Запрос предложений – это один из доступных способов определения исполнителя контрактной закупки, заказанной государственным учреждением в соответствии с правилами, предусмотренными положениями статей ФЗ-44. В отличие от запроса котировок, запрос предложений может оформляться как в письменной, так и в электронной форме.
Запрос предложений – что это такое и когда применяется?
Запрос предложений – это открытый метод определения исполнителя контрактной закупки, по правилам которого предусмотрен выбор организации на основании установленных заказчиком критериев. Это может быть стоимость поставки, услуг или работ, уровень квалификации, опыт работы, причем как общий, так и конкретный в вопросе выполнения государственных заказов.
Государственные бюджетные учреждения, а также в некоторых случаях унитарные и автономные предприятия, вправе применять запрос предложений в качестве методики определения победителя тендера на исполнение государственного контракта в том случае, если целью закупки является:
- поставка спортивных товаров, экипировок и оборудования для отечественных олимпийских и паралимпийских сборных команд различных видов спорта;
- обеспечение защиты интересов государства в вопросе международного мореплавания;
- приобретение лекарственных средств и медицинского оборудования для конкретного пациента/пациентов на основе его показаний или противопоказаний по его диагнозу;
- приобретение товаров народного художественного промысла;
- передача обязательств на проведение какой-либо государственной закупки другому лицу, обоснованная тем, что предыдущий исполнитель не выполнил свои обязательства по контракту или же завершил их частично (во втором случае закупка производится частично за вычетом уже поставленных товаров, оказанных услуг или завершенных работ).
Помимо этого, также государственные учреждения получают право на сбор запросов предложений для своей закупки, если ранее по ней дважды подряд не состоялся конкурсный отбор открытого типа вследствие того, что:
- заявки не были поданы;
- заявки, которые были бы допущены до заключения контракта, отсутствовали;
- предварительный квалификационный отбор не был пройден ни одним потенциальным исполнителем;
- победитель конкурсного отбора и потенциальный исполнитель, занявший по результатам конкурса второе место, отказались от заключения контракта на проведение государственной закупке.
На Заметку: По умолчанию при запросе предложений истребование финансового обеспечения или банковской гарантии поданной заявки – это возможность государственного учреждения. Однако если запрос предложений проводится вследствие того, что конкурсный отбор не состоялся, или если закупка передается другому лицу из-за того, что первые исполнитель не справился с задачей или выполнил ее только частично, то заказчик уже становится обязан требовать банковское обеспечение.
Порядок проведения запроса предложений
Процедура проведения закупки по запросу предложений осуществляется по следующему алгоритму действий:
- Составление извещения о планируемой закупке и его публикация в Единой Информационной Системе.
- Сбор предложений.
- Предварительное рассмотрение полученных заявок.
- Сбор окончательных предложений и выбор исполнителя закупки.
- Заключение контракта на выполнение государственного заказа.
Составление документов. Отличия между классическим бумажным и электронным вариантами заполнения.
Извещение о проведении закупки методом запроса предложений следует публиковать в открытый доступ в ЕИС. Ответственное за процедуру должностное лицо государственного учреждения может составлять документ:
- самостоятельно на бумажном бланке, который в дальнейшем сканируется и загружается в ЕИС;
- с помощью сервисов ЕИС в электронном формате (сотрудник вносит необходимые сведения в графы, после чего система автоматически формирует извещение и отправляет его на публикацию).
В содержании извещения о проведении контрактной закупки по запросу предложений указывается информация о:
- об имеющихся преимуществах на проведение государственной закупки для определенных исполнителей (актуально для объединений инвалидов, а также для государственных учреждений исправительной системы);
- об имеющихся законодательных ограничениях по планируемой закупке (требование по соблюдению национального режима, минимальной доли закупки у отечественных организаций и у компаний из стран ЕАЭС и т.д.);
- о необходимом финансовом обеспечении или банковской гарантии для заявок на проведение государственной закупки (по желанию заказчика или если это требуется законодательно);
- о списке документов, которые потребуется от потенциальных участников закупки;
- о языке, на котором необходимо составить все документы, которые будут предоставляться потенциальными участниками закупки;
- о способах получения все сопровождающей документации;
- о сроках и датах проведения запроса предложений;
- о сроках, датах и месте открытия полученных предложений;
- об основных существенных условиях контракта;
- о названии объекта закупки и о количестве единиц (если речь идет о товаре);
- о размере начальной максимальной цены контракта;
- о сроках подписания контракта;
- о критериях оценки заявок от потенциальных исполнителей.
