Внедрение эквайринга: распространенные ошибки

Автор статьи

Амина С.

13 минут на чтение
898 просмотров
Содержание Содержание

Зачастую внедрение эквайринга на предприятии оборачивается совершением ряда ошибок в бухгалтерских проводках. Предлагаем разобраться в особенностях бухгалтерского учета на фирме, заключившей договор эквайринга, чтобы избежать распространенных ошибок.

Внедрение эквайринга — основные моменты

Эквайринг — способ оплаты товаров и услуг с помощью платежных карт, или деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с торговыми компаниями (предприятиями услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт.

Работа бухгалтера будет в значительной степени скорректирована с момента внедрения на фирме эквайринга. Основной отличительной чертой эквайринговых транзакций, о которой следует помнить бухгалтеру, является зачисление денежных средств на расчетный счет компании после обработки карточных платежей банковским учреждением (т.е. зачисление не происходит моментально).

За обслуживание эквайринговых транзакций взимается комиссия банка (обычно в размере 2-4%, реже — меньше 2%) — она фиксируется на счете 91 и является банковской издержкой. Деньги поступят на счет продавца уже за минусом вознаграждения банка. В обязанности продавца входит документальное фиксирование всей выручки, в том числе проценты банка, которые подлежат учету и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Читайте также статью ⇒ «Касса для интернет-эквайринга«.

Внедрение эквайринга — частые ошибки бухгалтеров

Когда на предприятии происходит внедрение эквайринга, бухгалтера чаще всего допускают следующие ошибки:

  1. Фиксирование выручки не когда клиент получает товар, а сразу после поступления денег на счет компании (такое действие искажает отчетность, а более всего — промежуток времени, когда платеж картой и зачисление денег относятся к различным отчетным периодам).
  2. Фиксирование выручки сразу за минусом комиссии банка (таким образом у предприятий на упрощенной системе налогообложения занижается налоговая база).

Читайте также статью ⇒ «Как принимать платежи по договору эквайринга«.

Внедрение эквайринга — особенности бухгалтерских проводок по карточным транзакциям

Бухгалтерами используется счет 57 (дополняемый субсчетом 57.03, отображающим по дебету оплаты клиентов) для ведения бухгалтерского учета эквайринговых транзакций. По кредиту данного счета отображаются поступления на расчетный счет предприятия.

Проводки по продажам ДЕБЕТ КРЕДИТ
Выручка компании 62Р 90.01
Налог на добавленную стоимость 90.03 68.02
Вознаграждение банка-партнера 91.2 57.03
Карточные оплаты 57.03 62
Эквайринговые оплаты (которые зачисляются на 2 и последующие дни) 51 57.03
Оплаты наличными 50.01 62Р

Счет 62 в бухгалтерских проводках по розничным продажам, как правило, не используется:

Проводки по продажам ДЕБЕТ КРЕДИТ
Выручка компании 57.03 90.01
Налог на добавленную стоимость 90.03 68.2
Комиссия банка-партнера 91.2 57.03
Безналичные платежи 51 57.03

Пример — бухгалтерский учет эквайринговых операций

Компания реализует строительные материалы и принимает карточные платежи. Вознаграждение банка-партнера составляет 3%. За одну рабочую смену удается распродать товаров на 30 тысяч рублей (без налога на добавленную стоимость), при этом все клиенты оплачивали стройматериалы карточками.

Операция Сумма (руб.) ДЕБЕТ КРЕДИТ
Выручка компании 30000 57.03 90.01
Средства, поступившие на расчетный счет 29100 51 57.03
Учет банковского процента 900 91.02 57.03

Пример — бухгалтерские проводки (внедрение эквайринга)

Частная клиника является плательщиком налога на добавленную стоимость. Оплата за услуги принимается наличными и по карте. Вознаграждение банка за услуги эквайринга составляет 2%. За рабочую смену пациенты расплатились картами 5 раз на общую сумму 38 тысяч рублей, всего за смену было заработано 118 тысяч рублей (с учетом НДС 18 тысяч рублей).

Операция Сумма (руб.) ДЕБЕТ КРЕДИТ
Выручка 118000 62 90.01
Налог на добавленную стоимость 18000 90.03 68.02
Оплаты наличными 80000 50.01 62
Оплаты картами 38000 57.03 62
Комиссия банка 760 91.02 57.03
Сумма, зачисленная на счет компании за минусом комиссии банка 37240 51 57.03

Как оформить возврат товара, который оплачен по карте

Возврат денежных средства за купленный по карте товар может быть возвращен исключительно на карту после запроса владельца на основании:

  • заявления на проведение возврата средств;
  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • товарного чека.

Важно! Если возврат требуется оформить в тот же день, операция по оплате товара может быть отменена кассиром путем составления акта по форме КМ-3 с указанием стоимости возвращенного товара в строке 15.

Если требуется оформить возврат средств за товар, купленный в прошлые сутки или ранее, производятся следующие действия:

  • продавец распечатывает чек, оформляет возвратную накладную;
  • заявление на возврат от покупателя отправляется в обслуживающий банк (эквайер) с приложением документов;
  • банк проверяет документы (как правило, не более чем за 3 рабочих дня) и оформляет операцию по возврату средств;
  • банк направляет деньги на карту клиента через 1 день.

Читайте также статью ⇒ «Особенности бухгалтерского и налогового учета эквайринга«.

Бухгалтерские проводки при этом следующие:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
По сторнированию
Возврат 62 90.1
Налог на добавленную стоимость по возвращенным товарам 90 68
Себестоимость 90 41
По учету возвращенного товара
Возврат 90 62
Получение банком заявления о возвращении товара 62 57.03
Возврата денежных средств покупателю 57.03 51
Поступление комиссии 57.03 91

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ Об обязанности всех торгово-сервисных организаций, за исключением микропредприятий

Типичные ошибки

Ошибка: Фиксирование выручки не когда клиент получает товар, а сразу после поступления денег на счет компании.

Комментарий: Подобное действие искажает отчетность, в особенности промежуток времени, когда платеж картой и зачисление денег относятся к различным отчетным периодам.

Ошибка: Фиксирование выручки сразу за минусом комиссии банка.

Комментарий: Таким образом у предприятий на упрощенной системе налогообложения занижается налоговая база.

Ответы на распространенные вопросы про внедрение эквайринга

Вопрос №1: Может ли торговая точка не принимать платежи по банковским картам?

Ответ: Если это не микропредприятие, то — нет. За отсутствие возможности приема оплаты за товар торговая точка может быть оштрафована на сумму от 30 до 50 тысяч рублей на основании ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Вопрос №2: Каковы обязанности предприятия-клиента банка-эквайера?

Ответ: Компания, заключившая договор эквайринга, обязано создать техническую возможность и другие условия для установки и подключения оборудования, принимать платежи по картам с соблюдением оговоренных с банком условий, своевременно выплачивать комиссию обслуживающему банку.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи