Как говорил великий писатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте: «Каждый слышит лишь то, что понимает». Хорошо подмечено, а более всего подмечены здесь барьеры коммуникации. Поэтому в статье мы расскажем о том, какие коммуникативные барьеры существуют, и как их преодолеть. А также дадим действенные советы о том, как развить навык и постичь искусство общения. Первое, с чего нужно начать, – понятия.
Понятие и разновидность коммуникативных барьеров
Коммуникативные барьеры – те препятствия, с которыми сталкивается человек в процессе коммуникации. Они могут быть вызваны различными факторами – социальными или психологическими, а зачастую, даже естественными.
Важно! Не стоит путать «Общение» и «Коммуникация». Общение не несет особой смысловой нагрузки в речи. А коммуникация работает на то, чтобы выполнить определённую цель и донести до собеседника конкретную информацию.
Если говорить о понятии «барьер», то в разных словарях оно трактуется по-разному. Например:
- В Толковом словаре «барьер» — это препятствие на пути.
- А в психологическом словаре — это пассивность человека, которая не позволяет ему добиваться целей.
- Коммуникативные барьеры трактует и Е.В. Залюбовская как препятствие эффективному общению, причины которого заключаются в мотивационной-операционально и индивидуально-психологических особенностях людей.
Виды коммуникативных барьеров
Существует несколько видов барьеров, внутри которых также есть разделение.
1. Первый – барьер непонимания
Он связан с тем, что автор не может донести информацию до читателя в «удобоваримом» формате. К таким барьерам относят:
- Семантические барьеры – они возникают при неправильном понимании значения слов. Например, слово «адекватный», которое применили к рабочему отчету, и который носит характер полного и достоверного, может быть воспринято как «заурядный, требующий доработки».
- Невербальные барьеры – связаны со столкновением смысла слов и жестикуляции при произношении. Банальный пример – когда автор выражает свое согласие словом «да», но при этом качает головой, как бы говоря «нет».
- Фонетические барьеры – возникают ввиду дефектов речи у автора.
- Стилистические барьеры – связаны с тем, когда стиль донесения информации не соответствует ситуации. Также к этой категории барьеров относят и слова паразиты: “типа”, “короче”, “ну”.
- Логические барьеры – возникают, когда автор нарушает логику повествования, а партнер воспринимает информацию по-своему.
- Коммуникативные перегрузки – возникают при большом и не структурированном объеме информации от автора.
2. Второй барьер – личностный
Все барьеры этого вида связывают с тем, что партнеры не подходят друг другу по психологическим аспектам – из-за этого возникают трудности. К таким барьерам относят:
- Индивидуальные различия – они заключаются в разных характерах и даже темпераментах, а также эмоциональных состояниях при разговоре.
- Идеологические барьеры – это любого рода преграды, которые возникают из-за разного мировоззрения у автора и слушателя (партнера). Например, это касается образцов поведения. Если одному мальчику с детства твердили, что слезы – признак слабости, а другому говорили, что показывать чувства – это норма, такие люди друзьями явно не будут. В их коммуникации будет существовать серьезный барьер.
- Негативный опыт общения – здесь все просто. Он появляется по множеству причин, в частности, когда в прошлом автора не слышали или игнорировали его речь. А может быть, просто произошло то, после чего автор боится коммуницировать, это как страх выступлений на сцене, обычно он возникал после какого-то неприятного происшествия.
- Предвзятость – возникает в коммуникации тогда, когда автор является тем человеком, который раздражает слушателя по определенным причинам. В таком случае слушателю уже не важно, какую информацию будет нести автор – он всегда будет относиться к ней, как к бесполезной.
- Отрицательная установка – случается, когда слушателя «накрутили», и он уже подсознательно не пытается воспринять информацию, и в таком случае уже не важно, кто является автором. Отрицательную установку слушатель может направлять на личность автора, содержание диалога или монолога, обстоятельства, при которых произошла коммуникация.
- Барьер ожидания непонимания – так или иначе, но он возникнет, если автор будет переживать о том, сможет ли он донести информацию так, как нужно. Дальше автор уже накручивает это ситуацию, что только усиливает барьер.
- Барьер возраста – тут все понятно. Если подросток говорит о новом “яблочном” смартфоне бабушке, которой 95 лет – она явно его не поймет. Подросток обидится, что бабушка его не хочет понять, а бабушка будет переживать из-за того, что внук обиделся. Типичная проблема по типу «Отцы и дети».
