Бывают ситуации, когда ИФНС необходимо провести повторную налоговую проверку. Руководителю и бухгалтеру организации важно понимать причины, послужившие поводом для проведения данной проверки, порядок проведения проверки и юридические аспекты, знание которых может позволить оспорить полученные в ходе проверки результаты. В статье расскажем, в каких случаях проводится повторная налоговая проверка, рассмотрим ее порядок.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная налоговая проверка проводится в тех компаниях, где ранее проверка уже проводилась. Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторная налоговая проверка может проводиться в любое время, независимо от времени проведения первой проверки, но обязательным условием является:
- проверка тех же налогов;
- проверка того же налогового периода.
Кто проводит повторную налоговую проверку
В соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ повторная налоговая проверка может проводиться различными инстанциями и по разным поводам:
Проверяющая инстанция | Причина проведения повторной проверки |
Вышестоящий налоговый орган | Контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку |
Налоговый орган, ранее проводивший проверку (на основании решения руководителя / заместителя руководителя) | Предоставление налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. |
Что является предметом повторной налоговой проверки?
Предметом повторной налоговой проверки является деятельность организации за тот период, который проверке уже подвергался. В ходе проверки не исключается переоценка выводов, полученных в ходе первоначальной проверки, составление нового юрисдикционного акта, в котором будут отражены полученные в процессе проверки недоимки по налогам и пени (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 5-П).
Какой период охватывается при повторной проверке
Повторная налоговая проверка может охватывать различные периоды в зависимости от ситуации (ст. 89 НК РФ):
Причина, послужившая поводом для проведения повторной налоговой проверки | Период |
Предоставление налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного | Период, за который предоставлена уточнённая налоговая декларация |
Контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку | Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки. |
Реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика | Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки. |
Пример 1. ООО «АБВ» в 2016 году получило письмо от ИФНС с Постановлением о проведении повторной налоговой проверки. Таким образом, на основании вынесенного решения, налоговый орган имеет право проверить организацию за период с 2013 г. по 2015 г. Периоды, предшествующие 2013 году, налоговой проверке подлежать не могут.
Алгоритм проведения повторной налоговой проверки
Повторная налоговая проверка проводится лишь на основании Решения о проведении данной проверки. Внезапность повторной налоговой проверки исключена! При проведении повторной налоговой проверки возможен следующий порядок:
Этап проверки | Комментарий |
Ознакомление с Решением ИФНС о проведении проверки | Данное Решение чаще всего направляется почтовым отправлением. |
Проверка документации | Представители ИФНС могут запросить:
· учредительные документы; · Устав; · Свидетельство о постановке на налоговый учёт; · бухгалтерские документы и т.д. |
Предоставление Акта налоговой проверки | Через 2 недели после проведения повторной налоговой проверки предоставляется Акт о проведении проверки, где отражены все аспекты проведённой проверки с принятием соответствующего решения. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (ст. 100 НК РФ) |
Повторная налоговая проверка после оспаривания первоначальной проверки
ИФНС обязана провести повторную проверку в случае оспаривания налогоплательщиком налоговой проверки в суде, но, согласно Постановления Арбитражного суда Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 8163/09, в данном случае инспекция не вправе принимать решение, противоречащее решению суда. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера».
Пример 2. ООО «АБВ» оспорило в суде результат проверки, где ИФНС было принято решение об исключении контрагента ООО «ГДЕ» из сделки и признании сделки незаконной с наложением соответствующих взысканий. Суд принял решение о законности сделки. Таким образом, при повторной проверке обязанностью ИФНС является пересмотр данной ситуации уже с учётом постановления суда.
Поводом для принятия решения, противоречащего решению суда, могут быть выявленные в ходе проверки обстоятельства, не исследованные судом и, соответственно, не получившие должной судебной оценки.
Санкции, применяемые к организации после повторной налоговой проверки
Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ при повторной налоговой проверке санкции могут как применяться, так и не применяться:
Применение санкций | Пояснение |
Санкции не применяются, но назначаются:
|
Выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки. |
Санкции применяются и назначаются:
|
Невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. |
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. При проведении повторной налоговой проверки инспектор запросил у нас оригиналы документов, хотя все копии мы предоставляли. Законно ли это?
Законодательство, а именно ст. 93 НК РФ, не запрещает должностному лицу запросить подлинники документов в случае необходимости. В данном случае действия инспектора вполне законны. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ИП?».
Вопрос №2. В ходе проведения повторной налоговой проверки ИФНС запросила предоставление документов, наличие которых в данный момент мы организовать не в состоянии. Что в этом случае мы можем предпринять?
Согласно п.3 ст. 93 НК РФ предоставление необходимых документов должно быть осуществлено в 10-дневный срок со дня получения соответствующего требования.
Если по каким-то причинам предоставление документов не является возможным – необходимо в течение дня, следующего за днём получения требования, письменно уведомить налоговый орган о невозможности предоставить необходимые документы в указанные сроки с указанием причин, по которым требуемые документы не могут быть предоставлены. В данном же уведомлении необходимо указать сроки, в течение которого проверяемое лицо может предоставить истребуемые документы.
Вопрос №3. У нас проводилась повторная налоговая проверка, но я не согласен с результатами. Что мне можно предпринять?
В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ «Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Читайте также статью: → «Порядок составления возражений на акт выездной налоговой проверки».
При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений».