В Российской Федерации основным междугородним транспортным средством, несмотря на заметное развитие частной гражданской авиации, остается железнодорожный транспорт. В первую очередь это обусловлено относительной дешевизной услуг.
Многие граждане не знакомы со всеми особенностями и нюансами перемещения на железнодорожном транспорте. Для облегчения путешествий и для обеспечения большего комфорта достаточно следовать нескольким простым рекомендациям.
Покупка билета
Не знающие граждане считают, что нельзя заранее узнать качество поезда (если это конечно не «Сапсан» и «Аллегро»). Однако это не так. Узнать тип поезда, а следовательно, и определить его примерное качество и состояние, можно по номеру рейса:
- от 001 до 150 – постоянные скорые рейсы;
- от 151 до 298 – сезонные или добавочные скорые рейсы;
- от 301 до 450 и от 601 до 698 – регулярные пассажирские рейсы;
- от 451 до 598 – сезонные и разовые рейсы;
- от 751 до 750 – быстрые рейсы, со средней скоростью движения состава от 91 км/ч до 160 км/ч;
- от 751 до 788 – быстрые рейсы, со средней скорость движения состава от 161 км/ч.
Лучше всего покупать билеты на скоростные поезда и на регулярные скорые и пассажирские рейсы. Дополнительные и сезонные составы комплектуются вагонами по принципу «что осталось». В них может не оказаться большого количества розеток, биотуалетов, кондиционеров.
Непосредственно в вагоне при желании и при наличии свободных мест (тех, на которые не были приобретены билеты) пассажир вправе попросить проводника сменить место.
Рекомендации, права и советы
Для более комфортного путешествия пассажиру необходимо помнить о своих правах и следовать рекомендациям.
- Всегда можно попросить проводника оказать помощь в застилке койки. Это его обязанность.
- При наличии объемного багажа лучше всего покупать места рядом с купе проводника (не нужно будет далеко нести вещи).
- Чаще всего у проводника в купе имеется микроволновка. Пассажир всегда может попросить воспользоваться ей для разогрева еды.
- Каждый гражданин в дополнение к основной стоимости билета может заказать завтрак, обед и ужин. Цены для вагонов разных классов: https://prnt.sc/wmu0mr
- Пассажир всегда может пожаловаться на буйного пассажира. Если проводник не сможет собственными силами успокоить его, то гражданин будет высажен с поезда силами транспортной полиции.
- Каждый пассажир вправе бесплатно пользоваться имеющимися в вагоне розетками.
- У проводника всегда можно попросить аптечку, в которой имеются базовые предметы и средства для оказания первой помощи (бинты, антисептики, пластырь и т.д.).
- Пассажиры могут бесплатно попросить на время настольные игры. В каждом вагоне есть как минимум одна набор для игры в шашки, шахматы и домино.
- При путешествии в новых вагонах каждый пассажир может воспользоваться душем (услуга платная).
- Каждый пассажир поезда может пользоваться всеми его санузлами независимо от номера вагона.
- Пассажир может попросить проводника разбудить себя в определенное время (только в случае, если это необходимо для схода с поезда).
- Граждане могут сойти с поезда в любом месте и находиться в населенном пункте в течение 10 суток, а после чего продолжить поездку в другом составе. Услуга платная. Гражданину потребуется оплатить 203 руб. за переоформление билета и стоимость занимаемого места в другом составе. Остальная часть расходов будет действовать по предыдущей поездке (сам билет, страховка и т.д.).
- В некоторых современных составах имеется специальная игровая комната для детей, услуги которой абсолютно бесплатны. Например, в фирменных скоростных поездах «Аллегро», которые курсируют по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки.