Административная процедура — довольно распространенное понятие в юридической практике. Какие бывают виды административных процедур, и каковы их характеристики? Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Общее понятие
Что подразумевается под понятием «административная процедура»? Законодатель дает свое четкое толкование, которое определяет, что под термином подразумевается порядок осуществления полномочий императивного характера, установленный некоторыми правилами, прописанными в нормативных актах. Их действия всегда направлены на разрешение хода конкретного административного дела, а в некоторых случаях — на выполнение функций административного характера.
Поэтому, если это понятие административной процедуры выразить несколько другими словами, то оно должно означать установленные алгоритмы определенного типа действий, которые подлежат исполнению государственной администрацией для реализации решения по каждому делу.
Задачи и цели
Как и любое другое правовое понятие, процедуры административного характера имеют определенные задачи, на решение которых направлено их влияние:
- В первую очередь, их влияние нацелено на обеспечение максимальной эффективности деятельности субъектов, входящих в категорию государственного управления, в том числе, государственного управления.
- Во-вторых, административные процедуры преследуют задачу создания максимально позитивных условий, в которых гражданам будет удобно участвовать в общественных отношениях, а также организовывать их.
Что касается целей этих процедур, то их влияние в основном направлено на создание равного правового статуса для субъектов двух разных характеров: властных и бессильных. Кроме того, эти действия способствуют трансформации прав каждого представителя органов государственного управления в определенные обязанности и, более того, предоставлению некоторых дополнительных прав субъектам бессильного характера.
Свойства
Все административные процедуры в следующем списке имеют два основных свойства. Первый касается деталей действий. Так что чем процедура будет детальнее, тем больше материальных затрат потребуется на ее выполнение. Причем в этом случае расходы будет нести как сама администрация, так и представители гражданского общества.
Из вышесказанного можно выделить еще одно свойство процедуры такого рода. Оно заключается в том, что, чем важнее цели проведения процедуры, тем детальнее будет сама процедура и, соответственно, тем дороже она окажется.
Значение
Административные процедуры — это действия, имеющие определенное значение в юридической практике. Это что? Давайте рассмотрим это дальше.
Во-первых, необходимо понимать, что их действия в значительной степени способствуют снижению риска отклонения от цели, преследуемой правоотношениями. Так, если, например, конкретное правоотношение направлено на наличие факта установления разрешения на ношение оружия, то для этого потребуется только то, что необходимо для его реализации.
Кроме того, такие действия превосходно снижают уровень свободы действий. Это означает, что существует определенный срок административной процедуры, установленный законом (30 дней), который не может быть нарушен в большей степени по усмотрению конкретного органа.
Не менее важны и многие административные акты, которые обеспечивают прямой и достаточно эффективный контроль над деятельностью органов государственного управления. Следует отметить, что этот контроль осуществляется в двух формах: снаружи и изнутри. Его проводят участвующие в этом судебные органы, а также институты, занимающиеся защитой интересов и законных прав всего гражданского общества.
Все процедуры административного характера имеют более ценное свойство и, следовательно, значение: они придают единообразие всей практике применения правовых норм. Ведь при однообразии ситуаций все они решаются по одной схеме, что довольно удобно.
Другое значение этих действий состоит в том, что все они способствуют приданию публичности правоотношений административного характера. Это означает, что абсолютно каждый участник гражданского общества осознает ясность поэтапного выполнения каждой процедуры.
Стороны
Что касается участников процедур такого типа, то это могут быть лица, наделенные определенными полномочиями для выполнения государственных функций, а также обычные граждане или организации.
Что касается первого типа субъектов, то они включают в себя различные муниципальные учреждения, а также государственные образования. В некоторых случаях другие организации или учреждения также могут выступать в качестве авторитетных субъектов, но это возможно только при наличии у них особых прав.
Что касается той стороны, с которой говорят обычные граждане и частные лица, то они принадлежат к группе несанкционированных субъектов. Это означает, что их обязанности и реализация прав, предусмотренных законом, будут напрямую зависеть от решений, принимаемых властями.
У всех сторон есть определенные обязанности и права, которые необходимо не только уважать, но и взаимно уважать.
Когда используется процедура, имеющая административный характер
Следует отметить, что не во всех правоотношениях административные процедуры могут применяться в действии. В чем они просто необходимы и возможны?
Это, прежде всего, те ситуации, когда юридические обязательства и субъективные права устанавливаются как отдельными гражданами, так и целыми организациями в процессе ведения отношений с органами государственной власти. В этом случае следует, что при отсутствии процедуры, которая носит административный характер, невозможно будет реализовать право закона.
Внедрение административных процедур также необходимо при создании отношений, в которых определенные органы, обладающие властными полномочиями, осуществляют определенные меры воздействия на граждан. Эти меры включают меры, связанные с принуждением или, например, надзором, контролем.
Некоторые процедуры, выполняемые государственными административными органами, также являются обязательными. Они необходимы в то время, когда выполняются процедуры нормативного характера (издание актов, законов и т.д.), Гарантирующие права отдельных представителей администрации, а также принятие особо важных решений.
Законодательное регулирование в России и в соседних государствах
Все вопросы, связанные с выполнением процедур такого рода, регулируются отдельными нормативными правовыми актами. Что касается закрепления как самой концепции, так и ее характеристик на национальном уровне, это происходит в Законе «Об административных процедурах», а также в одноименном декрете No. 200.