- Непонимание значимости общения – такой барьер появляется тогда, когда у двух партнеров разное отношение к диалогу и разная оценка важности этого общения. В таком случае часто один пытается идти на диалог, а другой от него отходит.
3. Третий барьер – культурный
Такие барьеры могут появиться ввиду культурных различий в мировоззрении автора и слушателя. Также он может возникнуть ввиду разных ценностей у двух людей, которые коммуницируют. К таким барьерам относят:
- Национальные барьеры – заключаются, например, в использовании разных жестов. Кстати, даже слово «да» можно выразить жестами, и в каждой стране жестикуляция будет отличаться.
- Религиозные барьеры – появляются при наличии предвзятости или нетерпимости вероисповедания партнера.
- Этические барьеры – возникают в виду различия ценностей. Так, два партнера могут разговаривать абсолютно противоположным образом по отношению друг к другу. Например, первый собеседник будет постоянно лгать, а второй всегда говорить правду, причем в открытой форме.
- Эстетические барьеры – могут возникнуть, если одного из партнеров не устраивает внешний вид второго партнера. Или же, например, если люди будут обсуждать тему искусства – их мнения разойдутся.
4. Четвертый барьер – организационный
Такой барьер может появиться в компании, если в ней слишком много отделов, или же, если в них много людей – коммуникация в таком случае не получится. К таким барьерам относят:
- Централизация в системе управления – такой барьер приводит к тому, что все отдаленные от центра управления отделы остаются мало информированы.
- Чрезмерная дифференциация подразделений – а последствием этого барьера является то, что отделы становятся слишком самостоятельными и перестают поддерживать коммуникацию с другими отделами. У них исчезает общая цель, ради которой необходимо обмениваться информацией.
- Отсутствие определенности обязанностей и прав – в таком случае, барьер действует на то, что при размытых границах ответственности начинается всеобщий хаос.
- Нежелание делиться информацией — такой барьер возникает, когда те отделы, которые владеют информацией, не распространяют ее в другие отделы, тем самым нарушается общая цепочка коммуникации, и теряется ее суть. Впоследствии решение отделов может быть неверным, так как актуальная информация есть не у всех структурных подразделений.
5. Пятый барьер – социальный
При возникновении этого барьера происходит то, что называют различием во взглядах. Когда ценности и установки у каждого человека вступают в противоборство с ценностями партнера. К таким барьерам относят:
- Когнитивные – такие барьеры возникают тогда, когда слушатель представляет предмет коммуникации в одной форме и совершенно не может сработать на то, что предмет может выглядеть иначе и принимать иную форму.
- Различия по статусу – этот барьер может возникнуть при коммуникации между руководством и подчиненным. Когда сотрудник, например, очень волнуется, стесняется и совершенно не может совладать с собой, а соответственно, и не может получить информацию.
- Профессиональные – такие барьеры возникают между представителями разных сфер деятельности и профессий, при таком барьере каждый из собеседников принижает и недооценивает значимость работы другого.
- Барьеры, связанные с образованием – в этом случае, барьер выступает лишь в роли оценщика уровня знаний. Также люди находятся все-таки на разных позициях, что само по себе затрудняет общение.
6. Шестой барьер – физический
Физический барьер может возникнуть, если существуют какие-либо материальные помехи к коммуникации. К таким относят:
- Пространственные барьеры – это барьеры, возникшие из-за расстановки предметов в помещении или вовсе из-за удаления сотрудников на слишком дальнее расстояние друг от друга.
- Временные барьеры – такие барьеры возникают при установке определенных временных рамок, в которые двум партнерам можно обмениваться информацией.
- Технические барьеры – к таким барьерам можно причислить все, что связано с техническим оснащением пространства: сломанные телефоны, неработающие компьютеры и прочее.
Советы по улучшению коммуникации
Пять советов, которые окажутся вам полезными, если вы хотите улучшить качество коммуникации:
- Создавайте структуру своей речи, планируйте те пункты, которые вам необходимо осветить и донести до слушателя.
- Объясняйте смысл тех слов, которые могут носить двоякий характер, лучше потратить на это немного времени, зато информация точно будет принята верно.
- Старайтесь контролировать свою жестикуляцию. Следите за тем, чтобы жесты помогали словам, а не наоборот, вводили в заблуждение обратным смыслом.
- Будьте эмпатичным – проявляйте открытость и дружелюбие. Будьте внимательны к своему слушателю или автору – обращайте внимание на его поведение и эмоции. Старайтесь поддержать его, если он переживает.
- Делайте все, чтобы получить обратную связь, коммуникация должна проходить в постоянном коннекте двух людей, это не должно быть одностороннее действие.