Регистрация некоммерческого партнерства в 2018 + необходимые документы

Создание некоммерческого партнерства (НП) предполагает его организационно-правовую форму (ОПФ) в виде ассоциаций или союзов (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Это изменение установлено с 01.09.2014 Законом № 99-ФЗ от 05.05.2014. документ упразднил регистрацию НП и внес поправки в главу 4 ГК РФ. Расскажем в статье, как проходит регистрация некоммерческого партнерства, какие документы для этого требуются.

Создаваться подобные объединения могут гражданами или юрлицами. Они построены на членстве и преследуют следующие цели:

  • защита общих и профессиональных интересов;
  • разрешение конфликтных ситуаций и споров;
  • помощь юристов;
  • решение иных задач для обеспечения социальных благ в различных сферах деятельности (улучшение здоровья, благотворительность, развитие спорта и т. д.).

Инструкция по регистрации некоммерческого партнерства

Перед началом регистрации НП нужно определиться со сферой ее деятельности. Число организаторов должно быть не менее двух, максимальное их количество не ограничено. Читайте также статью: → «Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций». Для регистрации организации нужно последовательно пройти несколько этапов.

  1. Проведение общего собрания. Рассматривается вопрос создания партнерства, утверждается Устав, составляется учредительный договор.
  2. Оформление учредительных бумаг. Основным документом является Устав. По желанию может заключаться учредительное соглашение.
  3. Обращение в Минюст с пакетом бумаг.
  4. Передача документов в налоговую. Она проверяет бумаги. При отсутствии ошибок запись о создании юрлица вносится в ЕГРЮЛ.
  5. Выдача Минюстом свидетельства о регистрации заявителю.
  6. Изготовление печати.
  7. Получение уведомлений об учете в пенсионном фонде и ФСС.
  8. Присвоение статистических кодов.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сроки регистрации НП указаны в таблице:

ДействиеОтветственный органСрок, раб. дней
Принятие решения зарегистрироваться, направление бумаг в ФНСМинюст14
Внесение сведений в ЕГРЮЛФНС5
Уведомление Минюста о формировании реестраФНС1
Выдача заявителю свидетельстваМинюст3

Документы, необходимые для регистрации

Для регистрации НП нужно подготовить комплект бумаг. Документы для создания НП представлены в таблице:

ДокументКоличество экземпляров
Заявление формы РН 0001 с подписью заявителя или учредителя, заверенной у нотариуса1
Устав3
Протокол создания, в котором утвержден Устав, состав учредителей и исполнительный орган2
Данные об учредителях2
Квитанция на уплату госпошлины в сумме 4 000 р.1
Бумага, подтверждающая право использовать адрес местонахождения1
Выписка из реестра зарубежных юрлиц1

Если в названии НП фигурирует имя гражданина либо символика, относящаяся к интеллектуальной собственности, авторским правам РФ, нужно представить бумаги на право ее применения.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Органы регистрации некоммерческого партнерства

На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.

В связи с изменениями ГК РФ НП, созданные до сентября 2014 года нужно перерегистрировать в ассоциации или союзы. Устав следует привести в соответствие с нормами законодательства о смене организационной структуры. Сделать это следует при первой необходимости внести поправки в учредительную документацию.

Изменения в Устав НП вносятся при смене положений Устава, адреса, названия, данных об учредителях, их выходе из партнерства, смене ОКВЭД.

Корректировки приобретают законную силу после их регистрации в Минюсте. Процедура занимает от одного до трех месяцев. В уполномоченный орган подается 2 экземпляра заявления РН 0003, один из которых заверяет нотариус. Приложением к ним будут сведения об изменениях.

Также потребуется постановление о корректировках, действующие и измененные учредительные бумаги, выписка из ЕГРЮЛ, квитанция об уплате пошлины. По окончании процесса заявитель получает выписку из реестра и свидетельство о внесенных корректировках.

