Срок действия платежного поручения: операции, документация и срок действия

Все предприниматели сталкиваются с необходимостью осуществления безналичных платежей. Для того, чтобы выполнить безналичный расчёт необходимо заполнить определённый документ – платёжное поручение. В данной статье мы рассмотрим срок действия платежного поручения и его особенности.

Что такое платёжное поручение?

Платёжное поручение – это установленной формы документ, регламентирующий указание держателя счёта произвести безналичные перечисления в пользу получателя денежных средств.  Указание направлено банку, в котором обслуживается счёт плательщика. Перевод денежных средств осуществляется с депозитного счёта. Если на счёте по каким-либо причинам отсутствует необходимая денежная сумма, но в договоре между банком и плательщиком предусмотрен овердрафт, то перевод будет осуществлён. Данный документ должен быть составлен и передан банку к исполнению в электронном или бумажном виде.

Платёжными поручениями могут оперировать и физические лица без открытия счёта в банке. При этом распоряжение банку от физического лица может быть составлено в форме заявления, в котором обязательно необходимо указать следующие сведения:

  • реквизиты плательщика;
  • реквизиты получателя денежных средств;
  • реквизиты банков плательщика и получателя;
  • сумма денежных средств;
  • цель или назначение платежа;
  • иные сведения, установленные банком.

На основании распоряжения сотрудник банка формирует платёжное поручение. При составлении распоряжения банку в электронном виде очень важно правильно указать плательщика, получателя перевода, сумму, цель платежа. Читайте также статью: → «Оформляем платежное поручение по-новому»

Операции, производимые платёжными поручениями

Посредством платежных поручений могут осуществляться следующие операции:

  • перевод денежных средств контрагентам за предоставленные услуги, товар, произведённые работы (в том числе оплата коммунальных услуг);
  • перечисления в различного рода фонды как бюджетные, так и внебюджетные;
  • перечисления денежных средств с целью частичной или полной оплаты кредита или займа, пополнения вклада;
  • другие платежи, предусмотренные законодательством.

Любая из этих операций обязательно должна быть отражена в графе «Назначение платежа». Если платёж выполняется в соответствие со счётом, договором, то выходные данные этих документов (номер, дата) так же фиксируются в соответствующих разделах платёжного поручения.

Заполнение платёжного поручения

Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н.

Этап заполнения Пояснение
Номер платёжного поручения, дата Указывается порядковый номер документа, дата в формате ДД.ММ.ГГГГ
Вида платежа «Срочно» — в этом случае перевод денежных средств будет осуществлён средствами срочного перевода.

Если вид платежа останется незаполненным, то такое распоряжение относится к разряду несрочных с использованием соответствующих средств перевода.

Статус Необходимо указывать лишь при совершении перевода в пользу бюджета. Коды статуса размещены в указанном ранее Приказе №107-Н.
Сумма Сумму указывать прописью с заглавной буквы, при этом слова «рублей» и «копеек» прописывать полностью, но количество копеек прописать цифрами.

Цифровое обозначение суммы:

·                    между рублями и копейками ставится “-“;

·                    если сумма круглая (без копеек), то в конце ставится знак «=».

Например: семнадцать тысяч сто пятьдесят рублей 17 копеек (17150-17)

Плательщик ·                    ИНН

·                    КПП

·                    Название организации или ФИО

·                    Реквизиты банка: счёт плательщика, наименование, БИК, кор.счёт

Получатель См. Плательщик, но заносятся данные Получателя
Вид операции Платёжка всегда под шифром 01
Очерёдность платежа Как правило, 5 очередь (налоговые отчисления, страховые взносы, перевод платежей контрагентам)
Код В случае текущих платежей в графе ставится 0. Если платёж совершается в соответствии с УИП, то вписывается его код, указанный в документе, на основании которого формируется платёжное поручение.
Назначение платежа Указывается № договора, счёта и т.п.

Если платёж налоговый, то заполняются ячейки, расположенные над ячейкой «Назначение платежа» в следующем порядке:

КБК; ОКТМО; двузначный код основания платежа; налоговый период (квартал, полугодие, год или просто указывается дата уплаты налога): МС.03.2017, КВ.01.2017, ГД.00.2017, 20.03.2017; № документа, на основании которого производится платёж (в случае налоговых платежей ставится 0); дата составления документа, на основании которого производится платёж (в случае налогового платежа указывается дата подписания декларации); тип платежа не заполнять.

Например:

ООО «АБВ» производит отчисление НДФЛ за март 2017 г. в сумме 16145 рублей.

При формировании платёжного поручения следует обратить внимание:

  • Статус – 02 (налоговый агент)
  • КБК 18210102010011000110
  • Двузначный код основания платежа – ТП (текущий период)
  • Налоговый период МС.03.2017

Срок действия платежного поручения

Согласно платёжному поручению банк обязан выполнить перевод денежных средств получателю в установленные законодательством сроки, но при условии, что иные сроки не прописаны в договоре, заключенном между банком и держателем счёта.

В соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утверждённым Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П платёжное поручение действительно в течение 10 дней со дня, следующего за днём составления поручения. Именно в этот период платёжное поручение должно быть передано в банк для его выполнения. Необходимо понимать, что речь идёт о календарных днях, включающих в себя выходные, праздничные дни. В случае, если срок действия истекает — можно пойти двумя путями:

  • изменить дату поручения;
  • сформировать новую платёжку.

