Упрощенный бухгалтерский учет в 2018 году

Малым предприятиям разрешено упростить ведение бухучета. В статье подробно рассмотрим кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, а также разберем что можно упростить в учете малого предприятия.

Кто может применять упрощенный бухгалтерский учет

Основное требование к организациям, которые вправе применять упрощенный бухучет – это принадлежность к малым предприятиям. Основными условиями при этом являются:

  • Число работников менее 100 человек;
  • Доход менее 400 млн. рублей на прошлый год, с 2018 года это значение увеличится до 800 млн. рублей;
  • Валюта баланса менее 60 млн. рублей;
  • Доля участия не малых организаций (в том числе иностранных) не более 49%.

К организациям, не имеющим право применять упрощенный бухучет относятся:

  • Акционерные общества, на основании того, что они должны проводить аудит;
  • Гос- и муниципальные унитарные предприятия;
  • Жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации.

Важно! Если малое предприятие обязано проводить аудит, вести бухучет в упрощенной форме они не могут.

Кроме того, упрощенный бухучет могут вести участники проекта «Сколково».

Как упростить бухучет

Специально разработанных стандартов для упрощенного ведения учета нет, но ПБУ содержат различные упрощенные способы.

Организация может применять как доступные способы, либо некоторые из указанных способов, либо вести учет в полном объеме, то есть не сокращая его.

Для этого, организация должна оценить, насколько упрощенный учет может отразиться на отчетности.

Одним из способов упрощенного учета является сокращенная отчетность. Организация вправе использовать его вне зависимости от того, пользуется ли она другими способами.

На сегодняшний день, начиная с 2017 года в отношении малых предприятий действует нового правило выбора способа учета. Если в стандартах подходящего для таких организаций способа учета нет, то выбрать они вправе способ исходя из критерия рациональности. Например, исходя из расходов на учет, а также значимости данных, содержащихся в отчетности. Те способы, которые выберет малое предприятие должны быть прописаны в учетной политике.

Рассмотрим способы упрощения бухучета:

  • Уменьшить стоимость ОС. Выгодно применять такой способ организациям на общем режиме, оплачивающим налог на имущество по остаточной стоимости. При таком способе снизится стоимость активов, а значит произойдет уменьшение налога на имущество. Учесть стоимость ОС можно по цене продавца, включая расходы монтажа. А расходы на консультацию, либо вознаграждение посредника списать в периоде их возникновения. Применять выбранный способ нужно будет с начала года, первоначальную стоимость ОС при этом нужно будет пересчитать по тем активам, которые компанией были приняты к учету в текущем году. Так как изменится стоимость активов придется пересчитать амортизацию. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Уменьшена стоимость ОС Сторно Д01 К08
Уменьшены расходы по капвложениям Сторно Д08 К60
Списаны расходы Д20(23-26,44) К60
Пересчитана амортизация Сторно Д20(23-26, 44) К02
Учет расходов на приобретение и монтаж ОС Д08 К60
Списаны расходы Д20 К60(76)
  • Списать в полном объеме расходы на дорогой инвентарь. Так как амортизацию на инвентарь считать не нужно, выгоден такой способ всем компаниям. Теперь инвентарь, стоимостью свыше 40 000 рублей можно сразу списать при принятии к учету. Амортизацию при этом нужно начислить в размер цены инвентаря, кроме того, на инвентарь такой стоимостью нужно завести карточку учета ОС-1, так он уже является ОС. Учитываться он должен на 01 счете. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Учтены расходы по приобретению инвентаря Д08(19) К60
Списана амортизация Д20 К02
  • Начислять амортизацию реже. Такой способ выгоден тем компаниям, которые не уплачивают налог на имущество, либо рассчитывают его исходя из кадастровой стоимости. По ОС начисление амортизации можно производить по выбору: на 31 декабря один раз в год, либо ежемесячно или ежеквартально (Читайте также статью ⇒ Амортизация земли в бухгалтерском и налоговом учете в 2018).

