Если пару веков назад никто не думал о введении законодательства об авторском праве и смежных правах в Российской Федерации, то сейчас, в век технического, культурного и научного прогресса, эта проблема стала проблемой для многих. С развитием Интернета стало очень трудно обеспечить права интеллектуальной собственности, поэтому авторы предпочитают решать эту проблему преждевременно, чтобы впоследствии сохранить авторские права, право на воспроизведение результатов, оплату и многое другое. Именно о том, что представляет собой правовая защита авторских и смежных прав в России, а также о том, что законодатели прямо подразумевают под терминами, и пойдет речь в этой статье.
Основа
До появления в РФ части четвертой Гражданского кодекса, а именно главы 71, нарушение авторских и смежных прав, а также их защита не имели единого закрепления. Действительно, существовало несколько федеральных законов, которые в некоторых из них могли на определенном уровне помочь авторам найти свою работу, но на практике они были настолько фрагментированы, что их было почти невозможно использовать в обычном режиме.
Например, 9 июля 1993 года был принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». После него появилось много других, кто пытался контролировать деятельность в этом направлении. Их постоянно пытались адаптировать к текущей ситуации, поэтому постепенно вводились новые дополнения, но полностью разрешить ситуацию они просто не могли. По этой причине 24 ноября 2005 г. Государственная Дума приняла новую главу Гражданского кодекса, заменившую действующие законы об авторском праве и смежных правах.
В каком-то смысле Россия стала пионером, объединив в единое целое регулирование всего оборота интеллектуальной продукции и средства идентификации авторов. Правила, содержащиеся в этом документе, одинаковы для всего, что указано в главе «Общие положения».
Историческая справка
Чтобы полностью понять, что означает правовая система под понятиями авторское право и смежные права в Гражданском кодексе Российской Федерации, стоит сначала рассмотреть историю их закрепления в стране.
Действительно, первые попытки защитить авторские права в России начались в начале 19 века. Этот термин был сформулирован довольно просто, благодаря которому автору или переводчику книг было предоставлено право использовать и продавать свои произведения до конца своей жизни, добавив еще 25 лет после смерти. После этого любое произведение было признано государственной собственностью.
Спустя почти столетие, в марте 1911 г., появился специальный закон об авторском праве и смежных правах, вобравший в себя все достижения законодательства, существовавшего тогда в Европе в этой области. Кроме того, следует отметить, что в некоторой степени он даже превзошел европейские правила, поскольку расширил их существующие типы и предоставил ряд концепций. К сожалению, приход к власти Советов отменил действующее законодательство, а новое правительство внесло изменения в существующие указы. Они национализировали почти всю классическую литературу, заявив, что любой может публиковать книги без разрешения государства в тех случаях, если автор умер до 1917 года. Постепенно авторское право перешло из области частной собственности в область общественной.
Лишь постепенно, к моменту развала СССР, авторы стали признавать гораздо больше прав, но на самом деле все это были жалкие крохи. Более того, права, смежные с авторским правом, были непосредственно закреплены в законодательстве только с 1991 г., после чего начался новый виток развития в этой области.
Понятие
понятно, что защита авторских и смежных прав в настоящее время очень важна, поскольку позволяет человеку защитить результаты своей интеллектуальной собственности. Но чтобы понять, как именно это выполняется, вы должны сначала дать им четкие концепции.
Следовательно, авторское право означает интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Как видите, этот перечень является исчерпывающим и закреплен в статье 1255 ГК РФ. Впервые введенное понятие «интеллектуальные права» включает результаты интеллектуальной деятельности, которые включают не только исключительное право, но и ряд не личных имущественных и иных прав.
Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению прав, связанных с авторским правом, следует подумать о том, что на них принято ссылаться. Этот список закреплен в той же статье и включает:
- Исключительное право на созданные работы.
- Личные авторские права.
- Право указывать свое имя на результате.
- Право на неприкосновенность созданного произведения.
- Право на свободное раскрытие информации.
В некоторых случаях этот список может также включать некоторые другие права, закрепленные в Гражданском кодексе.
Субъекты
Прежде чем перейти к выяснению того, что связано с смежными правами с авторским правом, давайте также поговорим о вопросах авторского права. Это непосредственные создатели. Однако, помимо этого, к субъектам могут быть причислены правопреемники, а также другие субъекты, которые по закону или по договору приобретают исключительные права.
В самом деле, для закона совершенно не имеет значения, является ли объект этого права физическим или юридическим лицом, поскольку издатели журналов и газет имеют тот же набор прав, что и лицо, написавшее книгу дома.