Понятно, что в случае формирования нового платёжного поручения в хронологии появится необработанная платёжка, но эта ситуация не влечёт за собой каких-либо карательных мер и легко объясняется истечением срока действия документа. Читайте также статью: → «Платежное поручение: форма 0401060, скачать бланк»

Инструкция ЦБ 2-П

До 2012 года все операции, связанные с безналичным расчётом, в Российской Федерации регламентировались Положением Центрального Банка РФ №2-П от 03.10.2002 «Положение о безналичных расчётах в Российской Федерации». Со дня выхода ряда документов, а именно Положения №383-П О правилах осуществления перевода денежных средств от 19.06.2012, Положения о платёжной системе Банка России №384-П от 29 июня 2016 г. Положение №2-П постепенно утрачивало свою значимость. 21 июля 2012 г. Положение № 2-П окончательно упразднено.

Срок исполнения банком

В случае несоответствия платёжного поручения требованиям, предъявляем к данного рода документу, о которых говорилось ранее, банк вправе запросить уточняющую информацию. Причём уточнение запрашивается сразу же после получения платёжного поручения. Если на запрос плательщик не реагирует и не предоставляет необходимую информацию, то банк возвращает поручение плательщику для приведения документа в соответствие требованиям. Но в случае оговоренных в договоре между банком и держателем счёта особых условий – банк может сохранить платёжное поручение у себя в определённом реестре до выяснения обстоятельств и получения уточняющей информации.

В соответствии с законодательством кредитная организация, обязана выполнить поручение не позднее следующего операционного дня после получения платёжного документа, если иной срок не предусмотрен федеральным законом, договором между банком и держателем счёта или, непосредственно, самим платёжным поручением (ст.38 Закона РФ №395-1 от 02.12.1990).

Об исполнении поручения банк обязан проинформировать плательщика по первому его требованию. Причём банк обязан это выполнить даже в случае незачисления денежных средств на счёт получателя.  В случае ненадлежащего исполнения поручения кредитная организация несёт ответственность в соответствии с ГК РФ. Если обнаружилось неправомерное удержание банком денежных средств плательщика – в этом случае банк обязан уплатить проценты в соответствии с ГК РФ. Читайте также статью: → «Организация зарплатного проекта на предприятии»

3 типовые ошибки в платежных поручениях

При формировании платёжного поручения нередко встречаются ошибки, которые могут иметь некоторые последствия. В данной статье рассмотрим наиболее распространённые ошибки:

Ошибка Что делать?
Неверно указано назначение платежа Особенно важно на это обращать внимание при налоговых отчислениях. Если реквизиты указаны верно, то последствий быть не должно, но всё же рекомендуется произвести сверку, чтобы окончательно убедиться в том, что перевод дошёл до своего адресата.
Ошибка в указании суммы В случае, если сумма перечислений (в частности налоговых) превышает необходимую, то в данном случае возможно несколько вариантов:

·                    осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств;

·                    учитывать в виде переплаты в счёт будущих отчислений.

В случае, если сумма платежа оказалась меньше необходимой – в таком случае уплата налога не учитывается. Необходимо в обязательном порядке перевести недостающую сумму.

Указан неверный код КБК Платёж в данном случае попадёт в разряд «невыясненные платежи». Опять же в случае с уплатой налога – такой платёж не будет учтён. Предпринимателю необходимо будет написать заявление в налоговые органы с обязательным приложением бумажной копии платёжного поручения.

Рубрика: «Вопросы и ответы»

  1. Бухгалтер составил платёжное поручение и отправил его в электронном виде в банк для исполнения, но вечером этого же дня поручение вернулось с пометкой о недостатке денежных средств на расчётном счёте. Законно ли это?

Ответ: Согласно ст.864 Гражданского Кодекса РФ осуществление перевода в соответствии с платёжным поручением возможно при наличии денежных средств на счёте плательщика, если нет оговорок в договоре, заключённом между кредитной организацией и держателем счёта.

  1. Бухгалтер ООО «АБВ» отправил платёжное поручение на уплату НДФЛ в банк 13 марта 2017 года. По неизвестным бухгалтеру причинам на 26 марта 2017 года поручение не выполнено. Каким образом решать проблемы с ИФНС?

Ответ: В налоговые органы необходимо предоставить заявление с копией платёжного поручения. Банк, в свою очередь, будет нести ответственность в соответствие со ст. 866 Гражданского кодекса РФ.

  1. Я начинающий предприниматель на УСН. Для авансового налогового платежа достаточно платёжного поручения или нужно составлять ещё какой-то отчёт?

Ответ: Для  уплаты налога никакого отчёта составлять не нужно. Необходимо сформировать платёжное поручение и предоставить его в банк, учитывая все правила и сроки.

  1. Если на УСН сдаётся нулевая декларация – нужно ли формировать платёжное поручение?

Ответ: Платёжное поручение обязательно отражает сумму, которую банк должен перечислить получателю. Нулевая платёжка никакой обработке не подлежит, а, соответственно, и формировать её нет необходимости.