Сбор предложений
Открытие сбора заявок по запросу предложений начинается не раньше, чем через пять рабочих дней с момента публикации извещения в ЕИС. По общим правилам заказчик может принимать заявки от всех потенциальных исполнителей, зарегистрированных в Единой Информационной Системе в качестве участников.
Однако в некоторых случаях устанавливаются дополнительны его ограничения:
- заказчик не вправе самостоятельно рассылать приглашения на участие в закупке (это допускается только в том случае, если организация, индивидуальный предприниматель или самозанятый гражданин ранее в течение последних полутора лет уже выполнял какие-либо государственные закупки для заказчика);
- заказчик не вправе принимать предложения от кого-либо, кроме тех участников, которые ранее подавали свои заявки на исполнение сорвавшейся закупки (актуально при повторном проведении невыполненного заказа).
Сбор предложений проходит в течение времени, установленном заказчиком. Однако период не может составлять меньше пяти рабочих дней. По завершении приема всем потенциальным исполнителям рассылаются уведомления. Это действие выполняется автоматически сервисами электронной торговой площадки, через которую собираются заявки.
Предварительное рассмотрение полученных заявок
В указанный в извещении день заказчик проводит вскрытие заявок. Эта процедура проходит в формате личной встречи с потенциальными исполнителями. Каждое предложение подлежит рассмотрению специальной комиссией.
Те исполнители, заявки которых были отклонены, отсеиваются на этом этапе. При чем комиссия обязаны письменно и в формате аудиозаписи протоколировать каждое свое решение. Предложения, которые были утверждены, отправляются в следующий этап.
Все заявки рассматриваются исключительно по тем критериям, которые были прописаны в извещении о закупке. Заказчик не вправе отклонить предложение от участника на этом этапе, если он соответствует всем заявленным в документе условиям.
Также каждая заявка отклоняется в автоматическом режиме без рассмотрения, если потенциальный исполнитель:
- не верифицировал свою заявку высококвалифицированной электронной подписью;
- отправил предложение после истечения срока окончания приема заявок;
- продублировал ранее поданную заявку на этот же заказ (автоматически отклоняется только второе предложение);
- предложил стоимость своих услуг, которая превышает установленное значение НМЦК;
- включен в реестр недобросовестных исполнителей.
По факту вскрытия конвертов в этот же день заказчик обязан опубликовать протокол о результатах рассмотрения заявок, в содержании которого будет отражен список предложений, прошедших первичный отбор по критериям.
Сбор окончательных предложений и заключение контракта
В течение суток с момента публикации протокола происходит сбор окончательных предложений. На этом этапе потенциальные исполнители закупки могут улучшить свою заявку, однако они не обязаны это делать.
В результате победителем тендера становится та организация, ИП или самозанятый гражданин, которая предложит наименьшую цену за свои услуги по контракту. Если в заявке двух и более участников фигурирует одна и та же цена, то приоритет отдается тому предложение, которое было подано раньше.
По факту принятия рассмотрения окончательных предложений в этот же день заказчик публикует в ЕИС итоговый протокол.
На ранее, чем через 7 суток и не позднее, чем через 20 с победителем заключается договор на проведение закупки. Также если законодательными правилами или требованиями заказчика предусмотрено финансовое обеспечение заявки, то исполнитель должен оформить его.
Когда закупка по запросу предложений не проводится?
Закупка по запросу предложений не проводится, если:
- не было получено ни одной заявки – заказчик вносит корректировку в свой план-график и начинает закупку сначала или отменяет ее;
- было получено только одно предложение – заказчик заключает контракт с исполнителем по правилам работы с единственным поставщиком.
Подробно ознакомиться с информацией, изложенной в статье, можно в содержании ст. 83 ФЗ-44.
⇐ 43. Запрос котировок в электронной форме
45. Как заключается контракт по результатам электронной процедуры ⇒