Российским законодательством предусмотрены санитарные правила и нормы, которые касаются различных аспектов деятельности, включая на бытовом уровне граждан государства. Одна из норм касается допустимой громкости шума в многоквартирных домах и на территориях секторов частной малоэтажной застройки.
Общероссийские нормы по допустимому уровню шума
Все действующие на территории Российской Федерации санитарные нормы и правила закреплены в содержании ФЗ-52 от 30 марта 1999 года (актуальная редакция документа от 2 июля 2021 года).
В этом документе регламентирован допустимый уровень шума в многоквартирных домах, на прилегающих к ним территориях, а также в секторах частной малоэтажной застройки. Эти правила созданы в целях ограничения деятельности граждан по громкости производимых действий в ночное время суток.
На уровне федерального законодательства установлены следующие ограничения:
- максимальный уровень шума в многоквартирных домах в дневное время в период с 7 утра до 23 вечера — 60 децибел;
- максимальный уровень шума в многоквартирных домах в ночное время в период с 23 вечера до 7 утра — 50 децибел;
- максимальный уровень шума на прилегающих территориях многоквартирных домов и в секторах частной застройки в дневное время в период с 7 утра до 23 вечера — 75 децибел;
- максимальный уровень шума на прилегающих территориях многоквартирных домов и в секторах частной застройки в ночное время в период с 23 вечера до 7 утра — 65 децибел.
Однако согласно действующему законодательству региональным властям было делегировано право на изменение общих федеральных норм по допустимому уровню шума в пределах территории конкретного субъекта страны. Единственное правило: местные правила не могут противоречить федеральным нормам. То есть, власти субъекта не могут разрешить жителям многоквартирных домов в ночное время издавать шумы громкостью до 70 децибел, если на федеральном уровне максимальное ограничение — это 60 децибел. Аналогично регионы не вправе увеличить временные рамки. Они могут только уменьшать их.
В частности местный закон о допустимом уровне громкости издаваемых шумов в разное время суток существует в Нижегородской области.
Отличия санитарных норм по шуму в Нижегородской области от федеральных правилам
Правила соблюдения тишины на территории Нижегородской области отличаются от федеральных санитарных норм. Они регламентированы отдельным местным региональным документом: Законом Нижегородской области №44-3 от 1 апреля 2015 года в последней редакции от 10 октября 2017 года, внесенные отдельным законом №134-3. Этот документ продолжает действовать и в 2021 году, а, следовательно, нормы, прописанные в нем являются актуальными.
Согласно этому документу в Нижнем Новгороде и в населенных пунктах Нижегородской области ограничения по максимально допустимому уровню шума в многоквартирных домах и на их прилегающих территориях, а также в секторах частной застройки идентичны федеральным нормам.
Однако этим законом предусмотрены иные временные рамки:
- в будние дни ночным периодом считается временной промежуток с 22 часов вечера до 7 часов утра;
- в выходные и в федеральные праздничные дни ночным периодов считается временной промежуток с 23 часов вечера до 10 часов утра;
- в выходные и в федеральные праздничные дни также действует дополнительное ограничение на громкость издаваемых шумов во временной промежуток с 12 часов 30 минут дня до 15 часов дня (правило распространяется исключительно на многоквартирные дома за вычетом их прилегающих территорий).
То есть, значения по уровню шума, которые по федеральным правилам необходимо соблюдать с 23 вечера до 7 утра в Нижнем Новгороде необходимо соблюдать в течение более продолжительного промежутка, а также днем в выходные дни (период выделен специально для обеспечения спокойного дневного сна маленьких детей).
1. Особые случаи
Описываемым законом Нижегородской области предусмотрены особые случаи, на которые не распространяются федеральные ограничения по допустимому уровню шума. То есть, если источником шума является включенный внешний блок кондиционера, звук от работы которого не превышает регламентированных федеральным законом 50 децибел, то нарушения нет.
Однако если источник шума — это особый случай, то даже звук в 40 децибел будет являться нарушением. К таковым относятся:
- крики, пение, игра на музыкальных инструментах, передвижение мебели и т. д.;
- ремонт;
- строительные работы;
- погрузочно-разгрузочные манипуляции;
- прослушивание музыки на аудиоаппаратуре;
- продолжительная работа автомобильной сигнализации (только в том случае, если владелец автомобиля фактически имеет возможность отключить устройство — находиться дома или непосредственно в или около транспортного средства);
- использование пиротехнических средств.
