В 2018 году в РФ была одобрена реформа, предусматривающая увеличение возраста, по достижении которого граждане получают возможность ухода на пенсию. В результате этого корректировки фактически не коснулись лиц, которым до пенсии осталось еще много лет. Для них поменялся только конечный возраст: 65 лет и 60 лет (мужское и женское население соответственно).
Однако некоторые лица после принятия реформы стали вынуждены «догонять» рост возраста. В этих ситуациях часто появляются проблемы с определением года, в котором, «догоняющие» увеличивающуюся планку, смогут начать получать выплаты от государства.
Пенсионная реформа – общие изменения
Реформа, принятая в 2018 году, привнесла три масштабных изменения в действующий режим пенсионного страхования. Они касаются:
- возраста;
- стажа;
- ИПК.
Возраст
В результате изменений возраст, при которым население РФ получают пенсию, увеличился на 5 лет:
- для мужского населения – до отметки в 65 лет;
- для женского населения – до отметки в 60 лет.
Правительством было запланировано, что повышение будет не одномоментным. Жителей РФ ожидает равномерное изменение возраста. Суммарно процедура будет продолжаться 9 лет с 19 по 28 годы. Изменения реформы коснутся всех мужчин, родившихся в 1959 году или позднее, и женщин, родившихся в 1963 году или позднее.
Реформа не предусматривает ретроспективные изменения: те пенсионеры, которые стали таковыми до момента ввода корректировок реформы в силу году по старым нормам, сохранят ее.
Подробная схема повышения для мужского населения страны выглядит следующим образом:
Год рождения (месяцы указаны включительно) | Год получения права на пенсионное обеспечение | Возраст получения права выхода на пенсионное обеспечение |
1959 | 2019 (январь – июнь) | 60,5 лет |
2020 (июль – декабрь) | 60,5 лет | |
1960 | 2021 (январь – июнь) | 61,5 лет |
2024 (июль – декабрь) | 61,5 лет | |
1961 | 2024 | 63 года |
1962 | 2026 | 64 года |
1963 и позже | 2028 | 65 лет |
Подробная повышения для женского населения страны представлена в таблице:
Год рождения (месяцы указаны включительно) | Год получения права на пенсионное обеспечение | Возраст получения права выхода на пенсионное обеспечение |
1963 | 2019 (январь – июнь) | 55,5 лет |
2020 (июль – декабрь) | 55,5 лет | |
1964 | 2021 (январь – июнь) | 56,6 лет |
2024 (июль – декабрь) | 56,5 лет | |
1965 | 2024 | 58 года |
1966 | 2026 | 59 года |
1967 и позже | 2028 | 60 лет |
На Заметку: Следует отметить тот факт, что до 2024 года повышение будет осуществляться раз в два года. Такая методика была запущена в целях недопуска ситуации, когда лица, которым при старте реформы до пенсии осталось 1-2 года, были вынуждены «догонять» возраста вплоть до 2028 года.
Повышение минимально необходимого стажа
Вместе с увеличением возраста пенсионная реформа привнесла и повышение отметки минимального стажа, наличие которого необходимо для получения права на оформление обеспечения.
Было решено, что отметка стажа будет расти также постепенно, как и возраст. Она увеличивается с 2019 года. Повышение закончиться в 2024 году. Необходимый стаж для получения пенсии по годам представлен ниже:
- 2019 – 10 лет;
- 2020 – 11;
- 2021 – 12;
- 2024 – 13;
- 2024 – 14;
- 2024 и следующие года – 15.
Если гражданин на момент достижения возраста выхода на пенсию не имеет минимальный стаж (в 2021 году – 12 лет), то он будет вынужден продолжать работать, пока:
- не наберет необходимое количество лет стажа;
- не достигнет возраста выхода на социальное пенсионное обеспечение.
В учитываемый стаж включаются периоды, когда гражданин:
- являлся официально трудоустроенным, и его работодатель совершал на обязательные отчисления (включая периоды действия отпусков и временной нетрудоспособности);
- выполнял какую-либо работу на основании заключенного соглашения гражданско-правового характера, и его заказчик совершал обязательные отчисления;
- необоснованно был отстранен от работы;
- необоснованно был помещен под стражу правоохранительными органами (только если в это время гражданин являлся официально трудоустроенным);
- проходил срочную службу в армии;
- находился в декрете (только женщины);
- находился в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (суммарно учитывается не более 3 лет подобных периодов);
- осуществлял уход за недееспособным или пожилым (старше 80 лет) человек при этом, не являясь официально трудоустроенным;
- являлся индивидуальным предпринимателем (если в течение этого времени он совершал страховые отчисления за самого себя);
- проживал вместе с супругом военнослужащим в местах, где было невозможно трудоустроиться;
- проживал вместе с супругов государственным служащим за границей, не имея возможности трудоустроиться.
