Централизованные государственные закупки — это подвид государственных контрактных закупок, когда оформлением всех документов и проведением процедуры занимается какой-либо орган государственной исполнительной власти сразу для нескольких заказчиков, а не одно государственное учреждения приобретает что-либо для своих нужд.
Организация централизованных контрактных закупок
Централизованные контрактные закупки могут организоваться исполнительными органами власти федерального, регионального или муниципального уровня. При этом в зависимости от этого ограничивается список заказчиков, для которых может приобретать продукция:
- Федеральное учреждение — ограничения отсутствуют.
- Региональное учреждение — закупка может проводиться только для тех государственных учреждений, которые расположены на территории подконтрольного субъекта.
- Муниципальное учреждение — закупка может проводиться только для тех государственных учреждений, которые расположены на территории подконтрольного муниципалитета.
Следует понимать, что централизованные закупки и коллективные закупки, организатором которых выступают учреждение исполнительной власти — это разные процессы. Если во втором условные органы местного самоуправления занимаются только оформлением документов, но при этом заказчики самостоятельно заключают контракты, устанавливают начальную максимальную цену и т. д., то в первом централизованном варианте всем этим занимается учреждение исполнительной власти.
На Заметку: В ходе оформления централизованных контрактных закупок организатор в лице учреждения исполнительной власти вправе отдельным распоряжением передать часть полномочий по оформлению, расчету цены, поиску поставщика/подрядчик/исполнителя заказчику. Однако это именно возможность. В этом заключается разница межу централизованными и коллективными закупками.
Оформление централизованной закупки: пошаговый алгоритм
Процесс оформления централизованной контрактной закупки проходит по следующему алгоритму действий:
- Составление документа, подробно обосновывающего необходимость совершения закупки.
- Определение параметров закупаемых позиций (тип товара или услуги, количество, начальная стоимость и т. д.).
- Выбор методики определения победителя тендера.
- Рассмотрение заявок от потенциальных исполнителей и их расстановка по приоритету.
- Заключение соглашения на проведение закупки.
- Контроль за исполнением обязательств по договору.
- Проверка результата проведенной закупки.
Плюсы централизованных закупок
Относительно обычных закупок, где каждое бюджетное учреждение представляет только свои интересы, и коллективных — где объединяются несколько учреждений, централизованный вариант обладает следующими преимуществами:
- упрощение процесса выбора подрядчика — решение о победителе тендера принимается исполнительным органом власти без принятия во внимание мнений фактических получателей, что значительно ускоряет и упрощает процесс оформления;
- экономия бюджета — централизованные закупки, как правило, массовые, а при оптовой поставке цена за одну единицу товара меньше, что позволяет экономить;
- отсутствие необходимости дополнительного контроля за соблюдением ряда законодательных норм — при централизованных закупок учреждению исполнительной власти не требуется следить за тем, чтобы заказчики приобретали необходимые товар, а не какой-либо другой (например, при необходимости использования отечественного программного обеспечения и т. д.).
Подробно ознакомиться со всей вышеописанной информацией можно в содержании ст. 26 ФЗ-44 и в ее вложениях.
⇐ 16. Совместные конкурсы и аукционы в госзакупках (несколько заказчиков закупок одинаковых товаров)