Среднестатистического россиянина редко приглашают на официальные приемы, например, в посольство. Но это не означает, что вам не нужно уметь отвечать на вопрос: «Что такое аудитория?» Это понятие является нашим текущим объектом исследования.
Значение
Начнем, как всегда, со смысла. Трудно говорить о чем-то, пока не ясно, что имеется в виду. В толковом словаре сказано, что под аудиенцией понимается «официальный прием у лица высокого ранга». Оно происходит от латинского audientia.
Я имею в виду, ты не можешь сказать своей жене, что ты идешь к соседу, потому что у тебя там есть аудитория. Разве что в шутку. Хотя мы представляем себе, что сосед — это посол. Так можно ли назвать собрание живущих рядом людей торжественным словом? Нет, и в данном случае замечательное определение использовать нельзя, потому что нет официальности.
Вот такие тонкости.
Синонимы и пример из кино
Как понимает читатель, здесь не может быть много фраз-замен. Очень специфический термин. Но они. Вообще в русском языке не хватает слов без замен. Вот список:
- Вызов на ковер.
- Официальная встреча.
- Торжественный прием.
Это наводящие на размышления фразы-заменители определения «аудитория». Синонимы найти не так сложно, если хорошенько подумать.
Помните, как начинается первая часть фильма «Крестный отец»? Дон Корлеоне прислушивается к просьбе Америго Бонасера, который хочет наказания тех, кто избил его дочь. Во-первых, он хочет, чтобы преступники ответили по всей строгости закона его отца и заплатили своими жизнями. Но Корлеоне, хоть и предводитель мафии, чтит справедливость и говорит, раз дочь гробовщика жива, то мерзавцы не должны умирать. Споров было немало, но главное, что все это действо можно назвать подобающим словом «общественность». Хозяин — высокопоставленный человек? Наверняка даже мир теней. Есть официальная причина? Да, свадьба дочери — это торжественный прием. Правильно, формальные признаки все есть.
Нисходящая и восходящая аудиенции
Конечно, почти любое определение может выражать как положительные, так и отрицательные значения. То же самое касается аудитории. Это очевидно, но все же стоит упомянуть.
Если человека приглашают на посольский прием, потому что он известный журналист или культурный деятель, то это почетно и настраивает его на благожелательный лад. Если причина в звонке начальника, скорее всего, ничего хорошего не получится.
Когда инициатива исходит от начальства, это может быть как плохо, так и хорошо, в зависимости от обстоятельств события. Если, наоборот, человек сам просит аудиенции и хочет что-то сообщить, значит, дело действительно не терпит промедления, потому что люди обычно не беспокоят своих вождей и других влиятельных людей просто так. Конечно, кто-то может назвать это угодничеством, но мы бы говорили о простом уважении.
Как нужно вести себя на ковре у начальства?
Объяснив смысл определения «аудитория» (это вполне естественно), хочется получить несколько конкретных советов, как вести себя на том или ином приеме. Например, в тот момент, когда начальник позвал вас поболтать. Сформулируем ряд правил, которые позволят читателю не поседеть раньше времени и чувствовать себя комфортно в присутствии ведущего.
- Важно оценить возможные ошибки и дать хотя бы приблизительное объяснение. Необходимо, чтобы грубые ошибки не зависели от работника и его профессиональной халатности. Конечно, не нужно нервничать в первую очередь. Паника еще никому не помогала. Если нет заявления об увольнении, то все не так уж и плохо.
- Постарайтесь понять настроение босса, проникнуть в его внутренний мир. Если рациональные доводы не работают, то лучше быстро прийти в себя и сказать, что проблема находится в процессе решения.
- Когда кризис миновал, можно погрузить руководителя в подробности ситуации, но без преувеличения и без признания его вины, а также оплошностей его сотрудников (если они есть). Лучше свалить все на техническую сложность системы или оборудования. Если люди работают в торговле, то на приемной стороне. Но есть более важное условие: по возможности надо говорить правду. Ложь легко проверить, и здесь могут возникнуть большие проблемы.
Слушание — дело серьезное. Даже несмотря на рекомендации, все может пойти не так, но более-менее четкое понимание своих недостатков, холодная голова и умение сотрудничать способны исправить даже самую безнадежную ситуацию.
Чего не стоит делать в кабинете шефа при разборе полетов?
Разработана позитивная программа, а как насчет подводных камней? Не волнуйтесь, они не заставят вас ждать. Здравый смысл подсказывает следующие моменты:
- Молчание — не лучший помощник в конфликте. Если сотрудник молчит и глубоко вздыхает, пока ему в голову сыплются ругательства, то в офисе он долго не продержится.
- Это не может относиться к личным проблемам. Они есть у всех, так что это не аргумент, когда речь идет о профессиональной деятельности.
- Невозможно объяснить неудачи чужими ошибками, даже если они и были. Если за проект отвечает один человек, то виноват в любом случае он и никто другой.
Чтобы официальная встреча с начальством прошла гладко, нужно сохранять спокойствие.
Мы внесли свой вклад. Читатель больше не боится определения аудитории. Это первый шаг к уверенности в себе.