Всегда следует помнить, что все права автора на произведение принадлежат ему как создателю прямо с самого факта создания. Это то, что отличает авторское право от патентов, поскольку нет необходимости в предварительной регистрации или выполнении других формальностей.
Знак авторского права
В качестве подтверждения своего исключительного права на результат интеллектуальной деятельности владелец произведения может использовать (хотя он не может этого сделать, если того пожелает) знак защиты авторских прав. Он состоит из трех конкретных элементов:
- Буквы латинского алфавита, нарисованные по кругу. Это первая буква слова авторское право.
- Указание личного имени или псевдонима обладателя исключительного права.
- Год первой публикации этой работы.
Этот знак предназначен только для информационных целей и его размещение не является обязательным. На практике этот знак используется для выявления случаев несанкционированного использования прав.
Права, смежные с авторскими
Теперь перейдем непосредственно к тому, что в законодательстве понимается как смежные права. Как следует из названия, их принято называть правами, очень похожими на авторское право. Из-за этого сходства у них одинаковый правовой режим.
Во многих отношениях появление смежных прав рассматривается как результат прогресса, поскольку они позволяют третьим сторонам воспринимать новые тенденции. Создание кинематографа братьями Люмьер и Томасом Эдисоном в области фотографии однажды значительно расширило виды авторских и смежных прав. Когда начался настоящий технический прогресс двадцатого века, стало ясно, что законодательная база просто не в состоянии за ней поспевать, и поэтому необходимо было выделить особую группу отношений, которая имела определенную специфику, которая не могла в полной мере подключиться к тем из автора.
Виды смежных прав
Итак, на данный момент все эти понятия закреплены в статье 1304 ГК РФ. К ним принято относиться:
- Право на исполнение принадлежит непосредственно исполнителям и дирижерам, а также другим лицам, что дает им исключительное право называться автором исполнения и указывать свое имя или псевдоним на копиях фонограммы.
- Право на фонограмму — запрещает каким-либо образом искажать фонограмму и при желании вы можете обнародовать ее или указать свое имя на копиях.
- Право вещателей и компаний кабельного телевидения на любую созданную программу или сообщение, которое транслируется, может быть использовано любым способом, не противоречащим действующему законодательству.
- Право на базы данных: производитель может извлекать из них любые данные по своему усмотрению и повторно использовать их.
- Право издателя на произведения, которые ранее охранялись авторским правом, после того как стали общедоступной.
Ведь все смежные права сводятся к тому, что невозможно использовать какую-либо фонограмму, телепрограмму, творческий результат деятельности без разрешения организаций, артистов или других правообладателей.
Знак защиты
Как и авторские права, смежные права также имеют свой особый знак защиты. Обычно он помещается на каждый экземпляр фонограммы, а в случаях, когда это невозможно, — на футляр. Он состоит из следующих элементов:
- Буквы P по кругу.
- Имя обладателя исключительного права.
- Год первой публикации этой фонограммы.
Как видите, этот товарный знак очень похож на товарный знак авторского права. Их единственное отличие состоит в том, что меняется буква, так как для их описания используется другое слово, а именно fonorecord.
Защита
Гражданское свободное движение в первую очередь направлено не только на то, чтобы за авторами были закреплены определенные гражданские права, но и на то, что они будут находиться под строгой правовой защитой. В настоящее время термин «защита» в этой сфере включает в себя комплекс различных мер, обеспечивающих нормальное исполнение закона, так что сюда входят не только правовые нормы, но и меры экономического, политического и организационного характера, которые помогают полностью установить все условия, необходимые для реализации субъективных прав.
Исходя из этого, можно сказать, что защита прав имеет достаточно широкий смысл. Однако помимо этого значение этого понятия становится все более узким. Он включает только меры, прямо предусмотренные законодательством. Они призваны помочь владельцу защитить свои гражданские права в случаях, когда они были оспорены или нарушены. Эти права, например, включают возможность правонарушителя обратиться в суд за противоправные действия правонарушителя по восстановлению его законных интересов, а также многие другие.
Заключение
Вопрос об авторском праве и смежных правах в настоящее время является одним из центральных вопросов как в российской, так и в международной правовой системах. У него огромное разнообразие оттенков, которые сложно рассмотреть в статье, так как они во многом субъективны. Но на самом деле стоит помнить одну основную идею всех правовых норм в этой области: авторское право и смежные права являются исключительными по своей природе, поэтому они могут принадлежать только владельцу и никому другому. Также следует помнить, что автор имеет единое авторское право, которое впоследствии может незначительно отличаться в зависимости от условий.