Государственные закупки в Российской Федерации могут выполняться на основании двух законодательных актов:
- ФЗ-44 от 4 апреля 2013 года (актуальная редакция от 2 июля 2021 года). Распространяется на закупки, источником финансирования которых является государственный бюджет любого уровня, из резервов которого заказчику выдаются субсидии, дотации и другие финансовые вливания.
- ФЗ-223 от 18 июля 2011 года (актуальная редакция от 1 июля 2021 года). Распространяется на закупки, источником финансирования которых являются собственные средства заказчика.
Если не вдаваться в подробности, то правила ФЗ-44 распространяются на закупки органов власти, внебюджетных фондов, казенных учреждений, а также таких предприятий, как «Росатом» и «Роскосмос». В свою очередь правила ФЗ-223 распространяются на закупки всех других государственных бюджетных учреждений.
Особенности проведения закупок определенными учреждениями
Как в большинстве других правил в вопросе выбора между закупками по ФЗ-44 и ФЗ-223 есть несколько особенностей для определенных учреждений, которые на первый взгляд кажется, что должны работать исключительно по первому или по второму законодательному акту.
Однако в некоторых обстоятельствах ряд учреждений в некоторых случаях может использовать оба варианта, а в некоторых — обязательно какой-либо один. К таковым относятся:
- государственные бюджетные учреждения;
- государственные автономные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- коммерческие юридические лица, получившие финансирование от государства.
Особенности закупок бюджетными учреждениями
Бюджетные учреждения, получающие финансирование в том или ином виде от государства, обязаны проводить контрактные закупки в соответствии с правилам по ФЗ-44. Однако помимо этого они также могут работать и по ФЗ-223. Это возможно в том случае, если денежные средства на выполнение закупки были получены учреждением за счет:
- выигранных грантов, источником финансирования которых является бюджет Российской Федерации или какая-либо иностранная организации (возможность актуальна только в том случае, если условиями расходования гранта не предусмотрена необходимость обязательного проведения закупок по ФЗ-44);
- своей самостоятельной деятельности, приносящей дополнительный доход.
Также государственное бюджетное учреждение может работать с закупками в соответствии с правилами из ФЗ-223 в ситуации, когда оно само является исполнителем государственного заказа по ФЗ-44, и для решения поставленной задачи ему требуется участие третьей стороны.
При этом во всех случаях бюджетная организация может закупать по ФЗ-223 только, если:
- был приняты правой акт, информация по которому была загружена в Единую информационную систему;
- имеется план-график закупок на текущий календарный год, а операция совершается до момента его окончания.
Особенности закупок автономными учреждениями
Автономные учреждения, наоборот, по общим правилам должны проводить государственные закупки в соответствии с правилами из ФЗ-223. В 2015-2017 гг. активно обсуждалась необходимость перевода автономных учреждений на закупки по ФЗ-44. Некоторые источники даже утверждали, что начиная с 2018 года проведение закупок по правилам из ФЗ-223 будет невозможно. Однако по информации на 2021 год автономные учреждение все также должны продолжать работать по старой схеме.
Однако в некоторых ситуациях они все же обязаны закупать по ФЗ-44. К таковым относятся ситуации, когда автономное предприятие:
- капитально вкладывается в какой-либо объект, представляющий собой государственную собственность;
- получило право на реализацию тендера, конечная цель которого заключается в инвестировании в объекты капитального строительства или в покупке уже готового недвижимого имущества.
На Заметку: Автономные учреждение работают по ФЗ-44 проводят контрактные закупки по перечисленным выше оснований только в том случае, если денежные средства на реализацию задачи были получены им из государственного бюджета в виде субсидии или дотации.
Особенности закупок унитарными предприятиями
Унитарные предприятия — это особые учреждения. По своей структуре они представляют собой коммерческие компании. Однако одновременно они не имеют прав собственности на какое-либо имущество, которым пользуются.
То есть, унитарное предприятие — это частная организация, активно пользующаяся государственной или муниципальной собственностью (государственная собственность — имущество находиться во владении Российской Федерации как государства, муниципальная собственность — имущество находится во владении населенного пункта, района или какого-либо другого муниципального образования).
Основываясь на этом утверждении в 2017 году в законодательные посредством обновления правил совершения государственных закупок унитарные предприятия были переведены с ФЗ-223 на ФЗ-44. Однако вскоре выяснилось, что в силу крайне специфичного процесса подготовки и проведения закупок по контрактной системе в соответствии с правилам ФЗ-44, унитарные предприятия уже с 2018 года получили возможность вернуться к ФЗ-223.
Сейчас в 2021 году те унитарные предприятия, которые еще остались на правилах проведения закупок по ФЗ-44, могут продолжать использовать контрактную систему, но и проводить закупки по ФЗ-223. Это будет возможно в том случае, если организация подготовит план на следующий год и опубликует его в Единой информационной системе до конца текущего. То есть, чтобы ГУП или МУП смогло закупить что-либо по правилам ФЗ-223 в 2024 году, ему необходимо подготовить и опубликовать план до 31 декабря 2021 года.
Особенности закупок коммерческими юридическими лицами, получившими финансирование от государства
Частные юридические лица, никоим образом не относящиеся к государственным учреждениям, также в некоторых случаях обязаны проводить закупки в соответствии с правилами из ФЗ-44. Коммерческие организации должны делать это в том случае, если денежные средства не реализацию закупки были получены ими от государства из федерального бюджета или от муниципального образования, соответственно, из муниципального.
При этом по вопросу конкретной операции, выполнение которой осуществляется за счет бюджетных средств, на коммерческую организацию будут распространяться абсолютно все правила из ФЗ-44, обычно действующие только на государственные учреждения.
⇐ 3. Особенности закупок к товарам, происходящим из иностранных государств
5. Планирование закупок (формирование, утверждение, ведение планов-графиков) ⇒