2. Особое правило праздников
Законом «О тишине» Нижегородской области предусмотрено особе правило касательно шума, издаваемого пиротехническими средствами. В обычное время если гражданин будет запускать салюты и фейерверки в ночное время суток, то это будет классифицироваться как административное правонарушение.
Однако в новогодние праздники действует исключение. Запуск пиротехники в ночное время суток в период с 22 часов вечера 31 декабря по 3 часа 1 января не расценивается как нарушение закона «О тишине».
Аналогичное частное условие действует в праздник «Дня Победы». Использование пиротехники в период с 21 часа вечера до окончания дня 9 мая не расценивается как нарушение закона «О тишине».
3. Существующие исключения
Помимо ситуаций, которые в любом случае будут расцениваться как нарушения независимо от уровня издаваемого шума, законом «О тишине» Нижегородской области также предусмотрены исключения. Действия, входящие в список, ни при каких обстоятельствах не будут расцениваться как совершенное административное правонарушение.
К таковым относятся ситуации, совершаемое действие, в ходе выполнения которого допустимой уровень шума в ночное время суток, а также в выходные и праздничные дни в период с 12:30 до 15:00 превышает, обусловлено необходимостью:
- предотвращению совершаемых или готовящихся к совершению противоправных и нарушающих действующее законодательство деяний (например, задержание, выполняемое сотрудниками полиции);
- обеспечению безопасности населения (например, сирены машин скорой помощи);
- постоянного функционирования жизнеобеспечения населения (например, какие-либо громкие действия, производимые в или возле больницы);
- предотвращения аварийной ситуации (например, проведение срочной эвакуации с завода);
- проведению срочных восстановительных работ (например, устранение протечки в газопроводе).
Также под нарушения не попадает нарушение шума, причиной которого являются какие-либо заранее согласованные массовые мероприятия: концерты, фестивали и т. д.
Ответственность за нарушение норм тишины
Если в ходе проведения проверки и административного следствия удастся доказать, что факт нарушения тишины действительно имел место быть, то ответственное лицо будет привлечено к ответственности. Она выражается в виде штрафа на сумму:
- от 500 до 2 тыс. руб. — наказание в отношении физических лиц, включая граждан, которые являются индивидуальными предпринимателями;
- от 1 тыс. до 4 тыс. руб. — наказание в отношении должностных лиц (граждане, совершившие правонарушение в ходе исполнения или неисполнения своих прямых должностных обязательств, которые предусмотрены их трудовой деятельностью или службой);
- от 5 тыс. до 20 тыс. руб. — наказание в отношении юридических лиц.
При совершении повторного нарушения суммы штрафов увеличиваются до отметки:
- в 2-5 тыс. руб. — для граждан;
- в 4-15 тыс. — для должностных лиц;
- в 15-30 тыс. — для юридических лиц.
На Заметку: Нарушение считается повторным, если оно произошло в период, когда с момента совершения предыдущего аналогичного правонарушение прошло не больше шести календарных месяцев.
Как реагировать на шум соседей?
Если соседи шумят в неположенное время, то первым делом нужно просто попробовать решить вопрос, договорившись с ними. Если это не принесло результатов, то в следующий раз при нарушении тишины следует вызвать участкового сотрудника полиции для фиксации обстоятельств происходящего события.
На Заметку: Вызывать участкового можно и в любой другой момент времени. Однако в таком случае привлечь виновника к ответственности скорее всего не получится, так как заявителю придется доказывать факт того, что сосед действительно нарушал тишину, и что звук превышал допустимые нормы. Во-первых, в отсутствии специализированного оборудования это сделать невозможно, во-вторых, даже при наличии аппаратуры сосед, естественно, не будет шуметь. То есть доказать факт нарушения закона не удастся.
Если источником шума является организация, расположенная на первом этаже многоквартирного дома, то можно сразу подавать официальную жалобу в местное управление Роспотребнадзор. По данному обращению сотрудники ведомства проведут внеплановый аудит компании, в ходе которого измеряют шум. Если факт нарушения правила соблюдения тишины действительно подтвердится, то организацию и ее должностных лиц, ответственных за сложившуюся ситуацию, привлекут к административной ответственности и обяжут устранить источник шума.