Как и когда проводить инвентаризацию товаров. Бухгалтерский учет

Инвентаризация товаров на складе – это процедура сверки фактического наличия ценностей с документальными данными. Процесс периодически проводится каждой компанией с целью установления возможных излишков или недостачи ТМЦ на складе.

Когда проводится инвентаризация в организации

Закон №402-ФЗ и ПБУ определяют, как и когда необходима рассматриваемая процедура.

В частности инвентаризация требуется, если:

  • Составляется годовая отчетность;
  • Меняется лицо, ответственное за сохранность имущества (МОЛ);
  • Имущество утеряно, похищено или испорчено;
  • Реорганизуется или закрывается компания;
  • Возникают чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия.

Также компания имеет право провести сверку в иных случаях, если есть такая необходимость. В некоторых случаях  достаточно провести частичную инвентаризацию в отношении конкретного типа имущества.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Проведение инвентаризации на складе

Процедуру можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовка приказа;
  2. Назначение специальной комиссии;
  3. Пересчет товарных ценностей на складах с документальным фиксированием результата в инвентаризационных описях (актах);
  4. Сверка полученных данных с показателями учетных регистров;
  5. Формирование конечной ведомости, отражающей установленные излишки и недостачи.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Приказ на инвентаризацию

Утверждается руководителем и включает такие моменты:

  • Повод для проведения сверки (возможные причины перечислены выше);
  • Информация о каждом члене формируемой;
  • Временные рамки для проведения инвентаризации;
  • Тип ценностей, подлежащий проверке.

Для оформления может быть использован типовой бланк ИНВ-22. При желании компания может сформировать собственный удобный бланк.

Пример приказа:

Приказ на инвентаризацию. Пример
Приказ на инвентаризацию. Пример

Сроки проведения инвентаризации

Если инвентаризация длится несколько дней, то склад, на котором хранится инвентаризуемое имущество, опечатывается.

Причина инвентаризацииСроки проведения
Подготовка годовых отчетовВ IV квартале отчетного года
Смена МОЛВ день передачи дел новому ответственному лицу.
Кража или поломка имуществаВ любой срок, начиная со дня обнаружения данного события (определяется приказом)
Реорганизация, прекращение деятельностиВ период со дня принятия решения о данном событии до момента формирования баланса в связи с ликвидацией (или передаточного акта при реорганизации).
Стихийные и чрезвычайные событияВ любой срок, начиная со дня, когда данное событие случилось.
Прочие случаиСрок определяется руководителем самостоятельно в приказе.

Кто входит в инвентаризационную комиссию?

В состав комиссии можно включить любых работников компании. Разумно, если среди членов будут присутствовать представитель бухгалтерского отдела, руководящего состава, специалисты технического направления.

Материально ответственное лицо не может быть членом инвентаризационной комиссии, но обязано присутствовать при проведении инвентаризации.

Информация о каждом члене включается в текст приказа (ФИО, занимаемая должность, место работы).

С помощью приказа членам комиссии поручается:

  • Пересчитать и проверить на исправность и пригодность инвентаризуемое имущество (если это товары на складе, то следует посчитать количество единиц каждого наименования ценностей, проверить их надлежащее состояние, пригодное к использованию по назначению);
  • Составить необходимую документацию – заполнить инвентаризационные описи количественными и качественными показателями;
  • Передать сформированные документы с результатами пересчета работникам бухгалтерии для дальнейшей сверки.

Оформляемая документация

Членам комиссии надлежит в ходе натурального пересчета товарных ценностей заполнить следующие инвентаризационные формы:

  • Опись ИНВ-3 – в отношении товаров на складе в собственности компании;
  • Акт ИНВ-4 – в отношении отгруженных ценностей, по которым не поступила оплата от клиентов (заполняется по данным отгрузочных документов);
  • Акт ИНВ-6 – фиксируются данные о купленных товарах, не дошедших до склада (находящихся в пути).

При инвентаризации ТМЦ на складе в опись ИНВ-2 вносятся сведения о наличии и фактическому количестве каждой позиции.

По окончании процедуры МОЛ ставит на бланке описи подпись, подтверждающую согласие с полученными результатами. Члены комиссии также заверяют документ своими подписями. Заполненные и заверенные описи передаются для последующей обработки ответственному бухгалтеру.