Налоги и бухгалтерский учет документов

Учет в НП ведется по общей методологии, отраженной в Законе о бухучете № 129-ФЗ, положениях по его ведению, плане счетов. Специфика работы описывается в учетной политике. НП не имеет уставного фонда. Имущество формируется за счет учредителей, выручки от продаж, дивидендов по акциям, пожертвований и взносов. Читайте также статью: → «Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».

Доходы и расходы учитываются отдельно по поступлениям от предпринимательства и на уставные цели. Их отражают в книге учета. Если НП коммерцией не занимается, то она будет пустой. Все расходы по итогам отчетного периода списывают на сч. 86. На нем отражается движение средств целевого финансирования в разрезе источников их образования. По кредиту счета показывают поступления средств в корреспонденции со сч. 76. По дебету — их расходование.

НП платит налог на прибыль. Им не облагаются только целевые поступления. Бухгалтерская отчетность включает формы 1, 2, 6. Относительно налогов представляются данные по НДС, прибыли, имуществу, транспорту и земле. НП вправе применять УСН. При этом ежегодно в налоговую сдается соответствующая декларация.

Величина единого налога по УСН составляет 6% при налогообложении доходов и 15% — доходов, уменьшенных на затраты. Раз в год НП представляют в инспекцию справки формы 2-НДФЛ и сведения о численности персонала. Во внебюджетные фонды ежеквартально подаются отчеты: в пенсионный — РСВ-1, в ФСС — 4-ФСС. В Минюст партнерства отчитываются о дальнейшей работе и поступлениях целевых сумм.

Пример 1. Вступление в партнерство юрлица

ООО решило вступить в НП. Первоначальный целевой вклад составляет 280 тыс. р. Бухгалтер сделает записи:

  • Дт 76 Кт 86 280 000 — учтены обязательства принятого участника по внесению стартового взноса;
  • Дт 51 Кт 76 280 000 — поступил вступительный взнос на банковский счет.

Внесение средств в кассу оформляется приходным ордером. Чек пробивать не нужно, т. к. эта операция к реализации продукции отношения не имеет. Льготы по налогу на имущество для НП не предусмотрены. Оно вносит данный платеж на общих основаниях. При наличии транспорта с него также производится платеж в бюджет.

Причины отказа в регистрации

Отказать в регистрации НП уполномоченный орган вправе по основаниям, указанным в ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях. К ним относятся:

  • несоответствие представленных документов законодательству РФ;
  • существует организация с аналогичным наименованием;
  • наименование унизительно по отношению к нравственности, религии, национальным чувствам граждан;
  • представление неполного комплекта документов;
  • учредитель НП не может им являться по законодательству;
  • решения о закрытии, реорганизации, изменениях в учредительных бумагах принято неуполномоченным лицом;
  • недостоверность поданных сведений;
  • не исправлены ошибки, из-за которых процедура регистрации была ранее приостановлена.

Отказать в постановке на учет Минюст вправе в течение двух недель со дня подачи бумаг заявителем. Его оповещают об этом письменно в трехдневный интервал с момента принятия решения. При несогласии отказ можно обжаловать в суде. В противном случае нужно исправить неточности и вновь подать документы в Минюст.

Преимущества и особенности некоммерческих партнерств

Создание НП имеет ряд положительных сторон:

  • участники не несут ответственность по обязательствам организации, и она не отвечает за долги членов;
  • право на открытие банковских счетов в РФ и за рубежом;
  • возможность иметь филиалы и представительства;
  • участники вправе получить при выходе из НП имущество или сумму, эквивалентную внесенным в качестве пая активам;
  • свобода в выборе структуры партнерства;
  • не определен имущественный минимум, его может не быть вообще;
  • экономическая поддержка от властных структур.

