе с тем, в самом Центробанке подчеркивают, что массовый обмен данными не предполагается, а доступ к этим сведениям будет только у очень ограниченного круга лиц. Весь обмен будет производиться по строго защищенным каналам. За разглашение любых сведений будет предусмотрена уголовная ответственность. Также регулятор заверяет, что понятие банковской тайны продолжит существовать в своем неизменном состоянии.
Министерство финансов уточняет, что законы просто упростят уже существующий обмен. Дело в том, что у налоговиков, как правило, есть доступ к этой информации. Однако его получение достаточно сложно и громоздко, а после принятия законов произойдет автоматизация этого процесса. По сути, речь идет только о цифровизации и оптимизации взаимодействия между регулятором и налоговой службой.
Напомним, что данный законопроект предложен Министерством финансов в целях увеличение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами и Банком России в рамках банковского и налогового надзора. Об этом шла речь при принятии Федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2024 и 2024 годов.