Предлагаем поговорить про выбор амортизационной группы и определение срока полезного использования. Разберемся, какими документами обосновать свой выбор, чтобы избежать претензий по поводу необоснованного уменьшения СПИ и, соответственно, налогооблагаемой базы по имущественному налогу и налогу на прибыль. Дадим комментарий к Определению Верховного суда РФ от 10.08.2024 № 304-КГ18-11694 по делу № А67-4196/2017.
Почему грамотный выбор амортизационной группы важен
Ошибочное отнесение объекта основных средств к какой-либо амортизационной группе автоматически означает, что произошло уменьшение срока его полезного использования (СПИ), что, в свою очередь, приводит к снижению величины налогооблагаемой базы:
- по имущественному налогу (по причине уменьшения среднегодовой стоимости объекта);
- по налогу на прибыль (на сумму затрат по амортизационным отчислениям).
Читайте также статью ⇒ «Амортизационная премия в налоговом учете«.
Какими документами можно обосновать выбор амортизационной группы
Во избежание споров с налоговой службой, следует документально обосновывать свой выбор амортизационной группы для объекта основных средств. Наряду с Классификацией основных средств, предприниматели должны подготовить список других документов. Если изучить судебную практику по данному вопросу и выявить случаи, когда судьи признавали доначисленные налоговой службой налоги незаконными, можно составить перечень таких документов, включающий в себя:
- заключение независимого эксперта об установлении амортизационной группы;
- Федеральный закон о безопасности дорожного движения;
- скриншоты с сайта завода-изготовителя объекта основного средства;
- Постановление Правительства РФ о государственной регистрации техники;
- свидетельство о регистрации транспортных средств;
- Технический регламент № 720;
- паспорт основного средства;
- техническая документация объекта ОС.
Разбор конкретной ситуации
Изучим дело № А67-4196/2017. Налоговая служба подала исковое заявление с требованием признать тот факт, что компания неправильно выбрала амортизационную группу (объекты были включены в I и II амортизационную группу). По словам представителей ФНС, спорные объекты принадлежат к группе специальных транспортных средств (IV амортизационная группа), а не к оборудованию и агрегатам, как утверждает владелец организации. В перечень спорных объектов входят:
- установки для ремонта и освоения скважин А-60/80 (Кунгур-80) на шасси КрАЗ 63221;
- установки смесительных УС-6-20 НУ на шасси Урал 4320;
- установки насосные с баком УНБ 125/32У на шасси Урал;
- агрегаты подъемные А 60/80 на шасси КрАЗ 63221;
- подъемные установки УПА 60/80 на шасси КрАЗ 63221 и т.д.
Организация присвоила агрегатам и установкам коды ОКОФ:
- 14 2928060 «Оборудование для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин»;
- 14 2928554 «Оборудование для подготовительных работ при ремонте и обслуживании эксплуатационных скважин, интенсификации добычи и цементирования скважин…».
Организация пыталась доказать необоснованность претензий со стороны налоговых органов, указывая на следующие моменты:
- завод-изготовитель, Ростехнадзор и Росстандарт квалифицируют перечисленные технические изделия как оборудование;
- агрегаты и установки — это не транспортные средства (они не оборудованы кузовом для грузов, пассажирскими местами), функциональное назначение данных объектов основных средств — не перевозка оборудования от скважины к скважине, а проведение ремонтных, буровых и сопутствующих работ и операций.
Сторону налоговых органов приняли сразу 3 судебные инстанции, а судья Верховного суда РФ не направил дело на пересмотр (Определение от 10.08.2024 № 304-КГ18-11694). Налоговой инспекции удалось доказать, что компания осуществила неверный выбор амортизационной группы, благодаря свидетельским показаниям и документам, о которых говорилось ранее в статье.
Позиция суда была следующей. Судьи указывали на то, объекты основных средств группируются в амортизационные группы по основному критерию — сроку полезного использования (периоду, на протяжении которого объекты эксплуатируются владельцем для достижения им цели своей деятельности). Документы, которые были представлены в материалы дела, доказывают, что срок службы рассматриваемых объектов ОС составляет 8-9 лет как минимум.
Перечисленные ниже обстоятельства говорят о том, что ОС являются специальными транспортными средствами и относятся к IV амортизационной группе (СПИ = 7-10 лет включительно):
- Все основные средства оборудованы шасси КрАЗ, Урал, включают в себя двигатели внутреннего сгорания, экипажную часть, генератор, шасси, тормозное оборудование, электрооборудование и другое оборудование.
- Оборудование, находящееся на данных основных средствах (шасси), отдельно от них работать не может, т.к. привод на верхнее оборудование идет от основного силового агрегата (ДВС).
- Водитель, чтобы управлять транспортным средством, должен предварительно получить водительское удостоверение категории С.
- Объекты ОС могут передвигаться самостоятельно по дорогам общего пользования и по бездорожью.
- Они поставлены на учет в ГИБДД, за них уплачивается налог на транспорт.
Законодательные акты по теме
Определению Высшего суда РФ от 10.08.2024 № 304-КГ18-11694 по делу № А67-4196/2017 | Решение по делу про неправильный выбор амортизационной группы |
Типичные ошибки
Ошибка: Налогоплательщик не смог обосновать свой выбор амортизационной группы для объектов основных средств, ссылаясь на Классификацию ОС.
Комментарий: Выбор амортизационной группы необходимо обосновывать документами, свидетельствующими о правильном выборе амортизационной группы. В противном случае, у налоговых органов могут возникнуть претензии, и дело дойдет до суда.
Ошибка: Налогоплательщик посчитал, что выбор амортизационной группы для объекта ОС не столь важен, и что последствий неверного выбора не будет.
Комментарий: Неверный выбор амортизационной группы повлечет за собой неправильное определение срока полезного использования ОС, вследствие чего необоснованно уменьшается налоговая база по налогу на прибыль и налогу на имущество.
Ответы на распространенные вопросы про выбор амортизационной группы
Вопрос №1: Компания реконструировала 2-этажное административное здание 1962 года постройки. Был сделан теплый пристрой и надстроены 3 этажа. Можно ли старое здание признать самостоятельным объектом и отнести его к 10-ой амортизационной группе, а пристрой и надстрой, принятые к учету после реконструкции, отнести к 7-ой амортизационной группе?
Ответ: Нет, так поступить нельзя. Налоговая служба предъявит претензии по занижению налога на имущество и налога на прибыль. А суд примет сторону ФНС, основываясь на техническом паспорте нежилого строения, проекте на реконструкцию объекта, результатах строительно-технической экспертизы, проведенной ИФНС во время проведения налоговой проверки. См. Определение Верховного суда от 17.06.2014 № ВАС-7306/14 по делу № А50-8692/2013.
Вопрос №2: Подтверждает ли судебная практика тот факт, что перечисленные в статье документы разрешается использовать при установлении амортизационной группы в отношении любых видов основных средств, а не только специальных транспортных средств?
Ответ: Да. Обратите внимание на Определение Верховного суда РФ от 03.11.2016 № 305-КГ16-14236 по делу № А40-127925/2015. В ходе рассмотрения дела судом налогоплательщик не подтвердил обоснованность выбранного срока полезного использования объекта ОС (5 лет). В соответствии с техническим паспортом, СПИ составляет 10 лет. Также просмотрите Определение Верховного суда РФ от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015. Организация отнесла силовые кабели и кабельные удлинители к 1-ой амортизационной группе с СПИ 24 месяца. Данные объекты должны быть отнесены ко 2-ой группе с СПИ от 2 до 3 лет включительно, согласно государственным стандартам РФ, техническим паспортам и техническим условиям.