Кроме того, порядок проведения этих действий прописан в различных положениях для специализированных органов.
Что касается регулирования действий этого типа в других странах, то оно также осуществляется на основании нормативных документов. Так, например, административные процедуры в Республике Беларусь (Республика Беларусь) осуществляются на основании положений, установленных законом, название которого полностью совпадает с российским. Если говорить об Украине, то законодательная база этого государства предусматривает целый ряд актов, которые предусматривают его реализацию в различных сферах деятельности государственных органов.
Реализация прав путем совершения обращений в органы государственной власти
Это один из видов административных процедур. Они очень часто используются на практике. Эта группа закрепляет в своем составе целый ряд особых прав и возможностей. К ним относятся возможность подачи заявок и петиций, рассмотрение ранее поданных заявок, а также подача дополнительных документов.
Что касается обязательств в этом виде правоотношений, то они заключаются в необходимости предоставить определенный вид документов, получить согласования, дать объяснения во время определенного события или, например, посетить определенный орган.
Контрольно-надзорные
Этот вид административной процедуры предполагает реализацию контрольных мероприятий, которые осуществляются специально уполномоченными органами. Если говорить о правах и обязанностях, возникающих между сторонами в процессе их исполнения, сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее проинформирована о предстоящих событиях. При этом уведомление должно быть сделано в установленном законом порядке. Эта сторона имеет право присутствовать при проведении контрольных мероприятий, просматривать все оформленные документы в пути. Что касается подотчетности, это включает невмешательство в выполнение работ регулирующими органами, а также максимально возможное облегчение для обеспечения доступа к необходимым материалам.
Процедуры разрешения споров
В юридической практике бывают ситуации, когда просто необходимо разрешить спор по какой-либо теме. Особенность такого типа процедур в том, что при их проведении стороны не имеют никаких обязательств как таковых. Однако, несмотря на это, у них есть определенные права. В частности, они заключаются в том, что сторона может предлагать ходатайства или апелляции, предоставлять определенное количество доказательств, прямо или косвенно связанных с предметом спора. Помимо всего этого, стороны процесса вправе присутствовать при рассмотрении ситуации по существу, а также знакомиться со всеми документами, которые были составлены в процессе, включая окончательное решение.
Конкурсные процедуры
В этот перечень административных процедур входит также аукцион. В отношении этого вида действий стороны, участвующие в нем, несут общую обязанность: соблюдать все требования, которые предъявляются к участникам самого процесса. Что касается прав участников, то их спектр шире. Среди них, в частности, право быть незамедлительно проинформированным о сроках производства по делу о несостоятельности. Кроме того, они могут присутствовать при принятии решения, а также знать причины, по которым был сделан этот выбор. Перед началом и во время производственного процесса данного типа процедуры стороны могут ознакомиться с основными этапами конкурса, а также со всеми характеристиками, связанными с проведением всей процедуры.
Регистрационные
Этот вид процедуры также очень популярен, если оценивать статистику практического применения всех действий подобного характера. Эти действия, как правило, связаны с производством регистрации специального акта, имеющего правовой или нормативный характер. Кроме того, на основании Постановления № 200 «Об административных процедурах» действия такого типа могут производиться в отношении регистрации конкретных прав (например, на недвижимость) или юридических лиц.
Сроки
Как и многие другие действия, применяемые в юридической практике, все процедуры по административным правонарушениям и связанные с другими обязательными делами, по которым они осуществляются, должны осуществляться в течение определенного периода времени. Основным характерным правилом действий подобного рода являются временные ограничения.
В Постановлении «Об административном производстве» указывается, что именно в это время должно быть отведено время, в течение которого оно действительно может быть выполнено для совершения определенного действия. Так, например, если законодатель выделяет 15 рабочих дней на процедуру проверки, если требуются дальнейшие проверки, процедура должна быть завершена в целом за 45 дней.
Что касается стандартного времени, отведенного для рассмотрения заявления и завершения действий по нему, в соответствии с положениями постановления № 200 «Об административных правонарушениях», 30 суток. Однако, как показывает практика, часто смещается вверх, что связано с частым возникновением необходимости дополнительных действий.
Решения
В соответствии с процедурой, которая носит административный характер, должно быть принято определенное решение, которое принимает специализированный орган, в процедуре которого обнаруживается причина. Такие решения могут быть двух типов: окончательные и промежуточные.
Что касается промежуточных решений, то они обычно принимаются на определенных этапах. Это типично для сложных процедур, требующих детального анализа ситуации. В некоторых случаях временное решение необходимо, когда рассмотрение ситуации фактически переходит от одного лица (или организации) к другому. В случае приостановления рассмотрения дела в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, также должно быть принято промежуточное решение.
Окончательное решение принимается на завершающей стадии административной процедуры. Из концепции понятно, что это решение окончательное, оно должно выражать все выводы, которые были сделаны при рассмотрении отдельных этапов сложной ситуации, а также по окончании одноэтапного действия.
Все решения, в том числе окончательное, должны быть отражены в заключительном акте. Этот документ считается действительным только в том случае, если он подписан официальным лицом.