Пример описи ИНВ-3

В такой инвентаризационной описи фиксируются данные о товарах по каждому отдельному наименованию с указанием основных характеристик (вид, сорт, группа, артикул, сорт, единица измерения, количественные показатели).

Все проверяемые наименования товаров заносятся последовательно в таблицу бланка ИНВ-3, по итогам каждой позиции подводится суммарное количество в натуральном показателе. В конце подводятся количественные итоги по описи в целом.

Заполнить рассматриваемый бланк можно вручную или оформить с помощью вычислительной техники. Если опись формируется вручную, то все буквы и цифры должны быть четко видны, можно использовать как шариковую, так и перьевую ручку. Исправления вносятся аккуратно с помощью зачеркивания одной чертой неверных данных и внесения рядом корректных сведений. Исправление заверяется подписью всех членов комиссии и МОЛ.

Пустые строки таблицы, оставшиеся не заполненными, прочеркиваются. Нельзя оставлять пустые строки.

Сверка с бухгалтерскими данными

Сопоставление полученных результатов с показателями бухучета выполняет бухгалтер, для этого в описи напротив каждого наименования товаров ставятся учетные данные о количестве.

При установлении несоответствия показателей фактического пересчета и бухучета составляется сличительная ведомость ИНВ-19, в которую переносится только обнаруженные расхождения. Данная форма ведомости применяется только в отношении товарных и материальных ценностей.

Если в ходе проверки товаров на складе обнаружены испорченные, сломанные, не пригодные к дальнейшему использованию по назначению активы, то данные о таких ценностях заносятся в ведомость на основании составленных актах о порче.

Подписывает бланк ИНВ-19 бухгалтер и МОЛ. Бухгалтер своей подписью подтверждает правильность заполнения ведомости, МОЛ – соглашается с итогами инвентаризации.

Подведение итогов

Итоги подводятся в конце года в ведомости ИНВ-26, в которой приводятся суммарные данные о результатах всех проводимых инвентаризаций за 12 месяцев, выраженные в рублях:

  • общая величина излишков и недостачи;
  • установленная порча;
  • указание, куда будут отнесены расходы в связи с порчей и недостачей.

Ведомость заверяется подписями руководителя компании, председателя комиссии и главного бухгалтера.

Бухгалтерский учет инвентаризации товаров

Результаты инвентаризации товаров отражаются в бухучете посредством составления двойной записи на бухгалтерских счетах. Проводки выполняются таким образом, чтобы учетные данные соответствовали фактическим показателям.

Недостача

Установленная недостача товаров учитываются одним из следующих способов:

  • Зачет по пересортице;
  • Списание в границах норм естественной убыли (при их установлении);
  • Списание сверх ном естественной убыли — отнесение на виновных работников (если они определены) или списание в расходы (если не определены).

Если недостающие товары не зачтены при пересортице, то проводки по списанию их стоимости отражаются в месяце проведения инвентаризации.

Проводки в бухучете (в отношении товаров на складе):

ОперацияДебетКредит
Списана стоимость недостающих ценностей9441
Списана недостача в границах норм естественной убыли20,25,26,4494
Списана сверхнормативная недостача в расходы91.294
Недостающая сумма отнесена на виновного работника73,7694
Величина недостачи внесена виновным в кассу или на счет компании50,5173,76
Величина недостачи удержана из з/п виновного работника7073,76

Излишки

Установленный излишек ТМЦ принимается к учету по фактической себестоимости. В качестве такой стоимости в данном случае признается рыночная цена – денежная величина, которая может быть выручена при продаже указанного актива. Оприходование проводится на дату проведения инвентаризации.

Стоимость излишка включается в число прочих доходов. При дальнейшей продаже данная стоимость списывается в реализационные расходы (в дебет сч.90), при этом при наличии налоговой обязанности по уплате НДС, на фактическую себестоимость в виде рыночной цены начисляется добавленный налог к уплате.

Проводки:

ОперацияДебетКредит
Оприходован излишек по рыночной цене4191.1
Отражена стоимость реализации товаров6290.1
Списана себестоимость при реализации90.241
Отражено начисление НДС90.368

Скачать бланки для проведения инвентаризации

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...