ИТ-компании имеют право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль при соблюдении определенных условий, среди которых наличие аккредитации и достижение 70% доходов от ИТ-деятельности. Вопросы, на которые ответила ФНС, связаны с видами деятельности и правом применять льготу по прибыли ретроспективно, к тому периоду, когда документа об аккредитации еще не было.
ФНС России в письме от 25.01.2024 № СД-4-3/763@ ответила на вопросы:
- о праве ИТ-компании применять нулевую ставку по налогу на прибыль за весь 2022 год, если она получила аккредитацию только с июля;
- о праве учесть доходы от модификации ПО, которое было разработано другой фирмой;
- о праве применить нулевую ставку по прибыли при работе на иностранную организацию;
- о возможности учесть в 70% доходов модификацию ПАК.
1. Можно ли применить нулевую ставку по прибыли за период до того, как получена аккредитация
ИТ-компания вправе применять ставку по налогу на прибыль в размере 0% с того налогового периода, в котором получила документ о государственной аккредитации. Это закреплено в п. 1.15 ст. 284 НК РФ.
Льготная ставка применяется, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы от ИТ-деятельности составили не менее 70% в общей сумме доходов компании.
Таким образом условий для применения ставки нулевой по налогу на два:
- Получить документ о государственной аккредитации.
- В общей доле доходов компании ИТ-доходы должны оставить 70%.
На нулевую ставку по налогу на прибыль можно перейти при наличии аккредитации и 70% доходов от ИТ.
Если ИТ-компания в первом полугодии 2022 года не получила документ об аккредитации либо не выполнила условие о 70% соотношении доходов от ИТ в общей сумме доходов, по итогам этого полугодия она обязана применять общеустановленные ставки.
Но, налоговый период по налогу на прибыль – год. Поэтому применить по итогам года нулевую ставку можно.
Как разъяснила ФНС в письме № СД-4-3/763@ , если оба условия выполнены по итогам следующих налогового периодов 2022 года (9 месяцев и год) она вправе применять пониженные ставки к налоговой базе, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода (то есть, с 01.01.2022).
2. Может ли ИТ-компания учитывать доходы по адаптации и модификации ПО, если разработку она не осуществляла?
Да, может. Все, что можно включать в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности приведено в статье 284 НК РФ. Среди прочего, в нее включают доходы от оказания услуг, работ по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных.
На неразработанные фирмой программы для ЭВМ (базы данных), которые она всего лишь модифицирует и адаптирует, распространяется понятие «заказные программы для ЭВМ, базы данных».
Виды деятельности в области ИТ, дающие право на аккредитацию
3. «Работает» ли нулевая ставка по прибыли для компаний, у которых один заказчик –иностранная компания?
Исключений для применения льготной налоговой ставки по прибыли в зависимости от «гражданства» партнеров в НК РФ не предусмотрено.
Если российская ИТ-компания разрабатывает ПО для иностранного заказчика, она вправе применять нулевую ставку по прибыли, если у нее есть российская аккредитация и соблюдается условие о 70% доле доходов.
4. Можно ли ИТ-компания при расчете доли доходов для применения нулевой ставки по прибыли учитывать внедрение и сопровождение программно-аппаратных комплексов (ПАК)?
Абзац 10 пункта 1.15 статьи 284 НК РФ позволяет включить в доходы, учитываемые при расчете 70% доли ИТ-доходов, выручку от услуг по тестированию и сопровождению любых ПАК, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и БД, в том числе ПАК, разработку которых организация не осуществляла.
В пункте 1.15 статьи 284 Кодекса, указаны услуги:
от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов и выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий,
по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.