Пример 2. Товарищество собственников жилья

Товарищества собственников жилья стали очень популярны. Жители многоэтажек объединяются в добровольном порядке. Преимуществом такого партнерства является совместное решение актуальных жилищных проблем. Граждане самостоятельно устанавливают порядок уборки придомовых территорий, ремонта объекта, планируют расходы на содержание жилья, стремятся сократить их. Решения принимает высший управляющий орган — собрание участников.

НП имеет несколько отличительных черт:

  • членство формируется как из физических, так и из юрлиц;
  • возможность регистрации НП по прописке учредителя;
  • оказание посильной помощи и поддержки членам партнерства;
  • имеет имущественные права;
  • неограниченное количество учредителей;
  • вправе заниматься коммерцией для решения поставленных задач;
  • выход учредителя из состава организационной структуры не предусмотрен.

Члены НП участвуют в делах организации, получают сведения о результатах ее работы в порядке, утвержденном Уставом, при необходимости выходят из состава членов. По решению участников лицо может исключаться из НП.

Порядок ликвидации партнерства

Ликвидироваться НП может по решению учредителей, если истек срок, на который оно учреждалось, поставленные задачи выполнены или организаторы потеряли интерес к продолжению работы. Суд может закрыть НП, если оно занималось незаконной деятельностью, не исполняло постановления суда, нарушило законодательство. Для закрытия НП нужно выполнить ряд процедур. Читайте также статью: → «Способы и формы реорганизации некоммерческих организаций».

Порядок ликвидации партнерства представлен в таблице:

ДействиеОписание
Решение о закрытииУтверждается общим собранием или судом (принудительная ликвидация).
Назначение комиссииВыбирается группа лиц или единственный ликвидатор, которые отвечают за дальнейшие действия и решения, закрепленные подписями членов НП.
Подготовка бумагДокументы в течение трех дней подаются в орган регистрации.
Статья в СМИВ журнале «Вестник госрегистрации» указывают контакты НП и сроки предъявления претензий.
Составление предварительного балансаВ нем сводятся воедино активы и пассивы. Это упрощает проверку налоговиков. Уведомление подается в инспекцию.
Погашение кредиторкиРасчеты производятся по долгам. При несогласии с требованиями проблему решает суд.
Формирование ликвидационного балансаЕсли кредиторка погашена либо ее нет, документ будет аналогичен промежуточному. В ином случае они будут разниться на сумму выдвинутых требований.
Уплата пошлиныОна равна 800 р. При банкротстве пошлина не платится.
Исключение из ЕГРЮЛЭто итоговый шаг. Нужно сдать документы в налоговую и получить свидетельство.

Если партнерство не занималось предпринимательством, его ликвидировать проще. При этом налоговая ревизия обычно не назначается. При принудительном закрытии решение суда можно оспорить.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Как формируется наименование НП?

Название должно указывать на ОПФ «ассоциация (союз)» или отсылку на применявшуюся до 01.09.2014 форму «НП».

Вопрос №2. Нужно ли перерегистрировать НП при смене адреса?

Сведения о местонахождении фигурируют в Уставе и выписке из ЕГРЮЛ. Для фиксации изменений в регистрирующую структуру пишется заявление формы Р 14001 и преподносится решение. Это следует сделать в трехдневный срок с даты принятия решения об изменении адреса.

Вопрос №3. В каком разделе Устава можно указать сведения о занятии предпринимательством?

Отражать данную информацию следует в пункте «Общие положения» либо «Правовое положение партнерства».

Вопрос №4. Имеют ли участники НП какую-либо выгоду от его деятельности?

Да. Они вправе пользоваться оказываемыми НП услугами и иметь заработок при оформлении трудовых отношений с партнерством.

Вопрос №5.  Как государство поддерживает НП?

Оно закупает у организации товары, получает услуги для удовлетворения своих потребностей, предоставляет льготы.

Таким образом, зарегистрировать НП сегодня можно только в виде ассоциации и союза. Процедура требует тщательно подготовить нужные документы. После получения свидетельства можно приступать к работе.

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 703-47-98

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7(812) 309-13-76

Звонок в один клик