Документальное оформление всех государственных контрактных закупок, проводимых в соответствии с правилами, изложенными в содержании ФЗ-44, выполняется в электронном формате. Все сведения по каждому приобретению товаров или услуг и по заказу работ публикуются в открытом доступе (если это разрешено на законодательном уровне) в Единой Информационной Системе (ЕИС). Однако сами закупки проводятся через специальные электронные площадки.
Электронная площадка для государственных закупок – что это такое?
Электронная площадка для государственных закупок – это интернет-сервис, через который все участники государственных закупок всячески контактируют между собой. С помощью этих ресурсов происходит:
- рассылка различных запросов: о даче объяснений по извещению, об осуществлении приобретения;
- составление и рассылка сопутствующей документации;
- подача заявок на участие в государственной закупке;
- составление и заключение контрактов;
- проведение аукционов и конкурсных отборов;
- заключение контракта на закупку и т. д.
Основные функции электронных торговых площадок
Каждая электронная торговая площадка обеспечивает участникам государственных закупок доступ к следующим функциям:
- Торговля — обеспечение взаимодействия заказчиков закупок с их исполнителя.
- Информация — обеспечение открытого доступа ко всей информации, касающейся как готовящихся закупок, так и уже исполненных.
- Реклама — обеспечение технических возможностей для подачи заявок на заключение контракта на проведение государственных закупок от потенциальных исполнителей.
- Аналитика — обеспечение возможности для проведения аналитического анализа участников рынка и определения наиболее подходящего кандидата для исполнения государственной закупки.
- Маркетинг — обеспечение функциональных возможностей для быстрого поиска подходящего исполнителя закупки.
- Защита — обеспечение полной сохранности документации и информации.
Какие электронные площадки существуют? В чем разница между открытыми и закрытыми электронными площадками?
Список электронных площадок, через которые проводятся государственные контрактные закупки, утверждается Правительством Российской Федерации. Сервису предоставляется доступ для осуществления деятельности в закупках в качестве посредника только в том случае, если он проходить строгую процедуру аккредитации.
По данным на 2024 года в РФ функционирует восемь открытых электронных площадок:
- «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
- «Единая электронная торговая площадка».
- «Российский аукционный дом».
- «ТЭК — Торг».
- «Электронные торговые системы».
- «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».
- «РТС — Тендер».
- «Электронная торговая площадка ГПБ».
Помимо них также существует закрытая электронная площадка. Это «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
Открытые электронные площадки предназначены для работы с обычными закупками государственных бюджетных учреждений, а также унитарных и автономных предприятий.
«Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — это закрытая площадка, предназначенная для проведения закупок, информация о которых не подлежит общему разглашению. Через нее закупаются различные товары и услуги для Министерства Внутренних Дел и других правоохранительных органов, для Вооруженных Сил РФ и т. д.
Все электронные площадки функционируют на бесплатной основе. Ни заказчикам, ни потенциальным исполнителям, ни другим сторонним участникам государственных контрактных закупок не нужно оплачивать что-либо для получения доступа к функционалу сервисов. Однако в содержании четвертой части ст. 24.1 ФЗ-44 сказано, что ЭТП вправе взимать комиссию за свое посредничество с участников тендеров за каждый фактически заключенный контракт. То есть, сбор взимается только с заказчика и с выбранного исполнителя заказа по факту заключения соглашения.
Требования к функционированию электронных торговых площадок
Чтобы с помощью интернет-ресурса можно было проводить государственные контрактные закупки, сервису недостаточно просто обладать необходимыми для этого функциональными возможностями. Электронная торговая площадка должна строго соответствовать ряду требований.
ЭТП должна удовлетворять и соблюдать:
- Требование, касающиеся размера уставного капитала организации. Электронная торговая площадка должна иметь капитал размером не менее 20 млн. руб. При этом иностранные организации, являющиеся частичными владельцами ЭТП, не должны иметь более 25% от общего капитала.
- Требование по размещению в открытом доступе информации о факте наличия в составе ЭТП лиц, владеющих более чем одним процентом сервиса, что позволяет им голосовать на собрании учредителей, а также об их количестве.
- Требование по раскрытию содержания ежегодных финансовых отчетов (документы следует предоставлять соответствующим контрольно-надзорным органам) не позднее, чем через 120 дней с момента окончания календарного года.
- Обязанность по созданию технической возможности для обеспечения синхронизации данных электронной торговой площадки с Единой Информационной Системой (ЕИС) и Единой Системой Идентификации (ЕСИА). Важно: Любой документ, составляющийся, формирующийся и публикующийся через электронную торговую площадку государственных закупок в обязательном порядке должен быть заверен высококвалифицированной электронной подписью. В свою очередь каждая ЭТП должна создать функциональные возможности для реализации этой процедуры.
- Обязанность по размещению серверов и другого оборудования для хранения и обработки информации исключительно на территории Российской Федерации.
- Требование по обеспечению защиты и сохранности всех данных, касающихся проводимых через электронную торговую площадку государственных контрактных закупок.
- Регламентированный порядок взаимодействия электронной торговой площадки с контрольно-надзорными федеральными органами исполнительной власти.
- Обязанность по соблюдению всех законодательных норм в вопросе проведения государственных контрактных закупок, которые предусмотрены в содержании ФЗ-44 и в других законодательных актах.
- Обязанность по выступлению электронной торговой площадки в вопросе финансового обеспечения государственной закупки в качестве посредника (отправка запросов в банк для блокировки денежных средств за проведение работ, оказание услуг или поставку товаров и для дальнейшего их перевода исполнителю или возврата заказчику при отмене государственной закупки).
На Заметку: К электронным торговым площадкам закрытого типа предъявляются аналогичные требования за тем лишь исключением, то подобные ЭТП дополнительно должны сохранять всю информацию, касающихся государственных контрактных закупок оборонного заказа, в секретности.
Преимущества совершения государственных закупок через электронные торговые площадки
До повсеместного распространения доступа к интернету все документы по государственным контрактным закупкам оформлялись в бумажном формате, в процедуре участвовало множество посредников, начиная от банка, заканчивая почтовыми отделениями.
С вводом в эксплуатацию аккредитованных ЭТП государственные закупки не только упростились, но и стали более «прозрачными».
Деятельность заказчиков в лице государственных бюджетных учреждений, а также унитарных и автономных предприятий, через электронные торговые площадки обладает следующими достоинствами:
- ускорение процесса оформления закупок — отсутствие необходимости ведения бумажных документов, проведения личных встреч и собраний со всеми потенциальными исполнителя закупки, отсутствие необходимости ожидания доставки бумажных документов и т. д.;
- удешевление процедуры проведения государственных закупок;
- полная «прозрачность» деятельности всех участников государственных закупок (исключение составляют закупки, проводимые через электронные торговые площадки закрытого типа);
- гарантия соблюдения принципа конкурентоспособности государственных закупок.
Деятельность поставщиком, исполнителей и подрядчиков по государственным контрактным закупкам, осуществляемая через электронные торговые площадки, обладает следующими преимуществами:
- простота работы — весь процесс государственной закупки, начиная от подачи заявки исполнение и заканчивая заключением контракта проводиться через один удобный интернет-ресурс;
- ускорение работы с документами и общения с заказчиками;
- возможность принятия участия в государственных закупках вне зависимости от месторасположения организации.
Ознакомиться со всей вышеописанной информацией подробно можно в содержании ст. 24.1 ФЗ-44 и в ее вложениях.
⇐ 13. Как происходит выбор поставщика/подрядчика/исполнителя