Важно! Амортизацию раз в год проводить не выгодно, если расчет налога на имущество организация производит по остаточной стоимости.

  • Списание материалов проводить на дату покупки. Такой способ выгоден для тех организациях, которые находятся на УСН и оплату материалов производят авансовым платежом, либо на дату покупки. Применяя такой способ учитывать материалы или товары можно по цене продавца. Другие же затраты, относящиеся к их приобретению списываются в периоде их возникновения. Это таможенные пошлины, вознаграждение посреднику, затраты по доставке, страхованию и т.д. Микропредприятия могут использовать такой способ по отношению ко всем запасам. А другие малые могут списывать могут списывать затраты на дату приобретения.

Поступающие активы на 10 и 41 можно не учитывать, а сразу списать их в дебет счета затрат. Проводки:

Хозяйственная операция Проводки
Учтены расходы по материалам (товарам) Д20(23-26,44) К60
  • Нематериальные активы списываются единовременно. Такой способ применять выгодно тем организациям, у которых есть НМА. При этом способе отдельный учет НМА вести не нужно, а также начислять по ним амортизацию. Списать НМА можно единовременно. Если до принятия того способа в организации начислялась амортизация НМА, то потребуется списать остаточную стоимость. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Списаны НМА Д20(23-26,44) К04
Учтены расходы на приобретение НМА Д20(23-26,44) К60(70)
  • Сократить план счетов. Применять такой способ выгодно тем организациям, в учете которых мало операций. Путаницы в этом случае возникать не будет. Использовать можно сокращенный план счетов (Читайте также статью ⇒ Полная инструкция к плану счетов бухгалтерского учета в 2018 году). К примеру, затраты могут отражаться только на 20 счете, а для расчетов как с покупателями, так и с подотчетными работниками использовать 76 счет.
  • Оценочные резервы не создавать. Малые предприятия могут не создавать резерв по оплате отпуска или под обесценение материалов. Приняв решение применять такой способ, организации должны списать все резервы, которые были созданы ранее. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Списан резерв под обесценение материалов Д14 К91
Списан резерв под отпуска Д96 К91
  • Не признавать разницы в учете. Для тех организаций, которые применяют общую систему такой способ учета выгоден. При таком способе проводок будет меньше. Компании вправе не признавать постоянные или отложенные налоговые обязательства и активы. К примеру, при отличие амортизации налогового и бухгалтерского учета, в учете должна быть отражена разница, но при упрощенном способе это делать не нужно. Компания должна будет только рассчитать прибыть по каждому учету, учитывая фактические расходы.
  • Бухучет вести кассовым методом. Тем компаниям, которые находятся на УСН и учитывают как доходы так и расходы в налоговом учете по факту оплаты применять такой способ выгодно. Так как два учета можно будет сблизить. Малым предприятиям можно выручку признавать в момент поступления оплаты от покупателя, а расходы – при погашении задолженности.
  • В учете применять упрощенные регистры и упрощенную отчетность. Для тех организаций, хозяйственных операций за месяц у которых немного, применять такой способ учета выгодно. Если операций в течение месяца менее 30, то их регистрируют в книге К-1, учет начислений по зарплате используется ведомость В-8. Если операций 30-100 в месяц, то учет ведется по ведомостям В-1-В-9. При этом каждая из них применяется для операций по одному счету. К примеру, В-3 – для затрат по производству, а В-9 для учета итогов. Малые организации отчетность в налоговую и статуправление вправе сдавать по упрощенным формам. К примеру, упрощенный баланс не содержит расшифровок показатели по уставному капиталу или прибыли (Читайте также статью ⇒ Упрощенный бухгалтерский баланс 2018. Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах).

Таким образом, для применения упрощенного учета нужно внести изменения в учетную политику с будущий год. Если поменять учетную политику на текущий год, компаниям придется пересчитать все показатели с начала года, при переходе на упрощенный бухучет с начала года делать этого не нужно.

Законодательная база

Законодательный акт Содержание
Закон №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»
Закон №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»