По данным Международного валютного фонда (МВФ), страны с переходной экономикой могли бы лучше бороться с неравенством, повысив шкалу подоходного налога с населения. Они считают эту меру особенно важной, так как роль налога возрастает с общим ростом доходов в стране. При этом МВФ признает, что НДФЛ эффективно собирается в развитых странах, в то время как в бедных странах с присущей им высокой долей теневого сектора может быть обложена только часть населения (чиновники и сотрудники транснациональных корпораций) полностью собраны, облагаются этим налогом.
Экономисты МВФ Дора Бенедек, Хуан Карлос Бенитес и Чарльз Веллутини в своей работе «Развитие налога на доходы физических лиц в странах с переходной экономикой и бедных странах» на основе данных из 157 стран за период 1990–2019 гг показали, что увеличение доли налог на доходы физических лиц в государственных бюджетах идет рука об руку с увеличением всех государственных доходов. Видно, что доля НДФЛ в доходах развитых стран росла до 1990-х гг., а за указанный период снизилась с 9,6% до 8,6% ВВП.
По тому же пути сейчас идут развивающиеся страны: пока (1990-2019 гг.) доля подоходного налога в доходах растет: с 1% до 2,1% ВВП для бедных и с 1,9% до 3,1% для стран с переходной экономикой.
МВФ связывает это с увеличением ВВП на душу населения, увеличением числа заработных плат в государственном секторе и сокращением числа самозанятых и сельскохозяйственных рабочих, которые больше связаны с неформальным сектором.
Уточним, что прогрессивная шкала подоходного налога с населения действует в подавляющем большинстве бедных стран, в отличие от стран с переходной экономикой, где часто используется плоская шкала с низкой налоговой ставкой. Во многих странах с переходной экономикой с социалистическим прошлым, включая Россию, Румынию и Казахстан, вне зависимости от наличия плоской или прогрессивной шкалы ставка налога на доходы физических лиц не превышает 15%. Для сравнения: в Западной Европе, Японии, Австралии максимальная ставка налога на доходы физических лиц, как правило, составляет не менее 40%.
МВФ отмечает, что улучшение условий для сбора налога на доходы физических лиц увеличивает общий объем налоговых поступлений. Однако бедные страны больше полагаются на косвенные и коммерческие налоги.
Однако им сложно эффективно собирать подоходный налог с населения из-за крупного неформального сектора и, как правило, более высоких затрат на этот процесс. В странах с бедной экономикой этот налог взимается только с части населения: работников бюджетной сферы и сотрудников крупных транснациональных компаний.
Экономисты МВФ анализируют плюсы и минусы прогрессивного налогообложения
Для учета роли прогрессивной шкалы в борьбе с неравенством аналитики МВФ использовали индекс Масгрейва-Тина, который рассчитывается как разница между коэффициентами Джини (показатель степени социального расслоения) до и после сбора налогов. По данным МВФ, средний потенциал подоходного налога с населения для сокращения неравенства доходов в бедных странах составляет около 1,7 балла Джини, что является довольно выдающимся результатом. В странах с переходной экономикой показатель составил 3,7 балла, они также не используют весь свой потенциал, считают в фонде. Они уверены, что у этих стран есть большие возможности увеличить прогрессивный подоходный налог (увеличив максимальную ставку) для снижения неравенства.
Помните, что в России время от времени требуются более высокие налоги на высокие доходы. Правительство уже пошло по этому пути, прогрессивная шкала НДФЛ в РФ действует с 1 января 2021 г. Граждане, чей годовой заработок превышает 5 млн рублей, платят с превышения этой суммы не 13%, а 15%. Это правило не распространяется на единовременные доходы, такие как страховые выплаты или суммы от продажи товаров, кроме ценных бумаг. Министр финансов Антон Силуанов ранее заявлял, что дальнейшего повышения подоходного налога в 2024-2024 годах не планируется, в Минфине считают, что введение 15% НДФЛ для людей с высокими доходами было правильным, но конкретным решением.