За каждый год гражданин получает баллы в следующем количестве:
- при работе, при необоснованном отстранении или ограничении свободы – согласно заработку;
- при индивидуальном предпринимательстве – согласно совершенным отчислениям;
- при службе в армии, при уходе за инвалидами, недееспособными или пожилыми, при проживании совместно с супругом в отсутствии возможности трудоустроиться – 1,8 балла;
- при уходе за первым ребенком – 1,8 балла;
- при уходе за вторым ребенком – 3,6 балла;
- при уходе за третьим и последующим ребенком – 5,4 балла.
Важно: Указанные в списке периоды (кроме времени ведения трудовой деятельности) включаются в общий страховой стаж только в том случае, если до момента их начала и после окончания гражданин официально работал или являлся индивидуальным предпринимателем, совершающим взносы за самого себя.
Увеличение минимально необходимого ИПК
В отличие от возраста и стажа, перевод пенсионной системы Российской Федерации на использование баллов произошел в 2015 году. Пенсионная реформа 2018 года только подтвердила эти изменения.
Начиная с 2015 года пенсионные накопления граждан стали пересчитываться в специальные условные единицы – «пенсионные баллы». Их стоимость определяется на государственном уровне и индексируются ежегодно. Например, в 2021 году цена одного пенсионного балла составляет 98 руб. 86 коп. Если гражданин выйдет на пенсию в 2021 году, то его накопленный ИПК (сумма заработанных баллов) будет рассчитываться с учетом этой актуальной стоимости.
Так же, как возраст и минимальный стаж, количество необходимых баллов для выхода на пенсию ежегодно увеличивается с 2015 года. Повышение прекратиться в 2025 году. Темпы роста выглядят следующим образом:
- 2021 год – 21 единица;
- 2024 год – 23,4;
- 2024 год – 25,8;
- 2024 год – 28,2;
- 2025 год – 30.
Исключения пенсионной реформы
До ввода в действие реформы некоторые лица в качестве исключения зарабатывали право на пенсию раньше положенного. Эти нормы сохранились и после увеличения возраста. Единственный момент: сейчас они учитываются от уже увеличенных значений.
К лицам, раньше положенного получающим право на пенсию, относятся:
- Сотрудники учреждений здравоохранения и образования:
- получают пенсию на стандартных условиях, если не имеют выслуги;
- получают пенсию по достижению требуемой выслуги (25-30 лет исходя от пола и профессии), при этом возраст не принимается во внимание.
- Граждане, постоянно живущие и работающие на Крайнем Севере или в зонах со статусом Крайнего Севера: получают пенсию в 55 лет (женское население) и в 60 лет (мужское население), если накопили требуемый северный стаж (показатель меняется исходя от места жительства и наличия детей).
- Женщины, являющиеся многодетными матерями:
- при трех детях – минус три года, в 57 лет;
- при четырех детях – минус четыре, в 56 лет;
- при пяти и более детях – минус десять, в 50 лет (правило не было изменено).
- Граждане, имеющие большой стаж труда на опасных или вредных производствах: досрочная пенсия на 3-10 лет раньше (в зависимости от профессии и имеющегося стажа).
Если показатели не набраны?
Если условия не будут получения выплаты от государства удовлетворены, то гражданин будет должен:
- при нехватке отработанных лет – трудиться до достижения минимального показателя или до исполнения возраста получения социальных выплат;
- при нехватке ИПК – работать до достижения минимального показателя, до исполнения возраста получения социальных выплат или же самостоятельно докупить необходимые баллы, совершив взносы за самого себя.
Последние новости
В течение последних пары лет в различных новостных изданиях и интернет-ресурсах неоднократно появлялись статьи, в которых рассказывалось о якобы предстоящей отмене реформы 2018 года.
Однако все эти новости о якобы готовящейся отмене не подкреплены никакими фактами. Они основываются на том, что некоторые председатели Государственной Думы, в частности члены партий «ЛДПР» и «Справедливая Россия», открыто отмечали, что увеличение возраста – это ошибка. Но по достоверной информации никаких новых изменений, касающихся возвращения показателей в 55 и 60 лет не предвидится.